Педагогический проект "Для чего нужны заповедники" подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Современным детям, особенно живущим в городе, часто не хватает общения с природой.  Желательно, чтобы дети получили возможность посетить заповедные места. Посещение заповедника позволяет им насладиться красотой природы, услышать пение птиц, видеть прекрасные пейзажи и ощутить гармонию и тишину. Чем больше дети будут узнавать природу заповедных мест своего края, тем больше они будут любить её. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Педагогический проект

«Для чего нужны заповедники?»

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

группы «Звездочка»

                                                       

                                                 Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

                                                        

                                                

                                                             

                                                                                                                                                           

Санкт- Петербург

 2023

 

Проблема:  В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете.  Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,  делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своего края, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

Но с каждым годом состояние природы становится всё хуже. Человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни людей, если не принимать мер.
     Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью создания заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест. Именно поэтому назрела возможность познакомить наших детей с понятием - особо охраняемые природные территории- заповедники. Рассказать детям, как их люди создают и для чего? Заповедник - это островки спасения природы от человека, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Дать понять детям, что
 заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов  Современным детям, особенно живущим в городе, часто не хватает общения с природой.  Желательно, чтобы дети получили возможность посетить заповедные места. Посещение заповедника позволяет им насладиться красотой природы, услышать пение птиц, видеть прекрасные пейзажи и ощутить гармонию и тишину. Чем больше дети будут узнавать природу заповедных мест своего края, тем больше они будут любить её.

     Именно поэтому мы  с  детьми и родителями решили реализовать практико-ориентированный проект «Для чего нужны заповедники?» Проект «Для чего нужны заповедники?» направлен на развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, через ознакомление с заповедниками родного края и его флорой и фауной.

Цель проекта: Ознакомление детей с охраняемыми природными объектами - заповедниками Ленинградской области и их обитателями.

 Задачи проекта:

1. Обогатить представления детей о  животном и растительном мире находящихся в заповедных зонах Ленинградской области;

2. Познакомить со страницами Красной книги Ленинградской области, с редкими животными и растениями занесенными в Красную книгу;

3. Развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

4. Воспитывать бережное отношение к природе,  интерес  к  жизни  заповедников,  понимания необходимости  сохранения  его  целостности.  

 

Коррекционные задачи:

  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  • Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи.
  • Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
  • Закрепление навыков звукового анализа слов (двух, трех сложных).
  • Умение дифференцировать звуки в речи.
  • Развитие связной речи – составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением.
  • Обогащение словарного запаса за счет слов: заповедная зона, Красная книга, Саблинский заповедник, Мшинские болота, Вепсский лес, Нижне-Свирский заповедник
  •  Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие психических процессов: внимание, память, мышление

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Тип проекта: Практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 23 – 27 октября 2023г.).

Ожидаемый результат 

 На уровне ребенка

  • Имеют представления о многообразии заповедных территорий Ленинградской области;
  • Расширились представления детей  о жизни животного и растительного мира в заповедниках;
  • Активизируют словарный запас в связной речи по теме проекта;
  • Имеют предпосылки поисковой деятельности на основе  экспериментов с мхами, солью;
  • Применяют полученные знания и в различных видах детской деятельности;
  • Проявляют познавательный интерес и желание больше узнать о связи человека с природой, его зависимости от нее;
  • Понимают суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

На уровне педагогов:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  •  Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах поиска нужной информации.
  • Умение гибко подходить к планированию с учетом интересов детей.
  • Использование в планировании воспитательно -образовательной работы педагога технологию - проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.
  • Обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Создание условия для самостоятельной и совместной деятельности с взрослыми и детьми в рамках реализуемого проекта;
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме: «Для чего нужны заповедники?»

