"Комнатные растения-спутники жизни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
расширять и систематизировать знания о комнатных растениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.2_konspekt_uhod_za_komnatnymi_rasteniyami_1.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Комнатные растения— спутники жизни».
Задачи: − Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.
− Познакомить детей с новым растением — хлорофитум; отметить характерные особенности его внешнего вида, необходимых условиях жизни.
− Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода.
− Развивать умение узнавать растения по описанию и по внешнему виду, называть их. − Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы.
− Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, развивать познавательный интерес к природному окружению.
Предварительная работа: экскурсии в зимний сад, беседы о комнатных растениях, знакомство с картой мира и материками, чтение стихотворений о цветах, загадки, дидактические игры «Где спряталась Капелька?», «Угадай-ка», труд в зимнем саду.
Оборудование: физическая карта мира, изображение на карточках комнатных растений, модели леек с водой, шапочки цветов, магнитофон, палочки для рыхления, лейки с водой, баночки с водой, тарелки с землей, салфетки.
Ход занятия.
1.Сюрпризный момент. Дети заходят в зимний сад. Их встречает цветочница Анюта.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я — цветочница Анюта. Весь год вас радует красота моих цветов. Летом — прекрасные, восхитительные цветы на клумбах, а зимой — комнатные растения. Я хочу пригласить вас на бал цветов. Вы хотите побывать на этом балу?
2.Беседа о растениях. Тогда давайте поговорим о комнатных растениях. У вас в зимнем саду их много, какие они красивые, ухоженные. А для чего вы их посадили?
Ответы детей:
− Комнатные растения нужны для того, чтобы было красиво и уютно.
− Комнатные растения сажают для того, чтобы воздух был чище.
− Комнатные растения отпугивают вредных насекомых, например моль.
− Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
− Растения лечат людей.
− Комнатные растения поддерживают влажность воздуха.
− Комнатные растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько интересного вы рассказали мне о комнатных растениях. Дети, проходят годы, меняется мода на платья, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозелёным комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные зелёные веточки или цветок, распустившийся в комнате. На балу цветов вам придётся встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия. Назовите и покажите, какие растения растут у вас в зимнем саду?
Дети: Герань, традесканция, бегония Рекс, бегония крапчатая, папоротник, хлорофитум, фиалка, фикус, бегония лотосовидная, сансевьера (дети показывают и называют знакомое растение).
3.Дидактическая игра «Узнай по описанию». Моделирование.
Воспитатель: Вы много назвали комнатных растений, а сможете ли вы узнать свои любимые растения по описанию. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».Один из вас будет описывать комнатное растение, а остальные отгадывать его название. [2, с. 200]
1 ребёнок. «Родом из Африки. У него красивые розовые цветки, похожие на розочки, нежные, овальные листочки. Долго цветёт, любит много воды, это растение светолюбивое».
Дети. Бальзамин. (Кто отгадал, берет карточку с изображением бальзамина и прикрепляет ее на карте там, откуда родом это растение).
2 ребёнок. «Похожа на травку. У неё пушистые листочки, цветочки маленькие, махровые. Цветёт почти круглый год. Ее родина — Австралия».
Дети. Фиалка (прикрепляют карточку с ее изображением на карту).
3 ребёнок. «Её родина — Южная Африка. У неё крупные, круглые листья по краям волнистые. Цветы очень красивые: розовые, красные».
Дети. Герань (прикрепляют карточку на карту).
4 ребёнок. «Царственная, королевская. Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями. Растение не любит прямых солнечных лучей».
Дети. Бегония Рекс (прикрепляют карточку на карту).
Воспитатель: Молодцы, дети. Благодаря вам все, кто будет у вас в гостях в зимнем саду, будут знать, откуда родом эти замечательные растения. Я вижу, вы любите их и знаете много комнатных растений, поэтому хочу вам подарить вот это комнатное растение.
4.Рассказ воспитателя.
Называется оно— ХЛОРОФИТУМ. Родина этого растения — Южная Африка. Растение с длинными ярко-зелёными, линейными листьями, собранными в пучки, на листьях есть по краям белые полоски. Из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие стрелки, на которых появляются мелкие белые цветы, а затем детки — розетки с воздушными корнями. Хлорофитум хорошо растёт в прохладных помещениях и в комнатах с высокой температурой воздуха. Переносит затемнение. Летом растение обильно поливают. Размножается отводками и молодыми листовыми розетками.
Воспитатель. Скажите, что вы узнали про это растение? Дети отвечают, затем прикрепляют карточку с этим растением на карту.
5.Постановка проблемных вопросов. Работа с карточками- моделями.
Воспитатель. Мне интересно, куда вы поставите хлорофитум в зимнем саду?
Дети. Хлорофитум нужно поставить на пенек, потому что там не очень светло и есть небольшое затенение.
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам выбрать карточку-модель, показывающую потребность хлорофитума в воде.
(Предлагается три модели: 1 — с полной лейкой для влаголюбивых растений; 2 — с неполной лейкой для растений, требующих умеренной поливки; 3 — с небольшим количеством воды для сухоустойчивых растений).
Дети. Я думаю, что для хлорофитума подходит 1модель, потому что он влаголюбивое растение. Ребенок ставит модель возле растения.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы все запомнили про новое растение, поэтому с уверенностью могу сказать, что ему у вас будет комфортно, и оно долго будет радовать вас своей красотой.
6. Жалобная книга природы.
Воспитатель: Ребята, по пути к вам мне встретились герань, бегония крапчатая и фиалка. Они были такие печальные и послушайте, что они мне сказали.
