Дары Фребеля
статья по окружающему миру

 

 

 

Рекомендации для построения педагогически эффективной игры:

1)  Игра ребенка должна быть свободной.

2) Начало игры начинается с созерцания. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.

3) Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.

4) В процессе строительства максимально используется  материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.

5) На начальных этапах ребенок может играть с материалом только одного дара: Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры.

6) При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.

7) Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.

8) Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, тогда можно дать два «дара» для совместного и объединяющего пользования их в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_-dary_frebelya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по внедрению дидактического пособия «Дары Фребеля» в познавательную деятельность ребенка

Познавательное развитие -  образовательная область, сущность которой раскрывается через развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Определяющая роль в познавательном развитии ребенка, согласно этой программе,  принадлежит систематическому познавательному развитию, интеллектуальному воспитанию, формированию умственных и творческих способностей. Как целенаправленное, специально организованное педагогическое воздействие, познавательное развитие включает организацию и руководство процессом поэтапного освоения знаний и умственных действий (П.Я. Гальперин)[26], управление процессом вырабатывания системы познавательных способностей и интеллектуальных действий. Успешное познавательное развитие и формирование интеллектуально развитого ребенка предполагает наличие у него широкого кругозора, запаса конкретных знаний, развития особого внимания и осмысливания результатов обучения. Ребенок должен владеть систематическим, планомерным и расчлененным восприятием, основными элементами понятийного аппарата к изучаемому материалу, обобщенными формами мыслительной деятельности, смысловым запоминанием и основными логическими операциями и действиями. Однако мышление ребенка остается, прежде всего, образным, основывающимся на объективных реальных действиях с предметами, их заменителями.

Материалы Фребеля как раз являются тем материалом, работа с которыми помогает детям научиться воспринимать абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание). 

Принципы, применяемые в работе с пособием:

- значимость материала для ребенка - чтобы служить своей цели - “самостроительству” ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития;

- изоляция трудности - трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью;

- обеспечение самоконтроля - чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, «Дары Фребеля» дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок;

- постепенное усложнение материала - состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет. Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения — повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества;

- возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению – ребенок, взаимодействуя с материалами, опосредованно приобретает навыки, обеспечивающие эффективность школьного обучения;

- последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций - в начале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. .

Рекомендации для построения педагогически эффективной игры:

1)  Игра ребенка должна быть свободной.

2) Начало игры начинается с созерцания. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.

3) Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.

4) В процессе строительства максимально используется  материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.

5) На начальных этапах ребенок может играть с материалом только одного дара: Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры.

6) При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.

7) Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.

8) Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, тогда можно дать два «дара» для совместного и объединяющего пользования их в играх.

Использование учебно-методического пособия «Дары Фребеля» будет корректным для удовлетворения стоящих перед взрослыми задач по развитию познавательного интереса дошкольников. Работая с учебно-методическим пособием «Дары Фребеля», взрослый не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дары Фребеля

Дары Фребеля (презентация)...

Презентация "Дары Фребеля"

В этой  презентации я дала краткое описание биографии немецкого педагога 19 века Фридриха Фребеля и рассказала о его "Дарах"  детям. Фридрих Фребель изобрёл систему раннего развития ребёнка ...

Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"

Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...

Дары Фребеля. Работа с даром №9(кольца и полукольца)

В публикации продставлена информация о Дарах Фребеля, а именно о Даре №9.Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприяти...

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...