Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Домашние птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Игнатьева Ольга Евгеньевна

Уточнять и расширять представления детей о домашних птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Домашние птицы"

 Составила: воспитатель

Игнатьева Ольга Евгеньевна

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.

Приоритетная область: Познавательная.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.

2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.

3. Учить образовывать притяжательные прилагательные: куриная, петушиная, гусиная, утиная, индюшиная.

4. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.

6. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Развивающие задачи:

1. Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие.

3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительную установку на участие в занятии.

2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.

Оборудование:

1. Предметные картинки домашних птиц и диких животных.

2. Презентация, звукозапись физминутки «Танец маленьких утят».

3. Ёмкость с водой, масло растительное, салфетки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картинок с изображением домашних птиц, уточнение понятия «птичий двор».

2. Чтение художественной литературы о птицах: К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки»,  «Гадкий утёнок», – Сибиряк «Серая шейка», С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

3. Дидактическая игра «Назови ласково», «Один – много». 

Ход занятия

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением.

1) Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу (курица).

После отгадывания загадки детьми, на планшет вывешивается изображение  курица.

Воспитатель: Как подает голос курица, что она делает?

Дети: Кудахчет.

Воспитатель: Как называются детки курицы?

Дети: Цыплята 

Воспитатель: Во дворе птицы живут целыми семьями.

Воспитатель: Кто еще живет с курицей и цыплятами?

Дети: Петух (на планшет вывешивается картинка с петухом).

Воспитатель: А как подает голос петух?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: А если это семья курицы и петуха, то чья это семья?

Дети: Куриная, петушиная.

2) Вперевалочку хожу,

Травку пощипать люблю,

В воду залезаю,

Плаваю, ныряю! (утка).

После отгадывания загадки детьми, на планшет вывешивается изображение с уткой.

Воспитатель: Как подает голос утка? Что она делает?

Дети: Крякает.

Воспитатель: Как называются детки утки?

Дети: Утята.

Воспитатель: Кто еще живет с уткой и утятами?

Дети: Селезень.

Воспитатель: А если это семья утки и селезня, то чья это семья?

Дети: Утиная!

3) Из любого я пруда,

Сухим выйду без труда,

Клювом пёрышки поправлю,

И щипать им буду травку! (гусь).

После отгадывания загадки детьми, на планшет вывешивается изображение  гуся.

Воспитатель: Как подает голос гусь? Что он делает?

Дети: Гогочет.

Воспитатель: Как называются детки гуся?

Дети: Гусята.

Воспитатель: Как зовут их маму?

Дети: Гусыня.

Воспитатель: А если это семья гуся и гусыни, то чья это семья?

Дети: Гусиная!

4) Словно веер хвост,

Борода — нарост,

Нарядный сюртук,

И зовут его … (индюк)

После отгадывания загадки детьми, на планшет вывешивается изображение  индюка.

Воспитатель: Как подает голос индюк? Что он делает?

Дети: Болбочет.

Воспитатель: Как называются детки индюка?

Дети: Индюшата.

Воспитатель: Как зовут их маму?

Дети: Индюшка.

Воспитатель: А если это семья индюка и индюшки, то чья это семья?

Дети: Индюшиная!

Воспитатель проводит беседу с детьми с использованием наглядного материала.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать всех на картинке? (Птицы) 

Воспитатель: Как вы определили, что это птицы? (У них есть крылья, тело покрыто перьями, две лапки, туловище, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Воспитатель: Почему их называют домашними? (Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу).

Воспитатель: Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники.)

Воспитатель: Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Воспитатель: Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья)

Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных? (У птиц тело покрыто перьями, а у животных шерстью. У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев. У птиц есть клюв, а у животных нет клюва. У птиц 2 лапки, а у животных 4 лапы).

5) Дидактическая игра "Назови ласково" 

 Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

петух – петушок,
курица – курочка,

цыпленок – цыпленочек,
гусь – гусик,

гусенок – гусеночек,
утка – уточка,

утенок - утеночек
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек,

птенец – птенчик.

Воспитатель: А сейчас мы потанцуем под веселую музыку.

6) Физминутка под музыку «Танец маленьких утят».

Воспитатель: Ребята, каких птиц можно встретить на пруду?

Дети: Гусей, уток.

Воспитатель: Как называют птиц, которые умеют плавать?

Дети: Водоплавающие.

Воспитатель: Почему утки, гуси и другие водоплавающие птицы плавают, а куры, петухи и индюки не могут плавать?

Дети: У водоплавающих птиц широкие лапки с перепонками между пальцев.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? Есть даже такая поговорка «Как с гуся вода».

Воспитатель: Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём опыт с перьями.

7) Дидактическая игра «Кому принадлежит перо?»

- Чье же оно?

- Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

- Если это перо потеряла курица? (куриное)

- Если это перо потерял гусь? (гусиное)

- Если это перо потеряла утка? (утиное)

- Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

8) Опыт.

 Воспитатель намазывает одну руку жиром, опускает руку в воду на несколько секунд. Вынимает из воды, рассматривает с детьми.

Воспитатель: Что же произошло? Почему вода стекает с руки? Потому, что вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с руки. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у хвоста есть специальная жировая железа. Гуси и утки при помощи клюва смазывают жиром свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Воспитатель: Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели.

Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их (гуси – лебеди)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (курочка Ряба)

Какие птицы жили у бабуси? (два веселых гуся)

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны.

Воспитатель: Расскажите, чем мы сегодня занимались,

Что нового узнали о птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось, а что не очень?

Было ли трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром По теме «Зимующие птицы» Младшая группа

В данном конспекте занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе, я предоставила материал по ознакомлению детей с зимующими птицами. Подготовила дидактические игры, физминутку, подвижную...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зимующие птицы» в 1 младшей группе.

Задачи:1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3.Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;4. Упражнять в установлении сх...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в ре...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.Упражнять в умении различать и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»...