Доклад "Наблюдение и экскурсия как метод обучения и познания мира и природы"
статья по окружающему миру

Михель Юлия Анатольевна

При знакомстве детей с природой мы используем различные формы и методы, на которых создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Сегодня мы рассмотрим наблюдение и экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_prirody.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ДОКЛАД

НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

НА ТЕМУ:

«Наблюдение и экскурсия
как метод обучения и познания мира и природы»

                                                                       Подготовила

                                                                       Старший воспитатель

                                                                       Михель Ю.А.

г. Пыть-Ях,

2021г.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

     Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

     За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

При знакомстве детей с природой мы используем различные формы и методы, на которых создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Сегодня мы рассмотрим наблюдение и экскурсии

В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Наблюдения должны проводится в детском саду ежедневно. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Виды наблюдений:

- от места проведения

• Наблюдения в естественной обстановке живой природы (во время экскурсий и целевых прогулок)

• Наблюдение в специально организованных условиях (во время прогулки на участке д/у, на занятии, в уголке природы и т.д.).

- в зависимости от количества детей

• Индивидуальные наблюдения

• Групповые наблюдения

• Фронтальные наблюдения

- в зависимости от времени, затрачиваемого на наблюдение:

• Кратковременные наблюдения (организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления)

• Длительные наблюдения (организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе)

- в зависимости от содержания

• Наблюдения за животными

• Наблюдения за растениями

• Наблюдения за явлениями неживой природы

• Наблюдения за сезонными изменениями

• Наблюдения за погодой

• Наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д.

Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями, при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность.

Этапы организации наблюдения:

  1. Подготовительный. Цель: подготовить детей к предстоящему наблюдению, вызвать интерес к объекту, а также уточнить, что о данном объекте уже известно детям.
  2. Начало наблюдения. Цель: сосредоточить внимание детей на объекте, поддержать интерес к нему.
  3. Основной. Цель: обследование объекта, формирование представлений, установление причинно-следственных связей.
  4. Заключительный. Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений об объекте, а также оценка использованных детьми способов обследования объекта.

Общие требования к организации наблюдений

Как видим, что существует большое разнообразие видов наблюдений, каждый вид требует своеобразного руководства со стороны педагога. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна носить познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой круг знаний.

3. Представления об объектах природы формируется постепенно, в результате многократных встреч с ними.

4. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

5. В организации наблюдений следует предусматривать систематичность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное глубокое представление об окружающей природе.

6. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами:

- постановка доступной и конкретной задачи наблюдения,

- использование обследовательских действий как способа наблюдения,

- привлечение детского опыта,

- проговаривание результатов наблюдения,

- сравнение одного объекта с другим,

- предъявление разной степени сложности.

7. Наблюдение должно пробудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.

8. Знания, полученные в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы.

  • Это может быть рассказ педагога, чтение книги о природе
  • рисование и лепка
  • ведение календаря природы
  • беседы об увиденном.

Итог наблюдения, как результат деятельности может быть выражен:

  •  в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отборе материала для нее
  • в форме выбора способа действия с предметом; как осуществить уход за разными растениями,
  • новое знание в разных его формах: отчетливые образы представлений, суждения (о состоянии предмета, изменениях его) и в форме элементарного понятия. Внешним проявлением этого знания может служить ответ на вопрос, рассказ-описание, рассказ-суждение.

Экскурсии - важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид совместной деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней группы. С младшими группами рекомендуются наблюдения на территории детского сада.

В работе по ознакомлению детей с природой используют два вида экскурсий: природоведческие экскурсии (традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях) и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе или просто наблюдение, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливают стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это образовательная деятельность, которая проводится не в группе, - а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Детям напоминают правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращают внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

Методика проведения природоведческих экскурсий. 

Структура природоведческих экскурсий:

  • вводная беседа
  • коллективное наблюдение
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
  • сбор материала
  • игры детей с собранным материалом
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе необходимо напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого используют различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения.

Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время экскурсии, обращают внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять).

Знакомясь с растениями, ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Детская художественная литература о природе воздействует, как на сознание ребёнка, так и на его чувства. В сочетании с природоведческим наблюдением, книга поможет ребёнку внимательней присмотреться к окружающей природе, научит правильно её воспринимать.

Важное место отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, необходимо, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов учитывают, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Сопровождают наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

По окончании основной части детям необходимо дать возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время отдыха детей проводят игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Раз, два, три — к дереву беги!».

В заключительной части экскурсии еще раз обращают внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Через 2—3 дня после экскурсии проводят занятие с использованием раздаточного материала, организовывают рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Ее используют для обобщения знаний, формирования элементарных понятий. Беседуя с детьми, стараются так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Подчеркивают наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подводят детей к выводам и обобщениям.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. 

Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Структура экскурсий на сельскохозяйственный объект:

Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя:

  • вводную беседу,
  • коллективное наблюдение,
  • беседу со взрослым, работающим на данном объекте,
  • участие детей в труде.
  • Заключительный этап

В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.

Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий — виртуальных. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

 Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.  Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра. Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки в основе которой лежит определенный алгоритм действий:

− выбор темы (выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций; тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое);

− определение цели и задач экскурсии (четкое определение цели и задач на основе требований Программы и возрастных особенностей детей);

− отбор литературы и составление библиографии;

− отбор и изучение экскурсионных объектов (правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала; количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20);

− сканирование фотографий или других иллюстраций;

− составление маршрута экскурсии на основе видеоряда (Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.);

− подготовка текста экскурсии (Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".);

− показ экскурсии (Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми, погружения ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играют приемы постановки проблемных вопросов детям по теме, содержанию экскурсии и повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.).

  Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

- мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint;

- видеоэкскурсии (Экскурсии, «Подводный мир», «Антарктида», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?» и т. д.);

- интерактивное общение с помощью программы Skype, Zoom позволяет расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей; познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера и т.д.

Таким образом, наблюдения, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за своими действия, воспитывать бережное отношение к природе и правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру влияющие на состояние природы.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и познание мира через игру

Консультация для родителей...

Методы обучения детей сезонным изменениям в природе.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие...

Обучение и познание мира через игру

окружающий мир черз игру...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Основная функция умственного воспитания детей ...

"Детское экспериментирование как метод познания мира".

Статья для воспитателя детского сада.«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и спос...

«Детское экспериментирование как метод познания мира»

Описание опыта работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Презентация к докладу "Наблюдение и экскурсия как метод обучения и познания мира и природы"

Презентация к докладу "Наблюдение и экскурсия как метод обучения и познания мира и природы"...