Конспект занятия по экологии в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
Конспект ООД по экологии в старшей группе
Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе.
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление знания признаков весны;
2. Закрепление знаний о жизни перелетных птиц;
3. Формирование экологического представления детей об окружающем мире;
4. Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие:
1. Развивать речевую активность, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;
2. Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; любовь ко всему живому.
Материал: Аудиозапись «Голоса птиц», изображения птиц; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья; конверты с заданиями.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла … весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Какая она весна?
Воспитатель: Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Апрель — это второй весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: это март и май.
Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? Дети рассуждают.
Воспитатель: Ребята, а ведь весной солнышко греет теплее, ярче, правда?
Вот и к нам заглянуло солнышко, но лучиков у него мало. Ребята, если вы назовёте весенние признаки, то лучиков у солнца появится больше, и оно станет светить нам ещё ярче и теплее. (дети называют признаки весны и подставляют лучики солнышку).
Аудиозапись «Голоса птиц».
- Ой, вы слышите, ребята, что это за звуки?
- Да, это вернулись перелётные птицы и запели свои звонкие песни.
В.: А почему их называют перелетными?
Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
В: Каких перелётных птиц вы знаете?
В.: А почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Потому что им страшен голод.
В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.
В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.
В.: Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Подвижная игра. «Перелётные и зимующие»
Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову перелётную птицу – «летите» и машите «крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Д.: Построить гнезда.
В.: А из чего птицы строят гнезда?
Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Д.: На деревьях, на столбах (аист).
В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.
(Дети рассматривают изображения с гнездами кукушки скворца, грача, ласточки, аиста).
ГРАЧИ.
Воспитатель: Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
СКВОРЦЫ.
Воспитатель: Слышите, скворец поёт. Он на крыльях весну несёт! Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать –и- мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают.
КУКУШКА.
Воспитатель: Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.
Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.
В гнезда каких только птиц кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика.
ЛАСТОЧКА.
Воспитатель: Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов.
Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.
Люди всегда рады прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за то, что уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.
АИСТ.
Воспитатель: Аист — это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.
Физкультминутка – «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Д.: Можно сделать и развесить скворечники.
В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Д.: Вывести птенцов.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.: Мама птичка, самка.
В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д.: Папа, самец.
В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы со мной согласны?
В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по экологии в старшей группе
это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"
На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.
Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...
"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).
Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...