"Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Конспект интегрированного  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Путешествие по временам года"49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 250 г. Челябинска"

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по  "Познавательное развитие", "Речевое развитие",

"Социально - коммуникативное развитие"

На тему: "Путешествие  по временам года"

Тодораш Любовь Анатольевна

 

Цель:

Формирование представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о временах года;

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о природе;

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;

- учить воспринимать красоту природы.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе;

- доставить детям радость и удовольствие от игр;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование:

кукла Фиолетка;

Изображение "Сестры"  времена года;

Предметы для игры: "мусор": фантики от конфет, коробки от сока, напитков, йогуртов, ведра;

Иллюстрации с сюжетами времён года;

Набор геометрических фигур, картон;

Листы формата А4 ( с изображением овощей и фруктов);

Фломастеры.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:  Здравствуйте мамы и папы! Мы рады, что Вы пришли к нам в гости.   И приглашаем Вас  с нами совершить путешествие в наш красивый бор.

Природа делает наш мир краше и добрее, приучает к бережливости и любви к родной стране. Познать окружающий мир детям проще через сказки, рассказы о природе, где дети узнают о главных ценностях в мире, в котором мы живём.

Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

Упражнение 1.  (Пантомима) "Мишка косолапый"

Инструкция:  Дети совместно с педагогом читают стихотворение и производят движения пантомима.

 Воспитатель: Мальчики и девочки.

 А какое сейчас время года? (весна).

Весной природа освобождается от снежных одежд и ледяных оков. Пробуждается весь растительный и животный мир, просыпается лес и в скором времени звонкие голоса пения птиц разбудят все вокруг. Весне дорогу.

(Раздается стук в дверь)  Появляется девочка Фиолетка.

Фиолетка:

 Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы меня узнали? Я случайно услышала, что вы говорили о какой-то весне? А что это такое?

Ответы детей: (Время года.)

 Фиолетка: У нас в Цветочном городе всегда только одно время года – лето, а что такое весна я не знаю.

Воспитатель. Фиолетка, а у нас кроме лета, есть еще и другие времена года.

 Мальчики и девочки подскажите.

 Ответы детей:  (Весна, зима, осень.)

И идут они друг за другом по порядку. Какое время года наступает после лета? А после осени? А после зимы что наступит? А какое время года сменит весну?

Фиолетка: . Ой, как интересно. Вы расскажите мне  о весне?

Воспитатель. Конечно, расскажем.

У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек.  Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила  зеленый цвет, и все ее зеленые наряды  были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов.  Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми  сестрами она была мягкой как первый  пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.

Фиолетка: Как интересно.

Воспитатель: Слушайте дальше.

Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам  самостоятельно заняться делами.  Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности.  Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. 

Фиолетка: С какими?

Воспитатель: Сёстры никак не могли решить, кто же будет в наш Челябинский бор приходить первым.

Зима сказала: "Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы".

Осень говорит: "Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное.  Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня".  

Лето сказала: "Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра". 

А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.

Упражнение 2 "Времена года"

Инструкция: Раскладывание сюжетных  иллюстраций.

Воспитатель:  Начнем мы с лета. Давайте вспомним какое лето в лесу?

Мальчики и девочки, расскажите Фиолетке, какое у нас лето?

Ответы детей: Жаркое, солнечное, все деревья зеленые, трава зеленая, птицы поют, бабочки летают, ягоды спеют.

 Воспитатель: Фиолетка а какое лето в Цветочном городе?

Фиолетка: Цветочное. Отгадайте - ка загадки. И вы узнаете какие из множества цветов живут у нас в Цветочном городе.

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился … (Одуванчик.)

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)

Фиолетка . Молодцы! А еще у нас летом много ягод, грибов, орехов. Но так, как мы очень маленького роста, нам очень трудно их собирать.

Воспитатель.  Мальчики и девочки!  поможем Фиолетке  и ее друзьям? Жителям Цветочного города.

 Упражнение 3.Игра "Собери урожай"

Инструкция: Соединить на листе бумаги точки.

