Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_otkrytoe.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«По следам осени»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.
Беляцкая М.В
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, тайное письмо, загадка, листья, лупы, коробки с сухими и листьями), пластилин, листочки на каждого ребёнка с нарисованными листьми.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг, друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (Загадка)
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
(Воспитатель загадывает загадку.)
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку - брусникой,
Костю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Сережу – сыроежкой,
Настеньку – малиной,
Полину – земляникой».
Воспитатель: – Так кто этот богатырь?
Дети: (Конечно лес.)
Воспитатель: - А что такое лес?
Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!
Воспитатель- какое сейчас время года?
(Сейчас время года – осень.)
Воспитатель- ребята я предлагаю вам сейчас отправится в путешествие в осенний лес.
Кто из вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.
2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.
3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.
4. В лесу нужно ходить по тропинкам.
5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.
7. Нельзя мусорить.
8. Нельзя ломать ветки деревьев, рубить деревья.
Пусть красивое останется в природе.
Воспитатель – Молодцы! Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник и относиться к нему надо, как к другу. Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.
Основная часть занятия. (Звучит музыка «Времена года».)
Воспитатель: Но чтобы попасть в лес, надо произнести волшебные слова:
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи.» (открывайте глаза)
Вот и лес.
Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво в осеннем лесу!
Ребята, а что можно сказать о лесе. Какой он?
(Удивительный, прекрасный, расписной, багряный, золотой. Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)
Воспитатель: – Скажите мне, а что можно делать в осеннем лесу? (ответы детей)
1. Наслаждаться красотой леса, вдыхать полной грудью чистый воздух, получать радость от пения птиц, шелеста листьев, журчания ручья, вдыхать аромат цветов и ягод.
2. Собирать грибы, ягоды, орехи.
3. Убирать сухие ветки, деревья.
4. Подкармливать животных, птиц.
5. Сажать деревья.
Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети:
-День короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.
На, что похожа земля, укрытая листьями?
Дети: На ковер.
Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?
Дети: Листопад.
Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?
Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.
Воспитатель: теперь я предлагаю сесть за столы и провести исследование.
Исследование: строения листа с помощью лупы.
-Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.
А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.
- Кому нужна вода в лесу?
Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам
Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?
Дети: Деревья
Воспитатель: – Почему вы так думаете?
Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?
Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)
Воспитатель: – Давайте посмотрим, какие деревья растут в нашем лесу. (макеты деревьев)
Дуб: Большое, могучее дерево. Древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на дубе поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.
Липа: Очень любят пчелы. Летом, когда липа покрывается желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.
Ель: Молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг хороводы. Вырастает большим деревом, а вместо листьев у ели множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.
Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.
Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).
Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?
Дети: шиповник, малина, боярышник.
Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.
Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?» (по очереди берут листочки и вешают на дерево)
Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?
Дети: Нет птиц.
Воспитатель: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Перелетные.)
- А почему они улетают? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)
Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.
В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.
Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?
Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?
Дети: Вешают кормушки.
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть в нашем осеннем лесу.
Физминутка:
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
Воспитатель: ребята а какие приметы осенней погоды вы знаете?
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек
садятся на коврик.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное, волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель отдает детям мешочек с листочками и предлагает в группе их раскрасить пластилином (пластилинография)
Воспитатель: Наше путешествие закончилось пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза произнесем волшебные слова
«Листик, листик, ты лети
Обратно в группу приведи.» (открывайте глаза)
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что же дарит нам лес?
Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.
Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"
Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....
«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях....
Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»
Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка» Ведущий произносит вступительное слово....
"ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" осенний утренник для средней группы
Осенний яркий утренник, с героями и активностью....
«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)
laquo;Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)...
«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)
Цель праздника: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях...
сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»
сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»...