"Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 250 г. Челябинска"
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по "Познавательное развитие", "Речевое развитие",
"Социально - коммуникативное развитие"
На тему: "Путешествие по временам года"
Тодораш Любовь Анатольевна
Цель:
Формирование представлений детей о временах года.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить знания о временах года;
- обогащать словарный запас;
- формировать знания о природе;
- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;
- учить воспринимать красоту природы.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы;
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовольствие от игр;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Оборудование:
кукла Фиолетка;
Изображение "Сестры" времена года;
Предметы для игры: "мусор": фантики от конфет, коробки от сока, напитков, йогуртов, ведра;
Иллюстрации с сюжетами времён года;
Набор геометрических фигур, картон;
Листы формата А4 ( с изображением овощей и фруктов);
Фломастеры.
Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте мамы и папы! Мы рады, что Вы пришли к нам в гости. И приглашаем Вас с нами совершить путешествие в наш красивый бор.
Природа делает наш мир краше и добрее, приучает к бережливости и любви к родной стране. Познать окружающий мир детям проще через сказки, рассказы о природе, где дети узнают о главных ценностях в мире, в котором мы живём.
Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.
Упражнение 1. (Пантомима) "Мишка косолапый"
Инструкция: Дети совместно с педагогом читают стихотворение и производят движения пантомима.
Воспитатель: Мальчики и девочки.
А какое сейчас время года? (весна).
Весной природа освобождается от снежных одежд и ледяных оков. Пробуждается весь растительный и животный мир, просыпается лес и в скором времени звонкие голоса пения птиц разбудят все вокруг. Весне дорогу.
(Раздается стук в дверь) Появляется девочка Фиолетка.
Фиолетка:
Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы меня узнали? Я случайно услышала, что вы говорили о какой-то весне? А что это такое?
Ответы детей: (Время года.)
Фиолетка: У нас в Цветочном городе всегда только одно время года – лето, а что такое весна я не знаю.
Воспитатель. Фиолетка, а у нас кроме лета, есть еще и другие времена года.
Мальчики и девочки подскажите.
Ответы детей: (Весна, зима, осень.)
И идут они друг за другом по порядку. Какое время года наступает после лета? А после осени? А после зимы что наступит? А какое время года сменит весну?
Фиолетка: . Ой, как интересно. Вы расскажите мне о весне?
Воспитатель. Конечно, расскажем.
У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек. Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила зеленый цвет, и все ее зеленые наряды были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов. Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми сестрами она была мягкой как первый пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.
Фиолетка: Как интересно.
Воспитатель: Слушайте дальше.
Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам самостоятельно заняться делами. Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности. Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями.
Фиолетка: С какими?
Воспитатель: Сёстры никак не могли решить, кто же будет в наш Челябинский бор приходить первым.
Зима сказала: "Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы".
Осень говорит: "Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное. Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня".
Лето сказала: "Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра".
А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.
Упражнение 2 "Времена года"
Инструкция: Раскладывание сюжетных иллюстраций.
Воспитатель: Начнем мы с лета. Давайте вспомним какое лето в лесу?
Мальчики и девочки, расскажите Фиолетке, какое у нас лето?
Ответы детей: Жаркое, солнечное, все деревья зеленые, трава зеленая, птицы поют, бабочки летают, ягоды спеют.
Воспитатель: Фиолетка а какое лето в Цветочном городе?
Фиолетка: Цветочное. Отгадайте - ка загадки. И вы узнаете какие из множества цветов живут у нас в Цветочном городе.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в желтый сарафанчик
Нарядился … (Одуванчик.)
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)
Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)
Фиолетка . Молодцы! А еще у нас летом много ягод, грибов, орехов. Но так, как мы очень маленького роста, нам очень трудно их собирать.
Воспитатель. Мальчики и девочки! поможем Фиолетке и ее друзьям? Жителям Цветочного города.
Упражнение 3.Игра "Собери урожай"
Инструкция: Соединить на листе бумаги точки.
Воспитатель. Давайте, посчитаем, сколько набрали овощей и фруктов.
Ответы детей. (Дети отдают корзинки с урожаем Фиолетке.)
Воспитатель: Пока мы помогали Фиолетке, у нас в природе произошли изменения. Посмотрите, что вы видите на картине?
Ответы детей:
(наступила осень). Как вы определили? (листья на деревьях стали разноцветными). А что еще происходит осенью? (листья опадают, становиться холодно, солнце мало светит, идут дожди, птицы улетают в теплые края, дикие животные готовятся к зиме)
Упражнение 4 (физминутка "Ветер дует нам в лицо")
Инструкция: Выполнение движений по тексту.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише тише, тише
Деревцо всё выше выше.
Воспитатель. Посмотрите, в природе опять произошли изменения. Какое наступило время года?
Ответы детей: (зима).
Фиолетка: А как вы определили?
Ответы детей: (лежит снег на деревьях, на земле, мороз, птиц не видно, т.д.)
Воспитатель. Не смотря на то, что зимой очень холодно, мы ее очень любим. А за что? Ответы детей:(можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).
Давайте, мы покажем Фиолетке, как мы гуляем на улице.
Упражнение 5 (Динамическая пауза)
Инструкция: (Выполнение движений по тексту.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Воспитатель. Вот видишь, Фиолетка, какая бывает зима. А после зимы:
Природа проснулась,
Все радостью дышит.
Становятся дни все длинней и длинней.
И солнце гуляет по небу все выше,
И веет теплом от оживших полей.
О каком времени года я прочитала вам стихотворение? (весне).
Фиолетка: А какие признаки у весны?
Ответы детей: (становится тепло, тает снег, на ветках распускаются листочки, зацветают первые цветы, дикие животные меняют свои шубки на летние
Воспитатель. Посмотрите, как красиво весной в лесу?
Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады. Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.
Что это такое? (вся поляна в мусоре). Кто же так сделал? Наверно, кто-то уже побывал в лесу, любовался природой, и оставил после себя мусор. Как нам поступить?
Ответы детей: (убрать мусор).
Дети берут ведра и убирают мусор.
Воспитатель. Молодцы мальчики и девочки!
Почему нельзя оставлять мусор в лесу?
Ответы детей: (это опасно для людей, животных, вредно для природы).
А кто возвращается в лес из теплых краев? (птицы).
Воспитатель: Посмотрите к нам залетела необычная птица.. Она умеет разговаривать.
Птица: Здравствуете мальчики и девочки! Я прилетел к вам из тёплой страны. Но мне пока негде жить. Что мне делать?
Воспитатель:
А ведь весной люди помогают птицам. Как?
Ответы детей: (делают скворечники).
Вот и мы сейчас сделаем скворечники для птиц.
Дети выкладывают скворечники из геометрических фигур.
Молодцы! Помогли птицам.
А на смену весне опять пришло лето.
Фиолетка: Спасибо вам замечательные дети, что познакомили меня со всеми временами года. А еще попрошу вас вечером нарисовать для жителей цветочного города рисунки о своем любимом времени года.
А мне пора отправляться домой и рассказать своим друзьям о том, что я узнала от вас о временах года.
Воспитатель. Спасибо и тебе Фиолетка, мы с мальчиками и девочками тоже вспомнили, что происходит во все времена года, а вечером постараемся выполнить твою просьбу.
Дети прощаются с Фиолеткой.
Воспитатель: Старшие сестры Зима, Осень и Лето поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре Весне и не оценили ее способности и таланты. Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая.
Рефлексия:
Воспитатель" Мальчики и девочки.
Что понравилось вам в нашем путешествии?
Кто из сестёр понравился больше? Чем?
Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...