         

           На уровне родителей:

  • Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности группы;
  • Налаживание тесного контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Ознакомление родителей с предстоящим проектом, его задачами
  • Представление информации по теме проекта в родительском уголке;

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Обогащение библиотеки в группе: подбор художественной литературы, энциклопедий по теме: «Для чего нужны заповедники?»;
  • Сочинение сказок: «Как живется животным в заповеднике? «Почему Земля имеет зеленый наряд?», другие творческие варианты.
  • Изготовление дидактических и настольно – печатных игр для детей: «Собери разные деревья», «Редкие растения», «Найди, десять отличий».
  • Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольно-печатные игры: «От какого дерева листок», «Чей детеныш», «Природные зоны»  плакаты: заповедники Ленинградской области, памятка «Семь правил поведения в заповедных зонах», Красная книга с иллюстрациями редких животных и растений.

Этапы реализации проекта «Для чего нужны заповедники?»

Этапы

Цель

Содержание

Формы

сотрудничества

1 этап – подготови

тельный

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Сформировать проблему.

Определить цели и задачи развития и обучения.

Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта.

Ввести детей в игровую ситуацию.

Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

Беседы с родителями: «Что ребенок должен знать о природоохраняемых территориях Ленинградской области?»

2 этап - проектиро-вочный

Помощь в планировании   деятельности.

Составление плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации.

Объединение детей и родителей в рабочие группы.

Работа в творческих группе педагогов, участвующих в проекте

Распределение амплуа.

3-й этап

Практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий.

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

Познавательно исследовательская деятельность.

Опыты:

№1  «Выращивание кристаллов из соли»

№2 «Волшебные свойства мхов»?

Продукт проекта – изготовление  тематической  книги родители совместно с детьми          «Редкие животные и растения Ленинградской области»

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы.

Круглый стол:

«А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?»

5 этап заключительный

Презентация проекта.

Подготовка к презентации.

Представление презентации.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют  продукт деятельности.

Представление тематической книги  созданной детьми совместно с родителями. «Редкие животные и растения Ленинградской области» 

         

План мероприятий по реализации мероприятий

«Для чего нужны заповедники?»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое заповедник?», «Какие бывают заповедники?», «Зачем люди создают заповедники?»

Рассказ воспитателя: «А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?», «Кто придумал Красную книгу?», «Правила поведения в заповедных территориях»

Просмотр мультфильмов: «Путешествие с Хрюшей по планете Земля», развивающий мультфильм «Как создавались заповедники»

Презентации: «Самые удивительные заповедники в Ленинградской области»

Настольные игры: пазл «Собери разные растения», «Лесные целители», «Путешествие с лесовиком», «Заповедники»

Исследовательская деятельность (опыты):

Опыт №1  «Выращивание кристаллов из соли»

Опыт №2  «Удивительные свойства мхов!

Рассматривание разных природных ландшафтов: болотистые, горные, лесные массивы, мшистые.

Дидактические игры:

 «Посчитай – один, два, пять»,

«Воздух, земля, вода»

«Угадай по описанию»,

«Природа и человек».

Экологические игры: «Лесные этажи», «Деревья-обитатели верхнего этажа»

Конструктивные игры:

 Выкладывание из мозаики деревья, цветы;

 Конструирование из мягкого плоскостного конструктора: «Деревья и грибочки на пенечке»

Наблюдения:

- за ростом деревьев и кустарников на участке

Речевое развитие

Рассказывание по картинкам:  Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»

Придумывание рассказа на тему: «Островок спасения».
Фантазийный рассказ: «Как жёлудь превратился в дуб».

Интервью детей: «Какие ты знаешь заповедники нашей области?», «Какие редкие животные там обитают?», «Лесные опасности», «Зачем создана Красная книга?»

Загадывание и отгадывание загадок на теме:  редкие растения,   грибы, деревья.

Сочинение сказок: «Как лягушка прыгала по кочкам».

Беседа-обсуждение «Как мы можем помочь лесу?», «Чем отличается заповедник от зоопарка?»

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесная газета»

Н. Сладков, русские сказки о природе

А.. Акимушкин «Удивительные звери»

Н. Сладков «Азбука леса»

В. Даль «Война грибов с ягодами»

Разучивание стихотворения:  А. Усачев «Мусорная фантазия». С. Михалков «Будь человеком»

 Разучивание пословиц, поговорок о лесе и его обитателях

Художественно – эстетическое воспитание

Рисование: «Берегите лес»

Лепка: «Редкая птица-черный лебедь».