Воспитатель. Давайте, посчитаем, сколько набрали овощей и фруктов.

Ответы детей.  (Дети отдают корзинки с урожаем Фиолетке.)

 Воспитатель: Пока мы помогали Фиолетке,  у нас в природе произошли изменения. Посмотрите, что вы видите на картине?

Ответы детей:

(наступила осень). Как вы определили? (листья на деревьях стали разноцветными). А что еще происходит осенью? (листья опадают, становиться холодно, солнце мало светит, идут дожди, птицы улетают в теплые края, дикие животные готовятся к зиме)

Упражнение 4 (физминутка "Ветер дует нам в лицо")

Инструкция:  Выполнение движений по тексту.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише тише, тише

Деревцо всё выше выше.

Воспитатель. Посмотрите, в природе опять произошли изменения.  Какое наступило время года?

Ответы детей: (зима).

Фиолетка:  А как вы определили?

Ответы детей: (лежит снег на деревьях, на земле, мороз, птиц не видно, т.д.)

Воспитатель. Не смотря на то, что зимой очень холодно, мы ее очень любим. А за что? Ответы детей:(можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки).

Давайте, мы покажем  Фиолетке, как мы гуляем на улице.

 Упражнение 5 (Динамическая пауза)

Инструкция: (Выполнение движений по тексту.)

 Раз, два, три, четыре, пять - 

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, 

Птичек крошками кормили, 

С горки мы потом катались, 

А ещё в снегу валялись. 

Все в снегу домой пришли. 

Съели суп и спать легли.

Воспитатель. Вот видишь, Фиолетка, какая бывает зима. А после зимы:

Природа проснулась, 

Все радостью дышит.

Становятся дни все длинней и длинней.

И солнце гуляет по небу все выше,

И веет теплом от оживших полей.

О каком времени года я прочитала вам стихотворение? (весне).

Фиолетка:  А какие признаки у весны?

Ответы детей:  (становится тепло, тает снег, на ветках распускаются листочки, зацветают первые цветы, дикие животные меняют свои шубки на летние

Воспитатель. Посмотрите, как красиво весной в лесу?

 Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады.  Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.

Что это такое? (вся поляна в мусоре). Кто же так сделал? Наверно, кто-то уже побывал в лесу, любовался природой, и оставил после себя мусор. Как нам поступить?

Ответы детей: (убрать мусор).

Дети берут ведра и убирают мусор.

Воспитатель. Молодцы мальчики и девочки!

Почему нельзя оставлять мусор в лесу?

Ответы детей: (это опасно для людей, животных, вредно для природы).

А кто возвращается в лес из теплых краев? (птицы).

Воспитатель: Посмотрите к нам залетела необычная птица.. Она умеет разговаривать.

Птица: Здравствуете мальчики и девочки! Я прилетел к вам из тёплой страны. Но  мне пока негде жить. Что мне делать?

Воспитатель:

А ведь весной люди помогают птицам. Как?

Ответы детей: (делают скворечники).

Вот и мы сейчас сделаем скворечники для птиц.

Дети выкладывают скворечники из геометрических фигур.

Молодцы!  Помогли птицам.

А на смену весне опять пришло лето.

Фиолетка:  Спасибо вам замечательные дети, что познакомили меня со всеми временами года. А еще попрошу вас вечером нарисовать для жителей цветочного города рисунки о своем любимом времени года.

А мне пора отправляться домой и рассказать своим друзьям о том, что я узнала от вас о временах года.

Воспитатель. Спасибо и тебе Фиолетка, мы с  мальчиками и девочками  тоже вспомнили, что происходит во все времена года, а вечером постараемся выполнить твою просьбу.

Дети прощаются с Фиолеткой.

Воспитатель:  Старшие сестры Зима, Осень и Лето  поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре Весне  и не оценили ее способности и таланты.  Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая. 

Рефлексия:

Воспитатель" Мальчики и девочки.

Что понравилось вам в нашем путешествии?

Кто из сестёр понравился больше? Чем?  

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Времена года. Смена времен года на Земле конспект

Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...