МИНИ-МУЗЕЙ «КОСМОС»
проект по окружающему миру (средняя группа)
ПАСПОРТ
МИНИ-МУЗЕЙ
«КОСМОС»
для детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_mini-muzey.docx | 267.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Крепыш»»
ПАСПОРТ
МИНИ-МУЗЕЙ
«КОСМОС»
для детей среднего возраста
Гагарин 2021г
Информационная карта проекта
П/н | Раздел | Содержание |
Название проекта | Мини-музей «Космос» | |
Направленность проекта | Создать условия для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно научных представлений об окружающем мире | |
Автор-составитель | Булатова Ю.В. воспитатель | |
База проекта | МАДОУ «Детский сад «Крепыш» г.Гагарин | |
Адресаты проекта | Дети средней группы, воспитатели, родители. | |
Сроки реализации | Долгосрочный сентябрь 2021 –май 2023 | |
Тип проекта | Тип проекта по количеству участников: групповой. Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: познавательный. Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой. | |
Аннотация | Эта тема очень интересна и увлекательна. В мини-музее дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом. Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях. | |
Проблема | Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики. | |
Цель | Формирование у дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, представлений о роли человека в изучении космического пространства | |
Задачи | Для детей: • систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах • расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны; • формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; • развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала; • воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; • воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете; • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений. Для родителей: • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах; • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам; • возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений; Для педагогов: • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; • создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос». | |
Предполагаемый результат | Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, повышение уровня мотивации к занятиям, развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. | |
14. | Оригинальность | Вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами. |
Пояснительная записка
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое, на первый взгляд, невозможно сосчитать, Луна, непонятные туманности. Звездное небо притягивает и завораживает. Чего только нет на небе — туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики.
Дети не имеют достаточных знаний о космосе и поэтому первые представления о космосе, можно и нужно давать им уже в старшем дошкольном возрасте.
Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то — всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду.
В любом случае, ребенку будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце и звездах, о космических кораблях и ракетах, о Гагарине и Королеве.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель мини-музея: создать условия для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно научных представлений об окружающем мире (космос).
Задачи: Познакомить детей с историей развития космонавтики; Сформировать и закрепить первые представления о вселенной; о планетах солнечной системы, их особенностях расположении относительно солнца, о зодиакальных созвездиях;
Углубить знания детей о летательных аппаратах, животных и людях, покоривших космос;
Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки;
Развивать умение использовать экспоненты музея в изобразительно речевой игровой деятельности.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
Эта тема очень интересна и увлекательна. В мини-музее дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом.
Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях.
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Задачи | Содержание |
Подготовительный этап | Методическое обеспечение проекта | Сбор и анализ информации | Подбор иллюстраций о космосе, фотографий о космосе, космонавтах, солнечной системы. Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается. Создание библиотеки книг о космосе. Подбор мультфильмов на тему космоса. Подбор фонотеки. Разработка конспектов занятий и составление картотеки конспектов занятий для разных возрастных групп. Подбор дидактического материала, бесед, загадок и стихов о космосе. Конструирование макета планет Солнечной системы, макета Созвездия северного полушария. Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику. Подготовка сценариев развлечений и досугов.
|
Основной этап
| Работа с детьми | Формировать познавательный интерес. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии. | Разучивание песен, стихотворений на данную тему Беседы: «А.А.Леонов – наш герой-земляк» «Голубая планета – Земля» «Что такое космос»? «Планеты Солнечной системы» «Что у нас над головой?» «Герои космоса» «Тренировка космонавта» «Первооткрыватели космоса» «Здоровье космонавтов» Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!» ООД: Ознакомление с окружающим миром «Наша голубая планета» «Все мы – жители Земли» «Увлекательное путешествие в космос» «Одежда космонавтов» «Вселенная – наш общий дом» «Все профессии важны», «Покорение космоса» «Моя страна. Герои космоса» Безопасность «Человек и его здоровье. Подготовка космонавтов» Рисование «Полет в космос» «Весёлые инопланетяне» «Космонавты» «Ракета в полёте» «Лети, ракета, к звёздам» «Далёкие миры – неизвестные планеты» Лепка «Космические фантазии – инопланетные существа» «Ракета из пластилина», «Космический корабль». Конструирование «Дома для инопланетян» «Космический корабль» «Космодром» «Строим космическую станцию» Аппликация «Полет на луну» «Полёт в космос» «Звездное небо» «Ракета» «Солнце и планеты». Просмотр презентации «Земля в ладонях». Космонавтике посвящается. «Как человек космос осваивал» «Планеты во вселенной» Космолаборатория Опыт: «Почему день сменяется ночью?» Опыт с лучом света Опыт «Шарики на ниточках». Просмотр документального фильма «Другие миры». Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» «Полет на Луну», «Звездные собаки Белка и Стрелка» Выставка детских работ «Этот удивительный космос». Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты» «Космическая эстафета» «Невесомость» «Космонавты» «Солнце – чемпион» Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты» «Путешествие на Луну» «Космические спасатели» «Строители» сюжет «Строим космодром» Дидактические игры (приложение ): «Восстанови порядок в солнечной системе» «Найди лишнее» «Подбери созвездие» «Найди недостающую ракету» «Добавь словечко» «Куда летят ракеты» «Что ближе, что дальше» «Собери созвездие» «Подбери правильную одежду для космонавта» «Для чего нужен в космосе…» «Звезды на небе» Чтение художественной литературы: Я.К. Голованов «Дорога на космодром» В. Кащенко «Созвездие драконов» О.А. Скоролупова «Покорение космоса» Н.Носов «Незнайка на луне» А.Леонов «Я выхожу в космос» В. Бороздин «Первый в космосе» Е. Новичихина «Космонавты» Ю. Макарова «Неудачный полет» Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине» Чтение рассказа В.Драгунского «Восток – 2» Чтение рассказа В. Бородина «Звездолетчики» Прослушивание С. Трошина «На пыльных тропинках далёких планет» Чтение Л. Талимоновой «Сказки о созвездиях» Отгадывание загадок о космосе. Чтение составленных с родителями рассказов «Полет на Луну», «Полет в Космос». Беседа по содержанию. Конкурсы «Стихов о космосе, вселенной, солнечной системе». Рисунков «Наш космос». |
Работа с родителями | Вовлечение родителей в проектную деятельность. | Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом» Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему «Космические фантазии». Составление рассказов с детьми «Полет в Космос», «Полет на Луну» Совместная подготовка к праздникам. | |
Итоговый этап | Оформление продукта | Демонстрация опыта работы. | Оформление мини-музея «Удивительный мир космоса» Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические фантазии» Спортивный праздник «Мы космонавты». |
Риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизация |
Слабая заинтересованность родителей к совместной работе. | Индивидуальные беседы, консультации о значимости совместной деятельности. |
Утеря интереса детей к деятельности. | В проект включены разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми, которые представлены в игровой форме. |
Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. | Индивидуальная работа с детьми. |
Продукт проекта
- Библиотеки книг о космосе.
- Картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику;
- Подборка иллюстраций о космосе, фотографий о космосе, космонавтах, солнечной системы;
- Подборка презентаций, фильмов и мультфильмов на тему космоса;
- Дидактические игры по ознакомлению с космосом;
- Картотеки бесед и конспектов занятий для разных возрастных групп;
- Картотека сценариев развлечений и досугов;
- Материалы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Прогноз развития проекта
Технология мини-музеи в детском саду актуальна и эффективна. Создание мини-музея в группе дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Важная задача при создании мини-музея в детском саду – это построение диалогического взаимодействия педагога и ребёнка в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог. У воспитателя и детей группы есть возможность обратиться к материалам мини-музея в любое удобное время. Благодаря этому материалы коллекции могут использоваться для организации НОД, предметных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Использовать материалы мини-музея на постоянной основе могут воспитанники разных возрастных групп Родители дошкольников, посещающих другие группы, смогут осмотреть мини-музей при организации тематических мероприятий.
А сама коллекция сможет пополняться посетителями, то есть дошкольниками, сотрудниками ДОУ, родителями. Результатом работы становится мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели — расширению познавательных возможностей дошкольников в процессе активной созидательной творческой деятельности.
Приложение
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты».
По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.
Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» и принимают разные космические позы.
Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Невесомость».
Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Дети стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Солнце чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
«Космонавты».
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мини - музей Космос"
Для детей мир всегда полон неизвестного. Развить у ребенка интерес к познанию – важная задача для педагогов и родителей. Попадая в наш мини- музей «Космос» дети с удовольствием рассматривают мак...
КОНСПЕКТ интегрированной НОД Экскурсия в мини-музей «Космос» для детей младшей группы
Цель: способствовать элементарному пониманию значения «Космос», «космонавт», «ракета». Задачи:- расширять представление о космосе;- формировать умения вести диалог с воспитателем: слушать и поним...
Мини - музей "Полет в космос"
Для детей мир всегда полон неизвестного. Так как, коротко рассказать о космосе невозожно, совместно с родителями нашей группы, мы организовали мини - музей "Полет в космос". Экспонаты ...
Музейная педагогика в детском саду. Мини- музей «Мир космоса»
В настоящее время мини-музеи- это неотъемлемая, а в рамках патриотического воспитания даже необходимая часть развивающей среды ДОУ. Это особое, социально организованное пространство, способствующее ра...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Мини-музей «Удивительный космос»
Аннотация В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохра...
Мини - музей "Загадочный космос"
Одной из главных наших задач является - развитие у ребенка интереса к познанию. И именно с этой целью мы стараемся ежемесячно организовывать в группе мини-музеи, благодаря которым наши дети развивают ...
Мини-музей «Тайны космоса»
Цель:Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.Задачи:Познакомить детей с историей развития космонавтики. Сформировать и закр...