"Комнатные растения-спутники жизни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мазитова Светлана Айратовна

расширять и систематизировать знания о комнатных растениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.2_konspekt_uhod_za_komnatnymi_rasteniyami_1.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Комнатные растения— спутники жизни».

Задачи: − Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.

− Познакомить детей с новым растением — хлорофитум; отметить характерные особенности его внешнего вида, необходимых условиях жизни.

 − Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода.

 − Развивать умение узнавать растения по описанию и по внешнему виду, называть их. − Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы.

 − Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, развивать познавательный интерес к природному окружению.

 Предварительная работа: экскурсии в зимний сад, беседы о комнатных растениях, знакомство с картой мира и материками, чтение стихотворений о цветах, загадки, дидактические игры «Где спряталась Капелька?», «Угадай-ка», труд в зимнем саду.

Оборудование: физическая карта мира, изображение на карточках комнатных растений, модели леек с водой, шапочки цветов, магнитофон, палочки для рыхления, лейки с водой, баночки с водой, тарелки с землей, салфетки.

Ход занятия. 

1.Сюрпризный момент. Дети заходят в зимний сад. Их встречает цветочница Анюта.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я — цветочница Анюта. Весь год вас радует красота моих цветов. Летом — прекрасные, восхитительные цветы на клумбах, а зимой — комнатные растения. Я хочу пригласить вас на бал цветов. Вы хотите побывать на этом балу?

2.Беседа о растениях. Тогда давайте поговорим о комнатных растениях. У вас в зимнем саду их много, какие они красивые, ухоженные. А для чего вы их посадили?

Ответы детей: 

− Комнатные растения нужны для того, чтобы было красиво и уютно.

 − Комнатные растения сажают для того, чтобы воздух был чище.

 − Комнатные растения отпугивают вредных насекомых, например моль.

 − Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.

− Растения лечат людей.

 − Комнатные растения поддерживают влажность воздуха.

− Комнатные растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько интересного вы рассказали мне о комнатных растениях. Дети, проходят годы, меняется мода на платья, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозелёным комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные зелёные веточки или цветок, распустившийся в комнате. На балу цветов вам придётся встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия. Назовите и покажите, какие растения растут у вас в зимнем саду?

 Дети: Герань, традесканция, бегония Рекс, бегония крапчатая, папоротник, хлорофитум, фиалка, фикус, бегония лотосовидная, сансевьера (дети показывают и называют знакомое растение).

3.Дидактическая игра «Узнай по описанию». Моделирование.

 Воспитатель: Вы много назвали комнатных растений, а сможете ли вы узнать свои любимые растения по описанию. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».Один из вас будет описывать комнатное растение, а остальные отгадывать его название. [2, с. 200]

 1 ребёнок. «Родом из Африки. У него красивые розовые цветки, похожие на розочки, нежные, овальные листочки. Долго цветёт, любит много воды, это растение светолюбивое».

Дети. Бальзамин. (Кто отгадал, берет карточку с изображением бальзамина и прикрепляет ее на карте там, откуда родом это растение).

2 ребёнок. «Похожа на травку. У неё пушистые листочки, цветочки маленькие, махровые. Цветёт почти круглый год. Ее родина — Австралия».

Дети. Фиалка (прикрепляют карточку с ее изображением на карту).

3 ребёнок. «Её родина — Южная Африка. У неё крупные, круглые листья по краям волнистые. Цветы очень красивые: розовые, красные».

Дети. Герань (прикрепляют карточку на карту).

4 ребёнок. «Царственная, королевская. Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями. Растение не любит прямых солнечных лучей».

Дети. Бегония Рекс (прикрепляют карточку на карту).

Воспитатель: Молодцы, дети. Благодаря вам все, кто будет у вас в гостях в зимнем саду, будут знать, откуда родом эти замечательные растения. Я вижу, вы любите их и знаете много комнатных растений, поэтому хочу вам подарить вот это комнатное растение.

4.Рассказ воспитателя. 

Называется оно— ХЛОРОФИТУМ. Родина этого растения — Южная Африка. Растение с длинными ярко-зелёными, линейными листьями, собранными в пучки, на листьях есть по краям белые полоски. Из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие стрелки, на которых появляются мелкие белые цветы, а затем детки — розетки с воздушными корнями. Хлорофитум хорошо растёт в прохладных помещениях и в комнатах с высокой температурой воздуха. Переносит затемнение. Летом растение обильно поливают. Размножается отводками и молодыми листовыми розетками.

 Воспитатель. Скажите, что вы узнали про это растение? Дети отвечают, затем прикрепляют карточку с этим растением на карту.

5.Постановка проблемных вопросов. Работа с карточками- моделями.

Воспитатель. Мне интересно, куда вы поставите хлорофитум в зимнем саду?

Дети. Хлорофитум нужно поставить на пенек, потому что там не очень светло и есть небольшое затенение.

 Воспитатель. А сейчас предлагаю вам выбрать карточку-модель, показывающую потребность хлорофитума в воде.

(Предлагается три модели: 1 — с полной лейкой для влаголюбивых растений; 2 — с неполной лейкой для растений, требующих умеренной поливки; 3 — с небольшим количеством воды для сухоустойчивых растений).

Дети. Я думаю, что для хлорофитума подходит 1модель, потому что он влаголюбивое растение. Ребенок ставит модель возле растения.

Воспитатель. Молодцы, дети! Вы все запомнили про новое растение, поэтому с уверенностью могу сказать, что ему у вас будет комфортно, и оно долго будет радовать вас своей красотой.

6. Жалобная книга природы. 

Воспитатель: Ребята, по пути к вам мне встретились герань, бегония крапчатая и фиалка. Они были такие печальные и послушайте, что они мне сказали.

