Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Осень к нам пришла».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ткаченко светлана Николаевна

В конспекте занятия представлен материал по ознакомлению с осенью,как временем года.Подбор загадок,стихов поможет в организации и проведению занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Махалик Инесса Константиновна

                                        Ткаченко Светлана Николаевна

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Осень  к нам пришла».

Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Осень».

Задачи:

- активизировать словарь существительных по теме «Осень»;

- закрепить навык образования прилагательного от существительного;

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

- воспитывать любовь к природе.  

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Осень»,  листьяосенние, предметные картинки, рисуночная схема для составления рассказа.

Предварительная работа.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Заучивание стихов об осени.

– Рассматривание пейзажных картин художников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

(На экране осенний пейзаж)

В.: Вот художник так художник!

                 Все леса позолотил,

                 Даже самый сильный дождик

                 Эту краску не отмыл.

                 Отгадать загадку просим:

                 Кто художник этот? (Осень)

На улице осень инаше занятие называется. «Осень к нам пришла».

 (ответы детей) Осень пришла к нам на долгих три месяца. Она будет радовать нас золотыми листьями, осенним солнышком, первыми заморозками, которые готовят нас к предстоящей зиме.

Дети: 1. Если на деревьях листья пожелтели,

           Если в край далёкий птицы улетели,

           Если небо хмурое, если дождик льётся,

          Это время года осенью зовётся.

           2. Прошла лиса под кустом,

               Обожгла листву хвостом.

              Огонь по веточкам полез

              И запылал осенний лес.

В: Дети! Сегодня мы отправимся в осеннее путешествие на волшебном поезде. (Включается звук поезда.)Мы сейчас на станции «Наша группа». Сядьте поудобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путь.

  1. Основная часть

Станция «Погодная».

В.: Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас,  знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

Игра «Погода осенью»

В: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Станция «Осенние дела»

В:Молодцы. Вы правильно ответили. А что происходит с птицами и зверями осенью? (ответы детей)Да осенью птицы улетают на юг, звери в лесу готовятся к зиме и делают запасы, а как еще звери готовятся к зиме (меняют свою шубку, чтобы их не было видно на снегу, ложатся в спячку). А какие  звери ложатся в спячку? (ответы детей). Предлагаю вам поиграть в игру «Осенью», для этого давайте сделаем большой круг.

Игра: «Осенью» (с мячом)

Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с листочками.

Станция «Спортивная»

Физкультминутка: «Осенние листочки»

(Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

Ветер по лесу гулял, ветер листики считал.

Лист дубовый, лист кленовый, лист рябиновый резной,

Лист с берёзки расписной.

А последний лист с осинки кружит ветер по тропинке.

К ночи ветерок устал, с листиками засыпал.

Лист дубовый, лист кленовый, лист рябиновый резной,

Лист с берёзки расписной.

И последний лист с осинки тихо дремлют на тропинке.

Станция «Осень разная и прекрасная»

В: Молодцы! Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А давайте вспомним периоды осени. На экране демонстрируются соответствующие слайды.(Ранняя, золотая, поздняя осень.)

В: Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя.) Назовите признаки ранней осени.  (Ответы детей)

Правильно, часто бывает тепло днём, а ночью холодно. Может ярко светить солнце. Небо голубое, высокое. Дни стали короче, а ночи длиннее. На деревьях появляются желтые листочки. Дозревают овощи и фрукты. Насекомые не исчезли. Птицы готовятся к отлету. Бывает прохладно, пасмурно. Небо серое. Идет холодный дождь.

В:Какую примету о ранней осени вы знаете? («В сентябре лето кончается, осень начинается»). Молодцы, отвечали хорошо.

В:  В каком месяце бывает «золотая» осень? Почему ее называют «золотой» осенью? (Много желтого цвета.) Какими становятся листья на деревьях? (Разноцветными.) Угадайте, какой лист? (Берёзовый, осиновый, рябиновый.) Что делают листья? (Летают, кружатся, лежат, срываются, танцуют, шуршат).

В: Какой же самый главный признак «золотой»осени? (ответы детей)

Правильно, на улице может быть тепло, ярко светить солнце. Но может быть и холодно, пасмурно, моросить дождь. Бывают заморозки. На траве и на кустах бывает иней. Дни становятся еще короче, а ночи длиннее. Трава желтеет и сохнет. Меньше цветов. Исчезают насекомые. Птицы улетают на юг.)

- А вы знаете приметы о «золотой» осени? «Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме»; «Плачет октябрь длинными слезами».

В: А ещё какая бывает осень? (Поздняя.) Назовите признаки поздней осени (ответы детей)

В:Деревья стоят голые, черные. Листья все опали. Засохла трава. Нет цветов. Дует сильный холодный ветер. Часто идет долгий холодный дождь. Идет мокрый снег. По небу плывут серые облака. Появляется на лужах лед. Замерзает земля. Дни стали еще короче. Птицы улетели в теплые края.  Что значит «зима с осенью борется»? (ответы детей)

Станция «Урожайная»

Осень бывает разной. Но каждый год она дарит нам богаты урожай . Мы сейчас в игру сыграем, все подарки осени отгадаем.

Игра «Угадайка».

Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (В. загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)  

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель)  

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

 6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)  

7.Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла)

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

Станция «Наша группа».

В.: А сейчас давайте вспомним, что мы говорили об осени и расскажем о ней.

Составляем рассказ по схеме.

1) Какие изменения в природе.

2) Как меняется жизнь животных с приходом осени.

3) Что делают птицы осенью.

4) Какую одежду люди одевают осенью.

5) Какие дары природы дарит нам осень.

3.Заключительная часть.

В.: -Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось больше всего? Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Профессии.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, соз...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека»

сание НОД:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитател...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Цель:познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;развивать познавательную активность;воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Я - человек»

Дать понятие, что человек - живое существо. Он чувствует, видит. Растет и с ростом изменяется его внешность. Закрепить понятие «Линия жизни», знания о профессиях...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с деньгами»

Конспект открытого занятия с использованием интерактивной доски был разработан с целью поддержания интереса к предмету математики, опираясь на познавательную активность и любознательность детей. Дети ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Моя семья»

Конспект занятия по позновательному развитию с использованием ИКТ...