Воспитатель включает запись на магнитофоне (1-ая жалоба).
«Ах, бедная я, фиалка! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, а оказалась никому не нужна. Никто не пришел, не полил меня. Хорошо садовым растениям: они под открытым небом растут, дождь пойдёт, вот и попьют они водички».
Воспитатель: Какая беда случилась с фиалкой? Как помочь растению?
Дети: Надо полить.
Воспитатель: Как надо поливать фиалку?
Дети: Поливать нужно в край горшка так, чтобы носик лейки лежал на горшке. Поливают.
Воспитатель: Какие вы умнички! Как вы быстро догадались и помогли бедной фиалке. Посмотрите, ребята, фиалка сразу повеселела, листики оживают. Теперь она с радостью будет украшать ваш зимний сад. Воспитатель включает следующую запись с жалобой бегонии крапчатой. (2-ая жалоба).
«Что же это делается, совсем пропадаю, ведь я люблю свет, а меня поставили в тень, мне страшно, мои листочки осыпаются!»
Воспитатель: Что же случилось с бегонией крапчатой?
Дети: Её поставили в тень, бегония крапчатая светолюбивое растение, в тени листочки засыхают, их надо убрать, чтобы растение могло дышать.
Воспитатель: Куда мы поставим бегонию крапчатую?
Дети: На окно, там много света, ведь бегония светолюбивое растение. Ставят.
Воспитатель: Теперь, бегония, тебе не придётся жаловаться.
Воспитатель: Давайте послушаем жалобу герани. Включает запись.
3-я жалоба «С одной стороны мне грех жаловаться, хозяйка обо мне всё время заботилась: поливала, рыхлила, подкармливала. Спасибо ей! Но она уехала и попросила соседей за мной ухаживать. Поливать-то они поливали, но землю, ни разу не порыхлили и корни мои задыхаются. Одна надежда осталась на детей детского сада «Солнышко». Только они смогут спасти меня».
Воспитатель: Как помочь герани?
Дети: Надо порыхлить землю.
Воспитатель: Зачем рыхлят землю?
Дети: Рыхлить землю необходимо для того, чтобы корням растения легко дышалось.
Воспитатель: Как вы думаете, в какой земле растению дышится легко в плотной или рыхленной? А это мы сейчас проверим.
7.Опыт.
Воспитатель: Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Погрузите их в баночки с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или из плотной.
Самостоятельная деятельность детей.
Вопросы:
1.Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха?
2.В какой земле растению дышится легко?
Вывод: В банке с плотной землёй мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твёрдая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землёй пузырьков воздуха очень много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.
Воспитатель: Кто хочет помочь фиалке? Расскажите, как вы это будите делать.
Дети: Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни. Рыхлят.
Воспитатель: Посмотрите, как растения сразу ожили, повеселели. Я думаю, они никогда не будут жаловаться, потому что за ними будите ухаживать вы. Ведь не случайно у вас в зимнем саду очень красивые растения.
8. Экологическая викторина.
Воспитатель: Хотите попасть на бал цветов? Тогда приглашаю вас на викторину, где за правильный ответ даю приз — шапочки — цветы. Это будет приглашением на бал цветов.
Вопросы:
1.Кому из растений нужно больше воды?
Ответ: Бальзамину, хлорофитуму, розе.
2.Какие условия необходимы для хорошего роста растений?
Ответ: Тепло, свет, вода, удобрения
3.Какую пользу приносят комнатные растения?
Ответ: Лечат людей, отпугивают вредных насекомых, очищают воздух, поддерживают влажность воздуха.
4. Какую работу проводите осенью с растениями.
Ответ: Осенью поливаем реже.
5.Что будите делать весной?
Ответ: Весной комнатные растения пересаживают.
6. Как ухаживаете за комнатными растениями?
Ответ: Поливаем, рыхлим почву, убираем сухие листья, протираем листочки.
7. В какое время года поливают цветы каждый день?
Ответ: Весной и летом.
8.Как размножаются комнатные растения?
Ответ: Черенками, листьями, клубнями, розетками.
Воспитатель. Я очень рада, что все дети смогли получить приглашение на бал. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов». Мальчики приглашают девочек на вальс.
9.Танец «Вальс цветов».
10.Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости. Мне понравилось, что вы знаете названия комнатных растений, любите их и бережно, заботливо относитесь к ним. Скажите, что нового и интересного вы узнали?
А вам понравилось у меня в гостях?
Если вам понравилось — возьмите красный цветок и положите на полянку, а если не понравилось — жёлтый. Пришло время расставаться, до свиданья.
Приходите ещё ко мне в гости.
Литература: Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Библиотека Воспитателя) (8). Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы. — М.: ВАКО, 2010. — 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...
Комнатные растения - спутники нашей жизни
Комнатные растения – спутники нашей жизни.Программное содержание:- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;- Обеспечить развитие умения анализировать, обобщать с п...
Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной группы «Комнатные растения - спутники нашей жизни»
Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала;Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;Воспитывать трудолю...
"Комнатные растения - спутники нашей жизни"
Данный конспект расширяет знания детей о комнатных растениях, воспитывает интерес к уходу за растениями, любовь к ним, развивает логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-...
Проект "Комнатные растения - спутники нашей жизни"
В нашей группе комнатные растения «болеют», а мы хотим, чтобы в природном уголке было зеленое море....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"
Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...
Беседа с детьми подготовительной группы «Комнатные растения — спутники нашей жизни»
Беседа с детьми подготовительной группы «Комнатные растения — спутники нашей жизни»...