Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семехина Олеся Александровна
Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"
 
Конспект НОД занятия по экологии (подготовительная группа).
 
 Подготовила : Семехина Олеся Александровна
 
Цель: Познакомить детей с различными видами камней (простые: морские и речные, ценные: розовый кварц, аметист, змеевик, малахит, горный хрусталь, нефрит, гематит).
 
Образовательная задача: 
1. Формировать представление о том,  что камни в природе есть в земле,  по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни - всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.            
2. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
3. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней.  Расширять словарный запас.
 
 
Развивающая задача: 
1. Развивать сенсорные ощущения (тактильное, зрительное восприятие), интерес к труду людей и добычи камней.            
2. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. 
3. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском            саду и дома.
 
 
Воспитательная задача:
1. Воспитывать интерес к камням и неживой природе.
2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
 
Материалы к занятию:
 
набор речных и морских камней.
розовый кварц, нефрит, малахит, аметист, горный хрусталь, змеевик, гематит, изумруд, бриллиант.
стакан с водой,  салфетки (на каждого ребёнка).
аудиозаписи  спокойная музыка (саксафон), «шум волн».
Фотографии  гор и горных ландшафтов.
Шкатулка с драгоценными камнями, ювелирные украшения.
 
Организационный момент
 
Дети сидят полукругом перед столом , на котором выложены две горсти камней: морские и речные.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Загадка.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. 
Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Да, все верно. Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Чуть позже я вам покажу эти камни.
Посмотрите вот на это фото . Что вы видите?  Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй и под водой.  Дальше обращаю внимание детей посмотреть на камни, которые лежат на столе, морские и речные. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края, они шероховатые и угловатые, имеют не такой красивый окрас. Это , ребята, речные камни.
 
Воспитатель:  Возьмите по одному камушку из каждой горсти. Что вы можете сказать о них?   
Дети:  Они холодные, шероховатые, гладкие, тяжелые, острые.
Воспитатель: Давайте попробуем сложить речные камни в руке. Какие они?
Дети: Тяжелые, шероховатые, острые.
Воспитатель:   А камни тяжелые или легкие?
Дети:  Тяжелые.
Воспитатель: А давайте проверим.
ОПЫТ 1
В стакан с водой опускаем несколько камней. 
Воспитатель: Ребята, что произошло,  почему утонули камни?
Дети: Камни тяжелые.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А теперь скажите мне,  камни твердые или мягкие?
Дети:    Твердые.
ОПЫТ 2
Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. Берем и пытаемся забить в гвоздь камень. Гвоздь не идет в него.
Воспитатель: Подумайте, ребята, почему гвоздь не забился в камень?
Дети:  Камень твердый.
Воспитатель: Итак, мы теперь можем сказать, что камень очень прочный природный материал? (ДА)
ОПЫТ 3                                                                                              
Воспитатель: Теперь прислоните камни к щеке. Какие они, теплые или холодные? (Холодные).
 
 
Воспитатель:  Давайте вспомним и перечислим свойства камней. 
Дети: Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, водонепроницаемые.
Воспитатель:  Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру «Да -нет». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу?». Ваш ответ: Нет! Камень нельзя смять, он твердый.
 
ИГРА “ДА - НЕТ”
       -Камень тонет в воде.
-Камень прозрачный как стекло.
-Гвоздь нельзя забить в камень.
-Камень лёгкий, как вата.
-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .
-Камень легко разбить, как стекло.
-Камень можно растянуть, как резину.
-Из камня можно лепить, как из пластилина.
-Камень не плавает в воде, как дерево.
-Камень можно порвать, как бумагу.
Молодцы! Очень хорошо вы запомнили свойства камней. 
 
ФИЗМИНУТКА «МЫ ГЕОЛОГИ»
А давайте и мы с вами станем геологами и отправимся на поиски камней.
Мы геологами станем. Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).
Молодцы!
 
Далее мы с ребятами рассматриваем ценные камни: 
1. Розовый кварц – это полудрагоценный камень, который чаще всего используется для изготовления ювелирных украшений. Его цвет связан с включением в структуру кремния железа и других металлов. По мнению астрологов минерал обладает магическими и лечебными свойствами.  
2. Малахит - Название камня происходит от древнегреческих слов ‘мальва’ и ‘мягкий’, так как рисунком на срезе малахит напоминал листья мальвы, а податливая мягкость позволяла вырезать из него самые причудливые узоры. 
3. Горный хрусталь - Классический образец горного хрусталя не имеет цвета — он абсолютно прозрачный. Изделия с этим камнем привлекают взгляд, ведь он так красиво лучится и переливается. Его часто путают с бриллиантом. Однако, не всем по душе изделия с безликим, бесцветным камнем. 
 
Ребята, какие еще бывают камни? 
Дети: Драгоценные.
Воспитатель: Кто их обрабатывает? 
Дети: Люди, ювелиры.
Воспитатель:  Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)
Воспитатель:  Из драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны.  Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами. 
Дети с огромным интнресом рассматривают и примеряют украшения.
 
Итог:
Воспитатель: Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели опыты , узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе.
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Простые и ценные камни в природе»

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств....

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"

Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы...

Конспект НОД в подготовительной группе "Простые и ценные камни в природе"

Разработанный мною конспект занятия "Простые и ценны камни в природе" поможет дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей, в горах, что они бываю...

Камни в природе

Знакомство с рознообразием камней в природе и их свойства...

Презентация к занятию по экологии на тему «Простые и ценные камни в природе»

Цель: формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам....

Конспект занятия "Простые и ценные камни в природе".

Приоритетная область "Познавательное развитие"...

Презентация "Простые и ценные камни".

Продолжать знакомить детей со свойствами камней, что они тяжелые, твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений....