КАРТОТЕКА БЕСЕД средняя группа
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Картотека
бесед в средней группе
Содержание:
№1 - «Как я провел лето»
№2 – «Ранняя осень»
№3 - «Как песок может стать опасным»
№4 - «Кошка и собака - наши соседи»
№5 – «Как был наказан любопытный язычок»
№6 – «Идем на экскурсию!»
№7 – «Дежурство по столовой»
№8 – «Трудовая деятельность»
№9 – «Правила поведения на участке д/с во время прогулки»
№10 – «Как вести себя во время проведения подвижных игр»
№11 – «Мы любим праздники в д/саду»
№12 - «Гололед»
№ 13 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»
№14 – «Зимой на горке»
№15 - «Зимние дороги»
№16 - «Морозы жестокие в этом году»
№17 – «Как вести себя в группе»
№18 – «Как вести себя в жару»
№19 – «Насекомые - польза и вред»
№20 – «Лето»
№21 – «Осторожно - растения и грибы на участке д/сада»
№ 22 – Как зимуют животные
№23 – Весна идет, весне дорогу
Беседа №1
Тема «Как я провел лето»
Цель: Выяснить, о чем дети узнали во время летнего отдыха.
Ход:
1 – часть – воспитатель спрашивает у детей, где и как они провели лето; просит рассказать об интересных и забавных случаях во время летнего отдыха, о любимых летних делах ребенка и его семьи и т. п.
2 - часть – воспитатель предлагает детям создать альбом и (или) газету на тему «Как я провел лето» (принести свои летние фотографии, сделать зарисовки на данную тему).
Беседа №2
Тема: «Ранняя осень».
Цель: Обобщение знаний о ранней осени.
Задачи: Вспомнить признаки ранней осени. Закрепить полученные знания. Создать радостную атмосферу и доброжелательное отношение к наступившей осени.
Материал: разноцветные осенние листья в корзинке.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадку: Прошла по лугам, По лесам, по полям, Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: за мною нагрянет зима. (ОСЕНЬ)
Воспитатель: Правильно. А какое время года у нас сейчас на улице? (ОСЕНЬ)
Воспитатель: Все верно, ребята. Осень состоит из трех месяцев. Кто ни будь, знает, как эти месяцы называются? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.)
Воспитатель: А чем у нас отличается осень от лета, кто скажет?
Дети: Летом тепло, светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А осенью на улице становится холодно, люди одеваются теплее. Птицы улетают на юг, листья на деревьях становятся желтыми, красными и осыпаются.
Воспитатель: Вы сказали, что листья желтеют и осыпаются. А как называется это явление природы? (ЛИСТОПАД.)
Воспитатель: Все верно, а кто знает, почему деревья сбрасывают листья? (ТАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.)
Воспитатель: А как готовятся к зиме люди и животные?
Дети: Люди собирают урожай, заготавливают дрова и теплую одежду. А животные по-разному. Медведь накапливает жир и ложится спать в берлогу. Белка заготавливает орехи и желуди. Ежик носит в нору листья, мох, грибы. Птицы улетают на юг. А насекомые прячутся в щели и норки.
Воспитатель берет со стола корзину с разными листьями, показывает детям.
Воспитатель: Смотрите, что нам принес ветер – осенние листья. От какого дерева этот лист? Дети: От клена. Воспитатель: Значит, какой он? Дети: Кленовый.
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева? Дети: От дуба. Воспитатель: Значит, какой он? Дети: Дубовый. ( Березовый, липовый и т.д.).
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы в нашей группе устроим настоящий листопад. Мы украсим этими листочки нашу группу.
Дети подходят к столам берут заготовки листьев, вешают на стену.
Беседа №3
Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы- Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для
игры с песком.
Ход: Приходят 2 куклы- Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются в друг друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы- приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы- можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга- вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают
ПРАВИЛА:
-не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно;
-ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.
А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).
Беседа №4
Тема: «Кошка и собака- наши соседи»»
Цель: Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
Учить заботиться о своей безопасности.
Материал: д/упражнение- «Как это случилось?» (В гр. №7)
Ход: 1.Загадки: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (кошка).
«Гладишь- ласкается, дразнишь- кусается» (Собака).
2. Воспитатель рассказывает: «Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Запомните ПРАВИЛА!
- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
-Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
-Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
- не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)
и не дразните животных ( они могут терять терпение и укусить);
-не подходите к ним сзади.
-Не буди спящую собаку.
Беседа №5
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.
Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Помочь запомнить ПРАВИЛО-
- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к
металлическому предмету и не отрывается.
Беседа №6.
Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).
Ход: Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по- двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак- «Нельзя»)
Запомнить ПРАВИЛА:
-Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем;
-Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
-Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;
-Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;
-Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги- справа;
- Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет;
- Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;
-Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.
-Идти только по пешеходной дорожке и тротуару;
-Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;
-Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя;
-Слушаться указаний воспитателя;
-Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.
Беседа №7
Тема: «Дежурство по столовой»
Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Материал: д/и: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом». Можно использовать значки- символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.
Ход:
1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным обьяснением правил безопасности.
2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.4)
-Мы дежурные сегодня. Будем няне помогать,
Аккуратно и красиво Все столы сервировать.
-Мы тарелки всем поставим Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай, А потом уж разложи.
-От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит,
Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит.
-Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.
3.Правила: -Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;
-Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;
-Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;
-Нож и вилку неси острием вниз;
-Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;
-Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;
-Не балуйся и не играй с ножом и вилкой. -Накрывая столы, не отвлекайся;
-Не мешайте дежурным накрывать столы; - не бегайте, когда накрывают столы.
Беседа №8
Тема: «Трудовая деятельность»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности
(лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;
стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд;
грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход:
1.Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.
- Для чего нужен?
-Когда невозможно обойтись без этого предмета?
-Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
-Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.
Повторить правила:
- острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
-Не размахивай и не тычь в лицо другим;
-Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди
-Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);
-После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
-Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;
-Не толкайся, не отбирай у других;
-Не бегай с опасными предметами;
-Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!
Беседа №9
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнить правила:
- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться.
-Не кидаться песком, землей, снегом.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
-Не ломать деревья, кусты.
-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
Беседа №10
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться
к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить
согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход: Проблемная ситуация: «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).
Вопросы к детям:- Почему у ребят не получилась игра?
-Что им можно посоветовать?
-Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
-Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?
- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.
Первое правило:
-Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!
-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?
Тогда второе правило:
-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
-Считайся с мнением друзей!
Третье правило: - Делись игрушками, не жадничай!
Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
Пятое правило: Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!
Беседа №11
Тема «Мы любим праздники в д/с»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.
Ход: 1.Д/упр. «Назови праздник» (с мячом). Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.
2.Рассматривание картин. Беседа по ним. Вопросы к детям:
-Что дети делают? Где они находятся?
-За что мы любим праздники?
-Какие праздники мы проводим в муз. зале? Физ. зале?
-А какие праздники мы проводим на улице?
-Как дети себя ведут на празднике?
-А как еще можно и нужно себя вести?
-Какие дети всегда ведут себя так? (Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.) -А вы хотите быть такими же?
-Давайте мы эти правила сейчас повторим и запишем на красивый лист фломастером!
А когда пойдем на прогулку, объясним и подарим малышам эти правила и проведем с ними маленький праздник «Хорошего настроения».
Итак, первое правило скажет Дима (желательно, чтобы каждое правило сказали дети):
- Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов);
- Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
- Не загораживать обзор другим детям;
- Не выскакивать вперед без приглашения;
- Не подставлять подножки;
- Обходить лужи и скользкие места;
- Не хватать и не дергать героев за одежду;
- Не наталкиваться друг на друга при беге;
- Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;
- Строго выполнять все эти правила!
Беседа №12
Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.
Ход беседы:
- Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
5. На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.
Беседа №13
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Материал: сюжетная картина (тетрадь «Безопасность»№4, зад.7); логическая картина «Как Вася заболел?»
Ход: 1.Загадка-
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Подходить и трогать свисающие сосульки!
- Нельзя сосать и есть сосульки!
- Не кидайся сосулькой или снегом!
- Будь внимательным и наблюдательным!
- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других
(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!
Беседа №14
Тема: «Зимой на горке»
Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Ход:
1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или
Игра (словесная) «Хорошо- плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.
4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила:
-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
-Подниматься на горку только по ступенькам;
-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
-Не кататься стоя, а только сидя;
-Не толкать, не цепляться за товарищей;
- Соблюдать очередность;
-Не спрыгивать с горки;
-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
-Не сбегай по скату;
-Не кидайся снегом в сторону горки.
Беседа №15
Тема: «Зимние дороги»
Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.
Ход: 1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.
2. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях: * в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);
*в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).
3. Объяснение слов: «Снегопад», «Гололед» ( Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.) «Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).
Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы),
чем опасны для водителя и пешехода.
Беседа № 16
Тема: «Морозы жестокие в этом году»
Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.
Ход:
- Д/и «Какая зима»
- Рассматривание зимней одежды
- Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.
- Записать правила:
-В сильные морозы надо одеваться очень тепло
-Нельзя без взрослых выходить на улицу
-Нельзя оставаться на улице долго
-Нельзя открывать дома и в садике окна.
-Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»
-Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.
Беседа №17
Тема «Как себя вести в группе»
Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал: сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ- кукла (или медвежонок).
Ход: 1.Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу.
Обыграть ситуации:
*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;
*затем спотыкается об брошенную игрушку;
*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.
С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.-03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!
*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба. Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.
Если не можешь достать, попроси воспитателя!
*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.
Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!
Беседа №18.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.
(Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход: 1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям: -Что изображено на картинке?
- Кто из девочек поступил правильно? Почему?
- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в жару?
-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Игра «Закончи предложение» -Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару Я и моя …(кепка)
-Сильно солнышко печет?- Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару Белую …(панамку).
3.Помочь запомнить правила:
-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!
-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!
-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
-В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
-Не бегай босиком в жару по асфальту.
-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.
Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Беседа №19
Тема: «Насекомые- польза и вред»
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых;
сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход: Вопросы к детям:
-Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?
Стих: Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.
-Не ловите и не убивайте насекомых!
-Не стойте около муравейника!
Беседа №20
Тема : «Лето»
Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.
Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Материал: цветочки бумажные белые, цветные карандаши или краски
ХОД: Воспитатель: Ребята, сегодня на улице плохая погода и я вам предлагаю немного побеседовать в группе. Для начала, предлагаю послушать стихотворение:
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?( о лете)
Правильно. Лето ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет, улыбается, радуется теплу. Летом можно ходить в легкой одежде и обуви (а то и босиком) и подолгу гулять. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом все с удовольствием купаются и загорают.
Летом бывают грозы и теплые ливни. Птенцы начинают покидать гнезда, учатся летать. Кружат над водой стрекозы, над цветами - бабочки и пчелы.
Наливаются в садах плоды, поспевают сочные ягоды. На лугах - пышный ковер из трав и цветов. Много людям работы в поле, на лугу и на дачных участках.
Летом люди ухаживают за посевами на полях и огородах. В это время года надо бороться с сорняками, насекомыми- вредителями, поливать и подкармливать растения, рыхлить почву. Для того чтобы растения не выгорали от засухи, в степных районах строятся каналы, на полях устанавливаются дождевальные машины. Это дает возможность выращивать кукурузу, дыни, арбузы, различные овощи.
Очень много пословиц и поговорок о лете, сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них:
* Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная;
* Солнце летом греет, а зимой морозит;
* Что летом родится – зимой сгодится;
* Летний день год кормит;
* В июне заря с зарей сходится;
* Июль – краса лета, середка цвета;
* В июле солнце без огня горит;
* Август разносол, всего вдоволь.
Ребята, а тетерь подумайте и скажите, о чем можно сказать «летний»? (Дождь, день, сенокос, луг, огород, сад, лес.) «Летняя»? (Погода, туча, гроза.) «Летнее»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро.) А теперь придумайте определения к слову «лето». Какое оно? (Солнечное, дождливое, щедрое, ласковое...)
Летом появляется бесчисленное множество цветов, которые распускаются в это время года.
Все поля, луга в цветах,
Словно в пестреньких платках.
Очень любим мы за это
Наше солнечное... (лето).
Воспитатель: Ребята приглашаю вас поиграть в игру. Перед вами лежат цветочки, сейчас я их разложу на полу, на коврике по всей группе. Вы все сейчас превратитесь в бабочек или пчелок, выбираете понравившийся цветочек, подлетаете к нему, поднимаете его и вместе с цветочком садитесь на свои места.
Попрошу вас внимательно рассмотреть свои цветочки, как они устроены, из чего состоят. А теперь давайте вместе разукрасим цветочки.
Беседа №21
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход:
Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.
Показ растений из «Гербария».
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.
-У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью
Запомните!
-Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.
Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.
- Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Беседа №22
Тема «Как зимуют животные?»
Цель: дать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
Ход:
Зима - суровое время года. Для дикой животной зимы наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору. Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Мигрирующие животные. Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка. Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти. Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный. Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами, медом. Медведь обожает половить рыбку. Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И он зимой впадает в спячку. Какие животные еще впадают в спячку? Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться. Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Не спящие зимой дикие животные. Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье. Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Беседа №23
Тема: "Весна идёт. Весне дорогу"
Цель: уметь называть признаки весны, весенние месяца.
Материалы: картинки времён года,
Ход:
Ребята, когда я утром пришла в детский сад, то обнаружила под нашей дверью коробочку. Я предлагаю вам посмотреть, что же в этой коробочке. Но чтобы её открыть нам нужно отгадать загадку.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела | первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) |
Правильно ребята. В этой загадке говорится о весне (воспитатель открывает коробку).
Посмотрите в коробке картинки. Мы с вами должны найти на какой из этих картинок изображена весна. Для этого нам надо вспомнить признаки весны. Какие признаки весны вы знаете? (солнце греет теплее, распускаются почки, птицы возвращаются из тёплых краёв, тает снег, появляются подснежники и первая травка)
Выставляются все картинки, дети находят картинку на которой изображена весна.
Воспитатель: Почему вы выбрали именно эту картинку? Как вы определили что на ней изображена весна?
Проводится беседа по картине.
- Кто изображён на картине? - Что делают дети? - Откуда появились лужи?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом времени года есть три месяца. У весны есть три весенних месяца.
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад, Заглянул к нам месяц МАРТ. | По лесам шагал АПРЕЛЬ, Уже закончилась капель, Растаял снег, пришло тепло, И стало вечером светло. |
Распускаются листочки,
Солнцу радуются почки.
МАЙ пришёл - весёлый МАЙ,
Пальтецо скорей снимай.
Дети совместно с воспитателем закрепляют название весенних месяцев.
Дидактическая игра "Когда это бывает"
- Солнце землю пригревает и листочки на деревьях распускает.
- Солнце светит, но не греет.
- Птицы улетают в тёплые края, потому что наступает... .
- Мы лопаточки возьмём и в песок играть пойдём, потому что... .
Молодцы ребята, все справились с заданием. Все были внимательны.
О чем мы сегодня беседовали? Какие приметы весны вы знаете? Какие весенние месяцы вы узнали? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека бесед средняя группа
картотека бесед средняя группа...
Картотека бесед (подготовительная группа) по теме: «Здоровье дороже золота»
Картотека бесед(подготовительная группа) по теме: «Здоровье дороже золота»...
Картотека утренних бесед средняя группа
Картотека утренних бесед средняя группа...
Картотека бесед средняя группа
Картотека бесед средняя группа...
картотека бесед средняя группа
картотека бесед средняя группа...
Картотека бесед средняя группа
Ежедневные беседы для работы с детьми средней группы....