Конспект занятия "Простые и ценные камни в природе".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Денисова Ирина Александровна

Приоритетная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prost._i_tsennye_kamni.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Простые и ценные камни в природе».

Приоритетная область – « Познание».

Цель: Дать общие представления о некоторых камнях, познакомить с их применением.

Образовательные задачи:

  1. Дать детям представление о том, что камни в природе есть везде: в земле, по берегам рек и озер, морей. Речные камни – неровные, разной формы, бывают с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны.
  2. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
  3.  Формировать  первое представление о поделочных камнях, которые применяются для отделки зданий  и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор) и добываются в нашей местности.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать у детей  интерес к полезным ископаемым: сенсорные ощущения, умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, эстетические чувства.

Развивающая предметно – пространственная среда темы:

  1. Набор речных и морских камней, кусочки мрамора, гранита – на подносах, сосуд с водой, лупы.
  2. Салфетки на каждого ребенка.
  3. Учебный набор «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, полевой шпат), и набор «Из чего состоит мрамор» (известняк); кусочки дерева, гвозди, молоток.
  4.  Открытки:

- памятник А.С.Пушкину;

- Могила Неизвестного Солдата;

- Московское метро – станция  «Кропоткинская», набережная Москвы-реки     и Красная площадь (изделия из гранита)

 -Новосибирское метро – царство мрамора и т. д.

5.         Проспекты по применению мрамора и гранита местных месторождений.

6.        Музейные экспозиции: изделия, сделанные из мрамора (скульптуры,      светильники, настольные письменные приборы, облицовочные плитки, мозаики, вазы, панно).

Предварительная работа:

  1.  Беседы «Что такое горы», «Подземная кладовая».
  2. Чтение «Про бел-горюч камень» С.М. Голицына.

 Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

В-ЛЬ: Ребята, скажите мне, что нас окружает?

ДЕТИ: Нас окружают предметы.

В-ЛЬ: А что еще?

ДЕТИ: Природа.

В-ЛЬ: Какая бывает природа?

ДЕТИ: Природа бывает живая и неживая.

В-ЛЬ: Какие признаки живой природы вы знаете?

ДЕТИ: Дышит, размножается, растет, двигается, питается.

В-ЛЬ: Давайте с вами поиграем. Я буду называть разные слова, а вы поднимайте соответственно круги. Если живое – то круг зеленого цвета, а если не живое – то круг красного цвета.   Игра «Живое – неживое».

В-ЛЬ: Дети, к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:

   «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы правильно отгадали мои загадки на прошлом занятии. Сегодня я снова поведу вас в мое Подземное Царство, где хранятся каменные тайны. Вот я решила послать вам посылку предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою очередную загадку, которая находится в конверте. Желаю вам удачи.

                                                         Хозяйка Медной горы»

Давайте откроем конверт и отгадаем загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий, в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять,

Кто, дети, загадку мою отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал?

                                            ( КАМЕНЬ)

В-ЛЬ: Правильно ли мы отгадали, ребята, давайте посмотрим (открывает посылку – там камни)

Смотрите, ребята, в посылке камни – значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте о камнях и побеседуем.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Дети садятся за лабораторные столы.

 (на каждом по разносу на двоих детей, камни речные, морские, мрамор, гранит, кусочки дерева, сосуд с водой, салфетки)

В-ЛЬ: Ребята, я вам сейчас включу музыку, а вы закройте глаза, внимательно послушайте её, и представьте себе картину по звукам этой музыки (слушание).

Что ты слышал …? Какая картина получилась? А у тебя…? (ответы детей).

Давайте теперь ещё раз послушаем: слышите, как шумит море? Оно как бы разговаривает с нами. Волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, а они стучат друг о друга. Кто из вас был летом на море? Что вы там видели на берегу?

ДЕТИ: На берегу много разных камней, море шумит.

В-ЛЬ: Ребята, найдите на подносе морские камни и положите их перед собой. Посмотрите на них и расскажите, какие они?

Опытническая деятельность детей:

Дети описывают форму, цвет; какая у них поверхность, какие края -  гладкие, овальные, круглые, твердые, холодные, красивые, разноцветные и т. д.

В-ЛЬ: Как вы думаете, почему они такие? (ответы детей). Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает края, и они становятся гладкими, без единого уголка.

В-ЛЬ: Теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими камнями. Потрогайте их. Что вы можете сказать про речные камни? Какие они? (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами). Так чем же морские камни отличаются от речных? (ответы детей).

