Проект "Как появилась одежда?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергель Наталья Александровна

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_kak_poyavlyaetsya_odezhda.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Проект  

«Как появилась одежда?»

                                                                                                                     Авторы:

                                                                              Воспитатель Байгильдина Ю. П

                                                                                      Воспитатель Сергель Н. А.

                                                                            Учитель-логопед Мазанова Е. В.

                                                                        Педагог-психолог Нагорнова Н. Н.

                                               

Самара, 2023

Паспорт проекта

Направление

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое.

Название проекта

«Как появилась одежда?»

Вид проекта

Информационно - творческий

Разработчики проекта

Воспитатель Байгильдина Ю. П.

Воспитатель Сергель Н.А.

Учитель-логопед Мазанова Е.В.

Педагог-психолог Нагорнова Н.Н.

Продолжительность проекта

Краткосрочный (ноябрь-декабрь) 2023 г.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы № 29 компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители (законные представители), педагоги.

Актуальность

Вопросы ребенка: «Откуда мы берем одежду?», «Как шьют одежду?»

Гипотеза

Предположим, что если создать необходимые условия, познакомить дошкольников с видами, структурой ткани, сходствами и различиями ткани на вид и ощупь, с тем, как свойства ткани влияют на назначение одежды, то это будет способствовать повышению интереса к одежде, истории ее происхождения, профессиям людей, которые имеют отношение к  ателье и мастерской.

Цель проекта

Повышение культуры дошкольников, развитие представлений о назначении тканей для одежды, способах ее создания, ценности одежды в жизни человека, классификация одежды по сезону.

Основные задачи проекта

1. Познакомить детей с тканями (их названием, свойствами и применением).

 2. Формировать представления детей об одежде: ее разнообразии, назначении, особенностях, деталях, материалах.

3.    Познакомить детей с разнообразием видов трудовой деятельности по созданию предметов одежды (модельер, швея, закройщик, гладильщик, мастер по ремонту и фурнитуре и др.)

4. Развивать потребность самим активно участвовать в создании одежды для кукол и обогащения предметно-развивающей среды игрового уголка.

5.   Познакомить детей со структурой ткани.

6.   Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга и договариваться.

7. Развивать связную речь, лексико-грамматический строй, мелодико-интонационную выразительность посредством описания предметов одежды, их признаков, качества, сравнения их друг с другом.

8. Расширять представления детей о народном костюме, его основных элементах, украшениях, обращать внимание на красоту и неповторимость национального костюма, на его орнамент, вышивку, детали.

9. Воспитывать уважение к труду людей, занятых изготовлением и ремонтом одежды.

10. Обучать навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта

1.Повышение уровня культуры дошкольников.

2.Осознание детьми важности процесса создания предметов одежды, об инструментах, о роли машин и механизмов в ускорении трудового процесса по созданию одежды.

3. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

4.Организация развивающей среды, способствующей положительному эмоциональному настою детей.

5. Повышение компетентности родителей в вопросах трудового воспитания детей, вовлечение в творческий процесс создания вместе с детьми моделей одежды и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

 Планирование деятельности

1.Знакомство с темой «Как появилась одежда?».

2.Подбор иллюстраций, дидактических игр, сказок, рассказов, загадок, мультфильмов.

3.Создание одежды для кукол и их ремонт.

4.Создание развивающей предметно – пространственной среды по теме.

5.Взаимодействие с родителями: анкетирование, беседы, консультации, рекомендации.

Технологии и методики используемые в работе

1.Здоровьесберегающие технологии (зарядка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические этюды).

2.Информационно – коммуникативные 

(беседы, наблюдения, целевые прогулки, чтение сказок).

3. Игровая (дидактические игры, интерактивные игры, сюжетно-ролевые игры).

4. ЭОР (Электронные игры).

Характер контактов

Внутри ДОУ, в контакте с семьями воспитанников.

Продукт проектной деятельности

1.  Изготовление макета «Манекен», «Стойка с тканями».

2. Создание папок-каталогов «Какая бывает ткань?», «Украшения для ткани» (родители и дети)

3.Просмотр презентаций «История одежды», «Что такое ткань?» для дошкольников.

4.Творческая выставка «Кукла в национальном костюме» (дети и педагоги).

5.Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками.  

6. Дефиле костюмов кукол (коллективная работа)

7.Презентация проекта на педагогическом совете.

Анализ и оценка результата проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Участие в коллективном анализе проекта, самооценка.

Перспективы развития проекта

Данный проект может быть использован для работы с дошкольниками, с целью формирования культуры и традиций у детей, а также  познавательного, художественно-эстетического  и речевого развития.

 I этап

Предварительный

Содержание работы:

1. Подбор наглядных и дидактических материалов: сюжетные картинки «Что из чего шьют?», подбор дидактических игр «Пришьем пуговицы» «Поставь заплатку», пальчиковая и дыхательная гимнастика по теме проекта.

2.Подбор литературы и предварительное чтение:

  • Б. Заходер «Портниха».
  • В. Маяковский «Кем быть?».
  • Н. Носов «Заплатка».
  • В. Осеева «Волшебная иголочка».
  • Е. Благинина «Научу одеваться и братца»

3. Рассматривание картин и составление рассказов по картинам: «В мастерской одежды», «Портной».

4.Подготовка материалов для совместной деятельности педагогов и детей.

5.Введение в тему проекта:

  • анкетирование родителей;
  • размещение информации о предстоящем проекте и предстоящей    творческой выставке «Кукла в национальном костюме» на информационном стенде нашей группы.

6.Папка – передвижка:

  • «Как шью одежду на фабрике»
  • «Из чего что сошьем?»

II этап

Основной

Содержание работы

Срок реализации

Образовательная деятельность

-Информационно-коммуникативная беседа с детьми: «Что мы знаем об одежде?»

- Чтение книг: В. Осеева «Волшебная иголочка», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», В. Маяковский «Кем быть?», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Б. Заходер «Портниха», Н. Носов «Заплатка».

-Чтение энциклопедий: «В мире тканей», «Большая энциклопедия вопросов и ответов», «Энциклопедия тканей», «Материалы для одежды».

-Пальчиковая гимнастика «Волшебные шапочки», «Рубашка».

- Дыхательная гимнастика по теме проекта.

-Заучивание с детьми стихов об одежде и тканях.

-Упражнение: «Отгадай загадку».

- Проблемная ситуация: «Как одеться на праздник?».

- Просмотр презентаций: «Национальные костюмы».

-Дидактические игры: «Какую заплатку куда пришить?», «Подбери нужные пуговицы», «Свойства ткани и бумаги», «Из чего что сошьем?», «Инструменты портного – что для чего?», «Пришьем пуговицы», «Поставь заплатку», «Подбери по цвету», «Одень куклу Катю», «Найди одежду заданного цвета», «Третий лишний», «Найди пару», «Какой Дед Мороз пришел к нам в гости?», «Волшебный сундучок», «Одень куклу на прогулку».

- Создание пособий - тренажеров для развития речевого дыхания, выполненные своими руками.

- Работа со схемой. Распредели одежду по виду тканей, дифференцируем виды тканей.

- Осваиваем профессию портного. Создаем платье для куклы, выкраиваем по лекалам.

- Рассматривание альбомов с образцами тканей, альбома «Как появился костюм?»

-Коллективная работа над макетами «Манекен», «Стойка с тканями».

- Интерактивная игра «Наша одежда».

- Речевые игры «Что из чего?», «Подбери слова», «Разложи по полочкам», «Узнай и назови», «Найди по описанию», «Какая бывает одежда?»

13.11.2023г.-15.12.2023г.

Образовательная деятельность в режимные моменты

-Настольно-печатные игры: «Отремонтируем одежду» «Назови три предмета», «Иголка и нитка», «Профессии», «В мастерской одежды», «В гостях у портного».

- Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Магазин одежды»

- Подвижная игра «Кто во что одет?», «Найди одежду загаданного цвета».

- Просмотр мультфильмов: «Ленивое платье», «Ситцевая улица», «Так сойдет!», «Храбрый портняжка», «Бабушкин зонтик».

- Экскурсия в кабинет кастелянши.                                                                                                                                                            

13.11.2023г.-15.12.2023г.

Самостоятельная деятельность детей

- Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

-Упражнение «Собери картинку», пазлы, рисование, упражнения для развития графомоторных навыков (штриховки, раскраски и т.д.).

13.11.2023г.-15.12.2023г.

Взаимодействие с семьями воспитанников

-Консультация «Путешествие в прошлое одежды», «Как шью одежду на фабрике?» (папка - передвижка).

- Консультация «Из чего что сошьем?» рекомендации по классификации видов тканей и определение изделий из ткани (папка - передвижка).

- Мастер-класс (видеопрезентация) «Шьем кукольную одежду вместе с детьми».

-Выставка совместных работ педагогов и детей «Кукла в национальном костюме».

- Знакомство с разнообразной одеждой и их иллюстрирование.

-Анкетирование.

13.11.2023г.-15.12.2023г.

III этап

Заключительный

Данный проект нашел эмоционально-познавательный отклик не только у детей, но и у нас, взрослых. Проведенная работа, по воспитанию культурных традиций, позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться историей возникновения одежды, изготовлением и ремонтом одежды;

- повысился интерес детей к национальным костюмам, появилось желание делать иллюстрации костюмов, самостоятельно изготавливать;

 - сформировались первоначальные представления об истории возникновения ткани.

Реализация деятельности по проекту, способствовала развитию представлений детей о культуре русского народа, появились познавательно-исследовательские умения, расширились представления о процессе создания предметов одежды, об инструментах, используемых людьми разных профессий.

Вся совместная работа, в ходе реализации проекта, подчинена единой теме, решены все сформулированные в работе задачи, что позволило:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию культурных традиций у дошкольников;

- способствовать активному взаимодействию всех участников образовательного процесса (родители, педагоги, дети);

- организовать развивающую среду, способствующую художественно-эстетическому, речевому и познавательному развитию детей;

-повысить компетентность родителей в вопросах воспитания культурных традиций у детей   и их приобщения к творческому процессу.

Продуктом проектной деятельности стали:

-Изготовление макета «Манекен», «Стойка с тканями».

 -Создание папок-каталогов «Какая бывает ткань?», «Украшения для ткани» (родители совместно с детьми).

-Интерактивная игра для дошкольников «Наша одежда».

-Творческая выставка «Кукла в национальном костюме» (дети и педагоги).

-Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками.  

Литература

  1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы // М.,2013
  2. Дыбина О. В. Что было до…Игры и путешествия в прошлое предметов // М., «СФЕРА», 2002
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ // М., «СФЕРА», 2006
  4. Крулехт М. В., Крулехт А. А. Образовательная область «Труд» // СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
  5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии: Метод проектов в ДОУ // СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепкой на тему: «Откуда появилась дымковская игрушка, особенности её росписи».

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ РЕБЕНОК. ИЛИ ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ.

Детская ревность - всегда "сигнал": ребенку не хватает участия в его жизни мамы и папы. Справиться с ситуацией помогут родители, персмотрев отношение к "младшему" и "старшему", установив равновесие ме...

Презентация на тему "Как появилась бумага".

Эту презентацию используют при знакомстве с бумагой....

Заикание появилось. Что делать?

Данный материал поможет учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей в свежих случаях возникновения заикания.Краткая, но исчерпывающая информация о том, что делать в этих случаях категориче...

"В семье появился еще один ребёнок"

    Появление нового ребёнка в семье всегда несет с собой большие перемены — независимо от того, родится ли этот ребёнок у родителей, будет ли он ребёнком, нового папы или...