Конспект образовательного события "В научной лаборатории"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Виноградова Юлия Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

Красносельского района города Санкт – Петербург

Конспект

образовательного события к Дню науки в России

с детьми подготовительной группы

комбинированной направленности

по познавательному развитию

«В научной лаборатории».

                   

                                                                                                 

                                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                                             воспитатель

                                                                                          Виноградова Юлия Викторовна,

                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                             

Санкт – Петербург

2023 г.

Цель: ознакомление детей с памятной датой, связанной с возникновением науки в России.

Задачи.

Образовательные: 

Дать детям понятие «наука», познакомить с деятельностью ученых, расширить знания о свойствах знакомых им веществ, результатами их взаимодействия друг с другом. Формировать познавательный интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

Развивать у детей любознательность, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, познанию окружающего мира, к профессии ученого.

Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга, работать в парах, решать проблемные ситуации.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, проблемного обучения.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, проблемно-поисковая ситуация, исследовательская деятельность, беседа.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

- приветствие;

- беседа;

- опыты;

- динамическая пауза;

-нейрогимнастика;

-сюрпризный момент.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, решение проблемных ситуаций, исследовательская.

Оборудование: ноутбук, проектор, ладошки с приветствиями, ящик с научными приборами, журнал «Хочу все знать», шапочки медицинские, халаты на каждого ребенка, по 2 стакана с водой на пару детей, столовые ложки на каждого ребенка, пипетки, ватные палочки, емкости с солью, крахмалом, молоком, йодом, разбрызгиватели с раствором йода на каждого ребенка, по одному яйцу на пару детей, белая бумага на каждого ребенка, листы с тайной надписью на каждого ребенка.

                                                Ход образовательного события.

 №

п/п

Этапы      работы,

виды заданий

и упражнений

Организация

    рабочего

пространства

       Деятельность педагога

 Деятельность

         детей              

 1.

Приветствие

Дети стоят свободно рядом с воспитателем.

На стене прикреплены пиктограммы-ладошки с приветствиями.

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.

В: Ребята, я очень рада видеть вас сегодня. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Как мы обычно приветствуем друг друга утром?

А я вам предлагаю поприветствовать друг друга сегодня необычным способом, согласны?

Перед вами ладошки с приветствиями. Выберите ладошку с тем приветствием, которое вам нравится, приложите к нему свою ладошку и поприветствуйте своего друга.

(В конце воспитатель приветствует всех детей, выбрав ладошку «Обнимемся»)

Ответы детей.

Дети выбирают пиктограмму приветствия на ладошке и того, кого хотят приветствовать.

2.

Сюрпризный момент.

Дети сидят на стульях.

В: Ребята, вот такой необычный ящик я нашла сегодня в группе. Давайте его откроем? (Пытается открыть). Не открывается. Может вы попробуете?

А как же нам его открыть? Ключа-то нет! (Замок с кодом)

Как же нам узнать код?

А может попробуем так?

Какой по счету месяц в году сейчас идет?

(Выставляет цифру 2 на замке).

А какой по счету день недели сегодня?

(Выставляет цифру 3 на замке).

А какое сегодня число?

(Выставляет цифру 8 на замке).

Ура! Открылся!

(Достает микроскоп, пробирки, лупу)

Дети пытаются открыть ящик. Замечают, что он закрыт на замок.

Предположения детей.

Февраль - 2-й месяц года.

Среда -  3-й день недели.

8 февраля.

3.

Основная часть.

Беседа о Дне науки.

Дети сидят.

В: Ребята, кому могут принадлежать эти предметы?

Как вы думаете, почему нам прислали именно эти предметы?

Я вспомнила! Сегодня наша страна отмечает День науки!

Что такое наука?

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Люди каких профессий празднуют этот день?

Правильно, ученые, изобретатели.

Первая Российская академия наук была создана 8 февраля 1724 года в Санкт –Петербурге по указу Петра Первого. Она существует по сей день и находится на Университетской набережной.

(Демонстрирует слайд презентации).

Размышления детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

4.

Динамическая пауза.

Дети стоят.

В: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повернулись,

Наклонились, улыбнулись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И беседу продолжаем.

Выполняют движения согласно тексту и показу воспитателя.

5.

В научной лаборатории.

Дети сидят.

Дети проходят к лабораторным столам.

В. Человек всегда стремился к знаниям, ему хотелось найти ответы на интересующие его вопросы: почему идет дождь, что такое гроза?

Что делаю ученые, чтобы узнать тайны природных явлений, свойства различных вещей?

Да, они проводят опыты.

А вы хотите вместе со мной провести опыты?

Тогда одеваем спецодежду и отправляемся в нашу мини лабораторию. Разделитесь на пары и занимайте места за лабораторными столами.

Ответы детей.

Дети одевают шапочки, нарукавники, халаты.

6.

Нейрогимнастика «Ладонь-кулак»

Дети сидят за столами.

В: Прежде, чем мы начнем наши исследования, давайте подготовим наш рабочий инструмент –руки и мозг к работе.