 Воспитатель включает запись на магнитофоне (1-ая жалоба). 

«Ах, бедная я, фиалка! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, а оказалась никому не нужна. Никто не пришел, не полил меня. Хорошо садовым растениям: они под открытым небом растут, дождь пойдёт, вот и попьют они водички».

Воспитатель: Какая беда случилась с фиалкой? Как помочь растению?

 Дети: Надо полить.

Воспитатель: Как надо поливать фиалку?

Дети: Поливать нужно в край горшка так, чтобы носик лейки лежал на горшке. Поливают.

Воспитатель: Какие вы умнички! Как вы быстро догадались и помогли бедной фиалке. Посмотрите, ребята, фиалка сразу повеселела, листики оживают. Теперь она с радостью будет украшать ваш зимний сад. Воспитатель включает следующую запись с жалобой бегонии крапчатой. (2-ая жалоба).

«Что же это делается, совсем пропадаю, ведь я люблю свет, а меня поставили в тень, мне страшно, мои листочки осыпаются!»

Воспитатель: Что же случилось с бегонией крапчатой?

 Дети: Её поставили в тень, бегония крапчатая светолюбивое растение, в тени листочки засыхают, их надо убрать, чтобы растение могло дышать.

 Воспитатель: Куда мы поставим бегонию крапчатую?

Дети: На окно, там много света, ведь бегония светолюбивое растение. Ставят.

Воспитатель: Теперь, бегония, тебе не придётся жаловаться.

Воспитатель: Давайте послушаем жалобу герани. Включает запись.

 3-я жалоба «С одной стороны мне грех жаловаться, хозяйка обо мне всё время заботилась: поливала, рыхлила, подкармливала. Спасибо ей! Но она уехала и попросила соседей за мной ухаживать. Поливать-то они поливали, но землю, ни разу не порыхлили и корни мои задыхаются. Одна надежда осталась на детей детского сада «Солнышко». Только они смогут спасти меня».

Воспитатель: Как помочь герани?

Дети: Надо порыхлить землю.

 Воспитатель: Зачем рыхлят землю?

Дети: Рыхлить землю необходимо для того, чтобы корням растения легко дышалось.

Воспитатель: Как вы думаете, в какой земле растению дышится легко в плотной или рыхленной? А это мы сейчас проверим.

7.Опыт. 

Воспитатель: Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Погрузите их в баночки с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или из плотной.

 Самостоятельная деятельность детей.

Вопросы:

1.Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха?

2.В какой земле растению дышится легко?

 Вывод: В банке с плотной землёй мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твёрдая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землёй пузырьков воздуха очень много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.

 Воспитатель: Кто хочет помочь фиалке? Расскажите, как вы это будите делать.

Дети: Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни. Рыхлят.

Воспитатель: Посмотрите, как растения сразу ожили, повеселели. Я думаю, они никогда не будут жаловаться, потому что за ними будите ухаживать вы. Ведь не случайно у вас в зимнем саду очень красивые растения.

8. Экологическая викторина. 

Воспитатель: Хотите попасть на бал цветов? Тогда приглашаю вас на викторину, где за правильный ответ даю приз — шапочки — цветы. Это будет приглашением на бал цветов.

Вопросы:

1.Кому из растений нужно больше воды?

Ответ: Бальзамину, хлорофитуму, розе.

2.Какие условия необходимы для хорошего роста растений?

Ответ: Тепло, свет, вода, удобрения 

3.Какую пользу приносят комнатные растения?

Ответ: Лечат людей, отпугивают вредных насекомых, очищают воздух, поддерживают влажность воздуха.

4. Какую работу проводите осенью с растениями.

 Ответ: Осенью поливаем реже.

5.Что будите делать весной?

 Ответ: Весной комнатные растения пересаживают.

6. Как ухаживаете за комнатными растениями?

Ответ: Поливаем, рыхлим почву, убираем сухие листья, протираем листочки.

7. В какое время года поливают цветы каждый день?

Ответ: Весной и летом.

8.Как размножаются комнатные растения?

 Ответ: Черенками, листьями, клубнями, розетками.

Воспитатель. Я очень рада, что все дети смогли получить приглашение на бал. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов». Мальчики приглашают девочек на вальс.

9.Танец «Вальс цветов».

10.Рефлексия. 

Воспитатель: Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости. Мне понравилось, что вы знаете названия комнатных растений, любите их и бережно, заботливо относитесь к ним. Скажите, что нового и интересного вы узнали?

А вам понравилось у меня в гостях?

 Если вам понравилось — возьмите красный цветок и положите на полянку, а если не понравилось — жёлтый. Пришло время расставаться, до свиданья.

Приходите ещё ко мне в гости.

Литература: Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Библиотека Воспитателя) (8). Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы. — М.: ВАКО, 2010. — 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...

Комнатные растения - спутники нашей жизни

Комнатные растения – спутники нашей жизни.Программное содержание:- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;- Обеспечить развитие умения анализировать, обобщать с п...

Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной группы «Комнатные растения - спутники нашей жизни»

Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала;Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;Воспитывать трудолю...

"Комнатные растения - спутники нашей жизни"

Данный конспект расширяет знания детей о комнатных растениях, воспитывает интерес к уходу за растениями, любовь к ним, развивает логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-...

Проект "Комнатные растения - спутники нашей жизни"

В нашей группе комнатные растения «болеют», а мы хотим, чтобы в природном уголке было зеленое море....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"

Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...

Беседа с детьми подготовительной группы «Комнатные растения — спутники нашей жизни»

Беседа с детьми подготовительной группы «Комнатные растения — спутники нашей жизни»...