НОД «В гости к нам пришла зима»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ничипорчук Елена Викторовна

Конспект речевого развития детей, направленный на совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_-_zima.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:


 Конспект открытого занятия по развитию речи в разновозрастной группе

«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблиц).

Ничипорчук Елена Викторовна,

 воспитатель МБДОУ №11

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о зиме. 

Задачи: 

Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные: формировать умения работать в команде, парами. Видеть красоту природы.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Ход занятия:

1.  Организационный момент

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь,

Улыбаться нам не лень,

Дружно скажем: «Добрый день!»

Воспитатель: Предлагаю пройти на ковер и занять места.

Воспитатель: Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.

 Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера, скованные льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)

Воспитатель: Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

Воспитатель: Как вы думаете, почему приснился такой сон. (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что не зря зима приснилась, она хочет убедиться, что вы про нее много знаете. У меня есть льдинки и снежинки. Посмотрим много ли вы знаете о зиме. За каждый правильный ответ в задании будете получать сначала льдинки, потом снежинки. И в конце подсчитаем, сколько всего льдинок и снежинок.

Воспитатель: А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

Воспитатель: Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).

Воспитатель: Ребята, я приготовила чистоговорки, давайте вместе проговорим:

РА –РА –РА- пришла зимняя пора.

ЛО – ЛО –ЛО –в лесу от снега все бело.

СУ – СУ – СУ – стало холодно в лесу.

 

Воспитатель: Все сказали верно. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

Воспитатель: Как называется такое явление? (Снегопад).  

Воспитатель: Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.  

Как на город и лужок выпал беленький...(снежок).

Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик).

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка).

А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).

Воспитатель: Предлагаю разделиться на две команды по волшебному цвету (белый, голубой). Каждый вытянет карточку с определенным цветом. По команде   не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Воспитатель: А сейчас, ребята, вы из белых кружочков построите снежинку, называя слова – родственники, которые вы запомнили.

 - Отлично, назвали правильно слова и получились замечательные снежинки.  

Воспитатель: Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками)

Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения)

С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)

И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)

В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Воспитатель: Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды.  

 Я предлагаю составить рассказ о зиме. Мы его составим с помощью  мнемотаблиц. Внимательно послушайте рассказ, который предлагаю вашему вниманию.  

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие прочитанного:

         - Кто пришел к нам в гости?

-  Чем зима накрыла землю?

- Что происходит зимой?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- В какие зимние забавы можно играть зимой?

Повторное чтение текста воспитателем.

- А теперь я предлагаю детям подготовительной группы самостоятельно составить рассказ, а детям старшей группы необходимо подобрать картинки и наклеить их.

Воспитатель: Мнемотаблицы составлены. Предлагаю послушать рассказ Кати, Оли.

Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю разделиться на пары и проверить друг друга, правильно ли составили рассказ о зиме. Если все правильно, то пара получает по снежинке.

Рефлексия. Подсчитаем, сколько же у нас получилось льдинок и снежинок7

Какие задания были трудные, почему? Что было сделать легко?

Вы большие молодцы.

У нас появился какой-то сугроб.  Посмотрим. Это сюрприз от Зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "В гости к нам пришла зима"

конспект образовательной деятельности, в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

Сценарий новогоднего праздника "В гости к нам пришла зима" для младшей группы.

Сценарий предназначен для детей младшей группы. Незатейливый сказочный сюжет уведёт ребят в сказку, где их ждёт встреча с Зимушкой, Снегурочкой и Дедом Морозом. Весёлые новогодние песни, хороводы, тан...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

В гости к нам пришла зима!

В данной разработке представлен практический материал для педагогов: стихотворения, загадки, считалки и подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"....

Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»

Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...