Аппликация: «Звери собрались на лесной поляне»

Слушание лесных звуков: хруст веток, шелест листьев, пение птиц, вой ветра, скрип деревьев.

Музыкальные произведения, песни:

«Это называется природа», сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичикова,  «Лесная песенка» сл. К. Ибряева.муз. Н. Чичикова.

Музыкальная композиция: «Чудеса загадочного леса»

Музыкальная игра: «Кто в лесочке живет», «По тропинке в лес идем»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Через ручеек в лесок»,  «Бабочки кузнечики, лягушки», «Ветер и листья», «Мы по лесу шли, шли и грибок нашли»

Игра-аттракцион: «Кто больше наберет шишек, желудей?».

Эстафета: «Собери листочки».

Игра – импровизация:

«Что мы делали в лесу?». (Плавные движения - имитация под  музыку)

Зрительная гимнастика: «Послушные глазки», «Осенний лес»

Дыхательная гимнастика: «В лесу кричим:  «ау»…

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсия в заповедник»

Режиссерская игра: с мелкими игрушками «Волшебные приключения лесовика в лесу»

Знакомство с трудом взрослых: лесничий, пожарный, ученые-биологи, зоолог.

ОБЖ- Беседа: «Как не заблудиться в лесу», «Правила поведения в заповеднике».

Коррекционная работа

Словесные игры: «Назови, какое растение?», «Что было бы, если из леса исчезли…»

«Посчитай птиц», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Продолжи цепочку слов, что можно делать в заповеднике?», «Незнайка в лесу»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составь изображения бабочки (мозаика), «Собери лесные пейзажи из разрезных картинок»

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик гриб нашел».

Работа с родителями

Знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды

Стендовая информация для родителей:  «Заповедные места Ленинградской области» «Занимательные опыты  с поваренной солью, мхами, водой»

Продукт проекта – изготовление  тематической  книги родители совместно с детьми          «Редкие животные и растения Ленинградской области»

Памятка: «Правила поведения в заповеднике»

Экологический буклет: «Лес нуждается в нашей защите, будьте его друзьями»      

Литература:

  1. Бабенко В. П. «Детский атлас живого мира», М. «ОНИКС 21 ВЕК», 2003;
  2. Бурова Л. Г. «Загадочный мир заповедников М "Наука", 1991.
  3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010
  4. Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов, Издательство: Рипол Классик, 2008, 377стр
  5.  Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», М. «Современник» 1986;
  6. Смирнов Л. Э., Кривошеев С. В., Ганнибал Ф. Б. Заповедники Ленинградской области и Санкт-Петербурга. // СПб.: Региональный издательский дом, 2012.
  7. Соколова Л. Энциклопедия. Красная книга России. Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
  8. Хазанович .К. К. «Заповедники Ленинградской области»  Ленинград., Лениздат, 1982.
  9. Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986- с.208
  10. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
  11. Энциклопедия «Я познаю мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ» СТАРШАЯ ГРУППА

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Педагогический проект «Для чего нужна гимнастика?» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект«Для чего нужна гимнастика?»(с детьми старшего дошкольного возраста)...

Педагогический проект «Для чего нужна гимнастика?» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект«Для чего нужна гимнастика?»(с детьми старшего дошкольного возраста)...

педагогический проект "Для чего нужны нам сказки"

Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить&helli...

Консультация для родителей и педагогов "Для чего нужно проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)"

В консультации раскрыты такие понятия, как "ПМПК", "дети с ОВЗ", дан развернутые разъяснения на тему "Для чего нужно проходить ПМПК", а также как проходит процедура обсле...

Публикация в педагогическом издании «Вестник Просвещения» Консультация для родителей" Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 7 «Радуга» городского округа Ступино Московской областиАвторы: Мельниченко Надежда ...