В-ЛЬ: Возьмите в руку камень и крепко-крепко его сожмите. Изменил камень форму или нет? (нет). Почему? (он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и кусочек дерева, попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (гвоздь вошел в дерево). Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Как вы думаете, что будет? (предположения детей). Я забиваю, не получается. (В-ль предлагает 2-3 детям попробовать).

В-ЛЬ: Давайте, я еще раз попробую (гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, ребята, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? (Ответы детей: он согнулся, но не забился). Как вел себя камень? Значит, какой можно сделать вывод? (Ответы детей: камень тверже дерева).

В-ЛЬ: Как камень и дерево будут вести себя в воде?

Вот перед вами сосуд  с водой, попробуйте опустить дерево в воду, что с ним произойдет? (Ответы детей: дерево поплывет). А сейчас осторожно опустим камень в воду. Что произошло с камнем? (Ответы детей: он утонул). Почему? (Ответы детей: он тяжелее воды). Почему же плавает дерево? (Ответы детей: оно легче воды).

В-ЛЬ: Ребята, обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его, какой он сейчас? (Ответы детей: мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Ответы детей: цветом (мокрый камень темнее)).

В-ЛЬ: Где мы с вами можем встретить камни? (Ответы детей: в реке, в море, на дороге, в песке и т.д.). А есть ли камни в нашей группе? (Ответы детей: в музее камней, в макете вулкана, в лотке пескостола, в аквариуме).

В-ЛЬ: А как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? И как? (ответы).

В-ЛЬ: Ребята, я хочу вместе с Хозяйкой Медной Горы познакомить вас с еще одним интересным камнем.  Называется этот камень – гранит. Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Какой он на ощупь? (Ответы детей: шершавый, неровный).

Он весь одного цвета? (Ответы детей: нет, он разноцветный, красивый).

В-ЛЬ: Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Оказывается гранит – это черная порода. Если внимательно посмотрим, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зерен. Они разные по цвету и виду. В состав гранита вошли три разных камня:  - сверкающий кварц,

                     - темная слюда,

                     - цветной полевой шпат   (показывает).

Из гранита строят набережные рек, изготавливают памятники. Но есть у гранита его давний соперник - это мрамор.

Мрамор – тоже горная порода (в-ль показывает детям мрамор).

Найдите у себя на подносах мрамор и возьмите его в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Ответы детей: он гладкий, блестящий, красивый).                              

 В-ЛЬ: Мрамор, как и гранит, состоит из нескольких компонентов. В его состав входят:- кальций,

- известняк,

- цветные примеси, которые придают ему разную окраску (показывает).

В-ЛЬ: Посмотрите на мрамор через лупу, что вы видите? (ответы). Мрамор для строителей – главный отделочный материал. И самым ценным является белый мрамор (показывает).

Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в Новосибирском метро – им украшены многие станции. У нас в Искитимском районе тоже есть места добычи этого полезного ископаемого.

Работа с картой:

Дети наклеивают значки на карту. _____

В-ЛЬ: Ребята, а в конверте есть еще какой-то журнал. Давайте его осмотрим. Этот журнал называется «Обруч», в нем напечатана сказка «О чем шептались камешки», которую написал Рыжов И.Н..  Хозяйке Медной Горы очень хочется, чтобы мы ее прочли. После сна я вам ее прочту.

А сейчас все идем в музей на новую экспозицию «Использование природного камня (мрамора)».

Показ экспозиции и рассказ воспитателя.

  1. Добыча мрамора в карьере. Современное оборудование для работы и обработки.
  2. Рассказ воспитателя об отделочных работах (фасады зданий, детали декора в интерьере, подоконники, полы с рисунками, лестницы).
  3. Камины, декоративные элементы (колонны, капители, пилястры и др.)
  4. Реставрационные работы – восстановление полированной фактуры на изношенных мраморных и гранитных ступенях, очистка камня.
  5. Показ объектов, возведенных с применением гранита и мрамора в Москве, Новосибирске, Искитиме (фасады зданий, фонтаны).
  6. Многообразие цветовых оттенков добываемого мрамора и гранита.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Простые и ценные камни в природе»

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств....

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"

Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы...

Конспект НОД в подготовительной группе "Простые и ценные камни в природе"

Разработанный мною конспект занятия "Простые и ценны камни в природе" поможет дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей, в горах, что они бываю...

Камни в природе

Знакомство с рознообразием камней в природе и их свойства...

Презентация к занятию по экологии на тему «Простые и ценные камни в природе»

Цель: формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам....

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе" Конспект НОД занятия по экологии (подготовительная группа).  Подготовила : Семехина Олеся Александровна Цель: Позна...

Презентация "Простые и ценные камни".

Продолжать знакомить детей со свойствами камней, что они тяжелые, твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений....