Программа 2022
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Устинова Марина Никоноровна

чувство природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_programma_1-peredelka.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №92 «Ладушки» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«Чувство природы»

Автор:

Устинова Марина Никоноровна,

воспитатель высшей кв.категории

г. Нижнекамск, 2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

Стр.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Планируемые результаты освоения программы «Чувство природы»

5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ

5

2.2.

Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

6

2.3.

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности

8

2.4.

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Чувство природы»

12

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение

21

3.2.

Методическое обеспечение

23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1. Пояснительная записка

 Актуальность

Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты . Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Наш коллектив «МАДОУ « ЦРР детский сад № 92- Ладушки»  НМР РТ » стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна. Мы считаем данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду . Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с приоритетным направлением «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополняя основную общеобразовательную программу. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему эко-знаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход . Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.

Цель программы:

Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

 В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 Принцип нормативности -нормативные документы ФГОС регулирует направления эко-воспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО

 Принцип системности  - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

 Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

 Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы ,  творческих способностей, потребностей.

 Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

 Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

 Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующая основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебный план дополнительной  программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный

Продолжительность одного занятия:

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы: 

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность.

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Чувство природы».

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

 обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

 задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

 способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

 принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

 способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Реализация содержания программы «Чувство природы» в образовательном процессе ДОУ

Содержание  программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

 непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);

 совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов  и др.;

 свободная самостоятельная деятельность детей.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми:

 «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

 «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

 Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

 Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

 «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

 Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

 Формы организации образовательного процесса:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

 Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

 Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

2.2. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

(5-6 лет)

№ п/п

Название темы

Сроки

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

1

Воздух и ее свойства

Пар и его свойства

сентябрь

2

2

8

2

Глина

Камни

октябрь

2

2

8

3

Бумага

Картон

ноябрь

2

2

8

4

Ткани

Дерево

декабрь

2

2

8

5

Стекло

январь

2

4

6

Снег и его свойства

Вода и ее свойства

февраль

2

2

8

7

Измерительные приборы

Металл

март

2

2

8

8

Солнечная система

Природные явления

апрель

2

2

8

9

Пластмасса

Мусор

май

2

2

8

Итого: 68 занятий в год

2.2.1. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

(6-7 лет )

№ п/п

Название темы

Сроки

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

1

Воздух и ее свойства

Пар и его свойства

сентябрь

2

2

8

2

Семена

Природные явления

октябрь

2

2

8

3

Стекло

Почва

ноябрь

2

2

8

Вода и ее свойства

Снег и его свойства

декабрь

2

2

8

5

Человек – живой организм

январь

2

4

6

Наша Земля

Измерительные приборы

февраль

2

2

8

7

Металл

Магнит

март

2

2

8

8

Солнечная система

Свет и тень

апрель

2

2

8

9

Мыло и его свойства

Мусор

май

2

2

8

Итого: 68 занятий в год

2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности

( старшая группа 5-6 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Живое-не живое

Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природе. Развивать познавательную активность и интересы детей.

2 неделя

3 неделя

Воздух

Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха).

4 неделя

Октябрь

1 неделя

Глина и песок

Закрепить знания о свойствах глины и песка, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая

2 неделя

3 неделя

Камни

Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Развивать познавательные способности посредством поисковой деятельности. Учить классифицировать камни по внешнему виду.

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

Бумага

Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

2 неделя

3 неделя

Картон

Познакомить с новым материалом - картон, знать свойства картона, виды картона.

4 неделя

Декабрь

1 неделя

Ткани

Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении издавна из неё. Формировать представление о зависимости погодных условий и одежды из различных тканей, знакомить с разными видами ткани

2 неделя

3 неделя

Дерево

Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

4 неделя

Январь

3 неделя

Стекло

Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях.

4 неделя

Февраль

1 неделя

Снег и его свойства

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лед. Формировать представление о зависимости свойств снега и льда от погодных изменений

2 неделя

3 неделя

Вода и ее свойства

Познакомить детей с еще одним свойством воды – прозрачностью. Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий; Октябрь блестит; в тепле тает, превращаясь в воду.

4 неделя

Март

1 неделя

Измерительные приборы

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов

2 неделя

3 неделя

Металл

Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов.

4 неделя

Апрель

1 неделя

Резина

Познакомить детей со свойствами резины; научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

2 неделя

3 неделя

Природные явления

Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем, росой, туманом, инеем, радугой и др. Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно- следственные связи.

4 неделя

Май

1 неделя

Пластмасса

Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы.

2 неделя

3 неделя

Мусор

Формировать представление об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения в чистоте  дома, городе, на природе.

4 неделя

2.3.1.Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности

( подготовительная к школе группа 6  7 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Воздух

Закреплять понятие о воздухе и его значении в жизни человека. Формировать представление о том, что такое ветер, как он появляется, познакомить с разной силой ветра (ураган, торнадо). Дать понятие о том, что надо заботиться о чистоте воздуха.

2 неделя

3 неделя

Пар и его свойства

Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Показать значение воды в жизни живой природы.

4 неделя

Октябрь

1 неделя

Семена

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.

2 неделя

3 неделя

Природные явления

Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости, учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой .

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

Стекло

Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым, оптическим, зеркальным, оконным

2 неделя

3 неделя

Почва

Познакомить детей с почвой – верхним, плодородным слоем Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Развивать любознательность, мышление

4 неделя

Декабрь

1 неделя

Вода и ее свойства

Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде. Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в газообразное.

2 неделя

3 неделя

Снег и его свойства

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. Формировать представление о снеге и его свойствах. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега. Анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

4 неделя

Январь

3 неделя

Человек – живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.

4 неделя

Февраль

1 неделя

Наша Земля

Познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле. Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

2 неделя

3 неделя

Измерительные приборы

Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения .

4 неделя

Март

1 неделя

Металл

Учить  узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, свойства ,теплопроводность, металлический блеск, твёрдость). Развивать умение определять применение металла человеком. Воспитывать интерес детей к научно – исследовательским представлениям.

2 неделя

3 неделя

Магнит

Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать развитию навыков общения

4 неделя

Апрель

1 неделя

Солнечная система

Дать детям представления о планетах Солнечной системы, о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда), его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла). Формировать понятие о Земле как части Вселенной.

2 неделя

3 неделя

Свет и тень

Дать понятие о возникновении света и тени. Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что -либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше .

4 неделя

Май

1 неделя

Мыло и его свойства

Познакомиться с историей мыловарения в России и процессом изготовления. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора . Развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей .

2 неделя

3 неделя

Мусор

Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. 

4 неделя

2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования

«Юные экологи»

(старшая группа 5-6 лет)

№ п/п

Тема

Образовательная деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

Итоговое мероприятие

1

«Живое и неживое»

«Мир вокруг нас»

«Как солнце помогает растениям»: два комнатных растения одного вида помещают на теневой и солнечной сторонах группы

Какие объекты называют живыми», «Что интересного можно увидеть в лесу», «Что сделано руками человека, а что создано природой», «Почему надо беречь природу»

Растения в групповом помещении и на улице в разное время года. Уменьшение и увеличение светового дня

Пересадка растений

2

Воздух

«Как обнаружить воздух»

Воздух может перемещаться

Воздух сжимается и расширяется.

Воздух имеет объем

Какие органы помогают человеку дышать? Зачем нужен свежий воздух?

Как обнаружить воздух в помещении?

В разное время года: сила ветра, направление. «Чем пахнет воздух?» 

«Воздух есть во всех предметах»

«Есть ли в воде воздух?»

Изготовление вертушки. Игры с вертушками.

3

Глина и песок

«Для чего нужна глина и песок ».

Из чего состоят песок и глина?

Легко ли сыпется глина и песок?

Проходит ли вода через песок и глину?

Где прячется песок и глина?

Как добывают глину и песок?

Для чего нужны песок  и глина.

Изделия гжельских мастеров-посуда и малые скульптурные формы; глина-серая, белая, голубая, коричневая

(рассматривание).

Выставка детских  работ «Глиняные игрушки»

4

Камни

«Откуда берутся камни?» Горы?

Разнообразие камней по внешним признакам

«О чем рассказывают камни».

«Что такое горы»?

«Как люди используют камни в строительстве»?

Поиски камешков. Рассматривание коллекции камней.

Оформление

коллекции

 «Морские камешки»

5

Бумага

«Свойства бумаги»

Изучение свойств бумаги.

Изготовление бумаги.

Смятая бумага (игра)

 «Из истории бумаги».

«Что такое бумага?»

«Бумагопластика»

Рассматривание видов бумаги

Просмотр мультфильма

«Бумажки»

Сказка «Жила была бумага».

6

Картон

«Как изготавливают картон»

Изучение свойств картона.

Изготовление поделок из картона  используя упаковочные материалы,

кондитерских изделий).

«Виды картона»

«Волшебная коробка»

Рассматривание видов картона

Выставка поделок «Бумажное царство»

из картона,

7

Ткани

«Из чего шьют одежду», «Сравнение натуральных тканей»

Выявление свойств натуральных тканей.

Игра «Собери на пуговку».

«Какая бывает одежда?»

«Одежда для мальчиков и девочек».

Сказка «Как рубашка в поле выросла» (К. Ушинский)

Рассматривание разных видов ткани.

Сравнение.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

8

Дерево

«Какие разные деревья?»

Дерево  легкое, не тонет.

Дерево легко поддается обработке.

Как звери  меняют шубку?

Рассказ Лесовичка о лесе.

«Почему нужно беречь леса?»

Что изготавливают из древесины?

Жизнь деревьев в разное время года.

Сравнение хвойных  и лиственных деревьев.

Выразительное чтение стихов о деревьях.

9

Стекло

«Свойства дерева и стекла?»

Сравнение воды и стекла, льда и стекла?

«Можно ли жить  в мире, в котором все предметы стеклянные?»

«Какое бывает стекло?»

«Что люди использовали раньше вместо стекла?»

Рассматривание стеклянных изделий и украшений.

Оформление выставки «Мир стекла»

10

Снег и его свойства

«Свойства снега»

«Снег и вода»

Сравнение свойств снега, льда и воды.

В какой воде снег (лед) растает быстрее?

«Любимые игры детей зимой».

«Откуда берется снег?»

«Почему тает снег?»

Просмотр презентации «Снег и лед»

Снегопад, снежные тучи, оттепель, образование снежного наста.

Изготовление снежных фигур.

11

Вода и ее свойства

«Вода –источник жизни»

Очистим воду.

Определение цвета воды. Испарение воды.

Узнай на вкус.

Просмотр презентации «Волшебница вода».

Почему в море вода соленая.

Сколько воды на земле?

Просмотр мультфильма  с одновременным проведением эксперементальной деятельности.

Пословицы и поговорки о воде.

12

Измерительные приборы

 «Инструменты измерения».

«Чем можно измерить  температуру тела и воздуха?», «Чем можно измерить длину предмета?», «Чем можно измерить рост человека?»

«Как в старину измеряли длину», «Старинные меры измерения»,  

 «Чем можно измерить вес?»

Дидактические игры: "Тонкий и толстый", "Что легче ? « «Чем можно измерить температуру воды?», «Чья сумка тяжелее?». Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

Составление антропометрии

13

Металл

«Металл и железо».

Исследование взаимодействия железа и магнита.

Где используют изделия из металла?

Игра «Найди нужный предмет».

Обсуждение, в каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла?

Выявление свойств металла-прочность, упругость, твердость, долговечность.

Драматизация сказки «Федорено горе»

14

Резина

«Что делают из резины?»

Выявление свойства резины –непромокаемость, эластичность.

Тонет-не тонет.

«Что бывает резиновым?»

«Какая бывает обувь?»

«Обувь для машин»

Игра «Чудесный мешочек».

Рассматривание изделий из резины.

Составление проекта  по теме «Резина».

15

Природные явления

Природные явления круглый год.

Водоворот в бутылке.

Гром и молния.

Рассматривание иллюстраций по теме «Живая и не живая природа».

Игра «Живая и неживая природа»

Наблюдения в природе.

Создание  лэпбука  

«4 времени года»

16

Пластмасса

«Свойства стекла и пластмассы»

Пластмасса, его качества и свойства.

«Бытовая техника», (из чего изготовлена и как используется).

Рассматривание предметов из пластмассы.

Изготовление цветка из пластмассовых ложек

17

Мусор

«Откуда берется и куда девается мусор»

Если закопать мусор, что произойдет? «Меньше мусора или использование вторичных отходов».

«Берегите природу».

Просмотр презентации

«Мусор-Земле не к лицу».

Ситуативные беседы о правилах поведения в природе.

«Откуда появляется мусор в природе?»: какой мусор чаще всего встречается в лесах, парках, других природных зонах? Как он туда попадает? Как хранится? Как используется? Кто из взрослых следит за чистотой окружающей природы?

Выставка поделок

«Вторая жизнь мусора».

Участие в международной программе «Экошкола – Зеленый флаг»

2.4.1.Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования

«Юные экологи»

(подготовительная к школе группа 6-7 лет)

№ п/п

Тема

Образовательная деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

Итоговое мероприятие

1

Воздух

«Сила ветра»

 «Соломенный буравчик»

«Сила воздуха»

«Летающие шарики»

«Воздух звучит»

Опыт «Свечка в банке»

«Значение воздуха в жизни человека», «Кому нужен воздух» «Что загрязняет воздух» «Для чего нужна дыхательная гимнастика»

Движение облаков, сила ветра с использованием вертушки, работа вентилятора.

Изготовление лэпука «Воздух в нашей жизни»

2

Пар и его свойства

«Вода, пар и льед»

«Пар – это вода» «Цветные льдинки»

«Что такое туман»  «Что будет если исчезнет вода» «Что такое роса»

Туман, роса, вода холодная и горячая.

Проект «Вода, пар и роса»

3

Семена

 Семена разных культур

 « Свойство семян»  «Семена пророщенные в воде» «Семена пророщенные в почве»

«Для чего нужны семена» «Съедобные и несъедобные семена»

Огород на подоконнике. Семена цветов, овощей

Изготовление «Травяничка» (овес)

4

Природные явления

«Землетрясение» «Цунами»

«Откуда берется втер» «Как появляется дождь» «Вулкан»

«Как вести себя во время дождя, грозы» «Как уберечь себя в сильный мороз» «Что такое вулкан»

Дождь, ветер, гроза, снег. изморозь, роса

Изготовление лэпука «Природные явление»

5

Стекло

«Стеклодув»

«Свойство стекла» ««Стекло прозрачное или нет»

 «Пропускает ли стекло воду?»

«Стекло: твердое или мягкое?», «Выдувание мыльных пузырей»«Стекло - гладкое или шероховатое?» «Родственники стекла»

«Как изготавливают стекло» «Знакомство с профессией – стеклодув» «Что будет, если не будет лампочки?»

Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» 

Изделие из стекла, посуда

Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского

Рассматривание иллюстраций «Художественное цветное стекло»

Проект «История стекла»

6

Почва

«Кладовая Земли»

«Из чего состоит почва» «Сухая и мокрая почва»

«Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде».

«Сухая и мокрая почва на участке». «Куда уходит дождевая вода» «Труд садовника».

Изготовление макета почвы

7

Вода и ее свойства

«Приключение Капитошки»

«Свойство воды», «Окрашивание воды», «Состояние воды» «Растворение в воде разных веществ»

«Кто живет в воде» «Бережное отношения к воде». «Пресная и соленая вода»

Дождь, лужи, водоемы, проточная вода.

Разработка проекта «Как человек использует воду»

 «Очистительные сооружение по очистке воды»

8

Снег и его свойства

«Снежная Королева»

«Свойства снега» «Снег в тепле и в холоде» «Цветной снег»

«Откуда берется снег» «Нужен ли снег человеку, животным»

Снег, метель, снежинки

Изготовление «снега» Проект «Снег»

9

Человек – живой организм

«Человек»

«Холодные и горячие предметы в руке» «Солдатик» «Большой маленький»

«Вредные привычки» «Режим дня в выходные дни»

За детьми младшей группы, за взрослыми

Изготовление модели человека

10

Наша Земля

«Полюса» «Глобус» «Континенты»

«Земля- это большой магнит»

«Земля- наш общий дом» «Как живут люди на разных континентах»

Рассматривание глобуса, карты

Изготовление модели земли

11

Измерительные приборы

«Часы» «Компас»

«Термометр»

«Рост и вес» «секунда, минута, час»  

«Часы прошлого, настоящего и бедующего времени» «Для чего нужен компас» «Что такое температуру »

За работой механических, электронных часов.

Фотоальбом «Часы»

12

Металл

«Металл» «Как применяют металл на производстве»

«Свойство металла»  

«Как появился металл» «Что будет если исчезнет металл» «Металл в жизни человека»

Рассматривание металлических предметов

Лэпбук «Металл»

13

Магнит

«Магнит» «Как применят магнит в жизни человека»

«Свойства магнита»  «Магнит и вода» «Магнитный конструктор»

«Как появился магнит» «Магнит в жизни человека»

Рассматривание магнит. Магнитный конструктор

Изготовление игры  магнитной майки

14

Солнечная система

«Вселенная» «Космос» «Солнечная система»

«День и ночь» «Солнечная система»  «Солнце- большая звезда»

«Что такое солнечная система» «Звездочеты» «Загадочный космос» «Космос в жизни человека»

Небо утром, днем и вечером.  Движение солнца

Проект «Планеты солнечной системы»

15

Свет и тень

 «Ты- моя тень2 «Солнечные зайчики»

«Солнце друг или враг» «Солнечные зайчики», «Найди свой цвет», «День – ночь»

Беседа «Солнце в жизни человека»

Солнечное затмение, что это? «Как появляется тень?  Все ли предметы имеют тень?  

Солнечные зайчики, тень от предметов

Презентация «Солнце – большая звезда»

16

Мыло и его свойства

«Мойдодыр»

«Мыльные пузыри»  «Свойства мыла»

«Мыло в жизни человека» «Как появилось мыло» «Мыльное производство»

Мыльные пузыри, пена

Лэпбук «До здравствует мыло душистое»

17

Мусор

«Мусор и человек»  

Классификация мусора.  

«Утилизации мусора» «Что такое вторичное сырье» «Бытовые отходы»

За работой мусоровоза

Проект «Спасем планету от мусора»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

     наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;

     демонстрационное лабораторное оборудование;

     дидактический материал, игры экологического содержания, схемы

  • проектор, телевизор

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

Серии картин с изображением природных сообществ.

Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др..

Карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Книги познавательного характера, атласы.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д..

Тематические альбомы.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

Коллекции

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

3.2. Методическое обеспечение

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3.  Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.

4. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. .

5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

6. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014  .

7. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2022-2024

Рабочая программа...

Программа 2022-2023г

Рабочая программа подготовительной группы «Любознайки»   2022 - 2023 учебный год...

Рабочая программа 2022-2023

Рабочая программаобразовательной деятельностив средней группе №41 «Крепыши»общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 уч. г....

Рабочая программа 2022-2023г

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе образовательной  программы дошкольного образования (далее  Программа ) МБДОУ «Детский сад» с. Межадор, которая  ...

Рабочая программа 2022-2023

Рабочая программа для старшей группы на 2022-2023...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...