Бежали бегемотики надутые животики.

Бежали и бежали, и дружно повторяли: (стучат кулачками по столу)

-Ладонь-кулак, ты тоже делай так (2раза).

Веселые лягушки скакали на опушке,

Скакали и скакали и дружно повторяли: (сжимаем и разжимаем кисти рук)

 -Ладонь-кулак, ты тоже делай так (2раза).

А маленькая змейка в траве ползла, шуршала,

А маленькая змейка ползла и повторяла (трут ладошки друг об друга):

-Ладонь-кулак, ты тоже делай так (2раза).

Дети выполняют движения по показу воспитателя.

7.

Опыт «Пловец»

Дети сидят за столами.

В: Мы с вами много проводили разных опытов, какие вам больше всего запомнились?

Скажите, вы умеете плавать?

А в какой воде легче плавать, в пресной или соленой?

Давайте проверим ваши предположения опытным путем.

Перед вами 2 стакана с водой. В тарелке соль и яйцо.  Возьмите яйцо и опустите его в один стакан. Что произошло с яйцом? (яйцо тонет)

Теперь во второй стакан насыпьте 2-3 ложки соли и размешайте. Теперь опустите яйцо в соленую воду. Что произошло с яйцом теперь? (яйцо всплыло)

Как вы думаете, почему в первом стакане с простой водой яйцо утонуло, а в соленой всплыло?

Вывод: соленая вода плотнее пресной, тяжелее, поэтому не дает предметам утонуть.

Ответы детей.

Дети высказывают свои предположения, выполняют опыт.

8.

Опыт «Сыщики»

Дети сидят за столами.

В: Коллеги, обратите внимание на порошок, лежащий в ваших тарелках. Как вы думаете, что это за вещество?

Потрогайте руками, какой порошок на ощупь?

Понюхайте, имеет ли он запах?

Это вещество называется крахмал, его используют для приготовления киселя.

Возьмите ложку крахмала и опустите его в стакан с холодной водой, размешайте. Крахмал растворяется в воде?

Теперь возьмите пипетку, наберите в нее йод и капните его в стакан с крахмалом. Что произошло?

Почему вода изменила цвет?

Вывод: при взаимодействии йода с крахмалом, крахмал окрашивается в синий цвет.

Используя эти свойства, мы с вами можем проверить, в каких продуктах содержится крахмал?

Возьмите тарелку, на которой лежат ломтик картофеля, яблока, банана, булки, печенье. Наберите в пипетку йод и капните по капле на каждый продукт. Теперь посмотрите, где йод поменял цвет на синий. Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в продуктах, содержащих крахмал, йод изменил цвет.

Дети высказывают свои предположения, выполняют опыт.

Дети отмечают, что жидкость окрасилась в синий цвет.

Дети определяют продукты, где йод изменил цвет.

9.

Опыт «Тайное письмо»

В: Вы знаете, как можно написать тайное письмо, чтобы никто не мог его прочитать?

Возьмите ватную палочку и лист белой бумаги, окуните палочку в молоко и напишите или нарисуйте что-нибудь на бумаге.

А теперь нужно подождать, пока надпись высохнет.

У меня уже есть лист с высохшей надписью (раздаю детям подготовленные листы). Она видна?

Как мы ее прочитаем?

А в этом нам опять поможет йод.

Возьмите распылители, в них налит раствор йода с водой, смочите лист раствором йода. Что вы видите?

Почему надпись проявилась?

Что содержится в бумаге?

Вывод: в составе бумаги есть крахмал, раствор йода окрасил его в синий цвет, а в молоке крахмала нет, оно осталось белым, поэтому мы видим текст.

А ваши тайные письма мы прочитаем немного попозже, только используем для этого другой способ.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют задание.

Дети высказывают свои предположения.

Дети читают надпись «наука».

10.

Рефлексия.

Дети стоят свободно рядом с воспитателем.

В: Ну, что, мои юные ученые, давайте на время покинем нашу лабораторию.

Скажите, какое событие отмечает сегодня наша страна?

Вам было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что бы вы еще хотели сегодня узнать?

В нашем волшебном ящике для вас есть подарок, достаньте его, пожалуйста.

Это журнал «Хочу все знать». В этот журнал вы можете написать, что бы вы хотели узнать еще о науке, научных изобретениях.

А сегодня вы можете продолжить нашу исследовательскую деятельность или заняться изобретением чего-нибудь необычного.

Дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю.

Дети достают журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события "Мой любимый детский сад"

Этот конспект НОД    "Мой любимый детский сад" (ознакомление с социальной-действительностью) для подготовительной к школе группы  разработан для конкурса. ...

Конспект НОД" Осенняя научная лаборатория"

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию, исследовательской деятельности "Научная лаборатория"...

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок,                              ...

Конспект «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметовЗадачи:1. Образовательные:Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.2. Развивающие:Развивать логическое мышление, умение ...

Конспект «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметовЗадачи:1. Образовательные:Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.2. Развивающие:Развивать логическое мышление, умение ...