Цикл бесед к проекту "Звуки вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Пузач Марина Владимировна

Беседы для детей подготовительной группы к проекту "В мире звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_zvuki_vokrug_nas_k_proektu_v_mire_zvukov.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Проект «В мире звуков»

Цикл бесед с воспитанниками 6-7 лет

на тему «Звуки вокруг нас»


1. ВВЕДЕНИЕ

Темы работы « Откуда берется звук?»

« Откуда берется голос?»
« Как распространяется звук?»

«Звук и тишина»

Цель работы: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса, познавательной активности детей, создание творческих предпосылок в процессе экспериментальной деятельности со звуком и экспериментального музицирования со звуками окружающего мира.

- Воспитывать интерес к звучащему миру.

- Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма в совместном музицировании.

- Развивать навыки самостоятельного экспериментирования со звуками окружающего мира ( использование звуков окружающих предметов в создании звукового образа).

Познакомить со звуками музыкальными и шумовыми.

Обучать различать шумовые и музыкальные звуки.

Предметы исследования: Шумовые и музыкальные звуки.

Гипотеза: Звук образуется с помощью колебаний чего-либо.(предметов, голосовых связок).

Актуальность.

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу»

( В.Келлер)

1. Беседа с детьми «Как рождается звук»

Цель: Ознакомить детей подготовительной группы с принципами образования и улавливания звука.

Задачи: Провести эксперименты, доказывающие и показывающие появление звука.

Оборудование: ёмкость с водой, камешки, линейка на каждый стол, расчески с разной частотой зубцов, стакан, чайная ложечка.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, каждый день мы слышим очень много разных звуков: шум машин, шелест листьев, голос мамы, звук телефонного звонка и многие другие звуки. Все эти звуки можно разделить на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как например шумит дерево на ветру или плещутся волны, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно.

У музыкального звука имеется своя высота, именно она позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте.

Ребята, а вы никогда не задумывались, как получились звуки? Откуда они берутся?

Ответы детей

Воспитатель: Вам приходилось когда-нибудь бросать камешки в воду? – Да

И что же вы видели на воде?

Ответы детей

Воспитатель: Верно на воде появляются волны. Сейчас мы попробуем с вами провести небольшой эксперимент.

Опыт №1. «Море звуков».

Воспитатель налил в большую чашу воды, дождались пока вода успокоится. Предлагает одному ребёнку бросить в центр чаши с водой камушек.

Дети отмечают, что на воде появились круги (как маленькие волны).

Воспитатель: Вот и звуки передаются , по таким же волнам, только воздушным. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

Вывод: Звуковые волны можно увидеть на воде.

Вос-ль:А теперь давайте тихонько каснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

Воспитатель: Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень толстые. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может. А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается. Значит, если дрожит – то звучит.

Опыт №2. «С линекой».

Нужно один конец линейки прижать рукой к столу, в свободный конец

слегка отклонить вниз и резко отпустить.

Что произошло?

Дети услышали дребезжание линейки, они услышали ЗВУК.

Вывод: Звук получился за счёт колебания линейки.

Наша гипотеза верна: Звук образуется с помощью колебаний чего-либо.

Опыт №3. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?».

Цель: выявить причины происхождения высоких и низких звуков.

Материал: расчёски разной величины и с разной частотой зубцов.

Дети извлекают звук путём проведения деревянной палочки по зубцам расчески. Наблюдается колебание зубчиков расчески и слышится звук.

Воспитатель предлагает детям определить, у все ли одинаковый звук?

От чего зависит высота звука? Дети обращают внимание на частоту зубцов и размер расчески.

Вывод: чем зубцы расчески мельче и тоньше, тем звук выше и звонче, и, наоборот: чем зубцы толще и крупнее, тем звук ниже, грубее.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину.

Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, звучит как «з-з-з», у шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж».

Дети дают предположения, что у комара крылья маленькие, коротенькие, он ими машет быстро, часто, поэтому звук поучается высокий, а шмель крупнее, машет крыльями реже, медленнее, летит тяжело, поэтому звук низкий.

.

2. Беседа с детьми «Когда лучше слышно?»

Цель: Выявить особенности передачи звуков на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела).

Оборудование: иллюстрации с изображением зверей и людей; лейка; две одинаковые бутылки с узким горлышком; таз; воронка; воронки, сделанные из плотной бумаги.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, слышали ли вы, как про кого-то говорят: «У него ушки на макушке?»

Ответы детей

Воспитатель: Где у человека расположена макушка?

Что у человека находится на макушке? Где у человека расположены уши?

Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Ответы детей

Воспитатель: Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением различных зверей и людей, предлагает сравнить размеры их ушей.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем некоторым зверям нужны такие большие уши? В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки? Что ответил Красной Шапочке волк?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши.

Он отходит подальше от детей и что-то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к воспитателю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит воспитатель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Воспитатель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, если ухо большое.

Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка.

Воспитатель: Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

Зачем она нужна?

Ответы детей

Воспитатель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки.

Воспитатель: Сколько воды набралось в бутылку?

Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

Ответы детей.

После обсуждения дети приходят к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова воспитателя можно было отчетливо услышать.

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод.

Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Он не рассеивается, как вода из лейки.

Воспитатель: Теперь мы можем сделать вывод: зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкий слух спасает их от опасности.

Опыт№1. «Телефон».

Цель: познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Материал: бумажные стаканчики, нить.

Два бумажных стаканчика соединяем между собой длинной нитью. Два участника эксперимента расходятся на такое расстояние друг от друга, чтобы нить натянулась. Первый ребенок говорит в стаканчик, а другой, поднеся стаканчик к уху, слушает. Тот, кто слушает, старается передать услышанное всем присутствующим. У него это получилось.

Вывод: Звук из оного стаканчика заставляет вибрировать нить, которая бьёт по дну другого стаканчика.

Наш «телефон» работает по принципу настоящего телефона. Звук бежит по проводам.

Мастер-класс «Поющая струна»

Мастерим гусли.

Цель: выявить причины происхождения высоких и низких звуков (частота звука).

Материал: картонные коробки из под конфет, канцелярские резинки.

Дети натягивают резинки на коробку. Дергая резинку, они извлекают звук. На маленькой коробке резинка натянута слабо и звук слышен низкий, грубый, глухой. А на длинной коробке резинка натянута сильнее и звук получился высоким, тонким и звонким.

Дёргая натянутую резинку, дети наблюдают за частотой колебаний. Резинка дрожит медленно – слышится звук грубый, низкий. Натянута сильнее – звук

стал тоньше, выше. Резинка дрожит, колеблется чаще.

Вывод: от натяжения резинки, струны зависит высота звука.

А ещё звук от резинки (струны) во время игры на «гуслях» вибрирует, ударяется о стенки коробки и его можно «потрогать».

Мастерим «Свирель».

Цель: дать понятие детям, что звук можно извлечь с помощью струи воздуха.

Материал: трубочки от коктейля, скотч.

Опыт№1.

Предложить ребёнку подуть в горлышко бутылки из-под воды.

Все услышали громкий звук, похожий на гул ветра.

Другим детям было предложено подуть в колпачок от ручки: услышали высокий, пронзительный звук, свист.

Сделали вывод, что высота звука зависит от размера сосуда, трубки.

По этому принципу было решено изготовить шумовой инструмент «Свирель».

Дети соединили вместе несколько трубочек от коктейля, скрепили их скотчем и разрезали наискосок. Получилось сразу две свирели. Дети, дуя в свирель, извлекали разные по высоте звуки.

Вывод: чем трубка короче, тем выше звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы

Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед о профессиях

Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...

Цикл бесед "Уроки безопасности"

Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....