Информационно-познавательный проект «Как звери и птицы к зиме готовятся»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
С наступлением осени на улице становится холоднее, приближается зима, и люди начинают к ней готовиться: покупают тёплые вещи, утепляют свои дома, приготавливают на зиму заготовки. У детей возник вопрос: «А как же животные и птицы готовятся к зиме? Чем они питаются? И как мы можем помочь животным и птицам справиться с зимними холодами?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zveri_i_ptitsy_k_zime_gotovyatsya.docx | 391.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №45
город Новороссийск
Воспитатели: Жаркова Е.В.
Калашникова Н. И.
г. Новороссийск, 2023год
Маршрутный лист проекта
Полное название проекта – «Как звери и птицы к зиме готовятся»
Автор проекта– воспитатели Жаркова Е. В., Калашникова Н.И.
Продолжительность проекта – 1 неделя
Тип проекта – информационно-познавательный.
Участники проекта- дети средней группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 4-5 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
С наступлением осени на улице становится холоднее, приближается зима, и люди начинают к ней готовиться: покупают тёплые вещи, утепляют свои дома, приготавливают на зиму заготовки. У детей возник вопрос: «А как же животные и птицы готовятся к зиме? Чем они питаются? И как мы можем помочь животным и птицам справиться с зимними холодами?»
Гипотеза: если дети узнают больше о животных и птицах, местах их обитания, подготовке их к зимним холодам, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, как уязвимы животные и птицы у детей появится желание им помогать и оберегать.
Модель трех вопросов:
Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о местах обитания животных и птиц, их подготовке к зиме, мы воспользовались методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач и интернета.
Что мы знаем о подготовке животных и птиц к зиме?
Птицы улетают в теплые края
Медведь спит в берлоге
Насекомые прячутся под землей
Белка делает запасы грибов
Что хотим узнать?
Почему медведь спит?
Кто еще из животных ложится в спячку?
Животным не холодно зимой без одежды?
Почему не все птицы улетают в теплые края?
Как узнать?
- Спросить у мамы, бабушки.
- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
-Посмотреть развивающие фильмы
Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц.
Детская цель: Узнать, как животные и птицы готовятся к зиме?
Задачи проекта:
- для детей:
- Формировать и совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах.
- Дать представления о диких животных России, их образе жизни, питании зверей в зимнем лесу, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
- Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
-Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
для педагогов:
- подобрать и изучить литературу о подготовке животных и птиц к зимним холодам;
- понаблюдать за птицами в природе;
- определить значение животных и птиц в природе и в жизни человека;
- составить и написать памятку «Птицы- наши друзья!»;
- создать папку творческих и литературных работ о животных и птицах;
- Оформить презентацию по экологическому воспитанию детей «Как звери и птицы к зиме готовятся»
- для родителей:
- Помочь детям сделать кормушки для птиц.
- Вызвать интерес к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: «Зимовье зверей»
Продукты проекта
- для детей: Альбом «Дикие животные и птицы зимой»; презентация «Как звери и птицы к зиме готовятся», коллективная аппликация «Птицы у кормушки», кормушки для птиц; изготовление шапочек птиц и зверей к подвижным и сюжетно-ролевым играм.
- для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром.
- для родителей: Памятка «Птицы-наши друзья!»
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- сформированы представления о птицах и животных, их подготовке к зиме;
-Умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
-Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
-Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
для педагогов
- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о подготовке животных и птиц к зиме, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
- для родителей
- Повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
II. Краткое содержание проекта
Этапы проекта:
1.Постановка проблемы
Прогнозирование результатов/ продуктов проекта: в ходе работы над проектом выяснить, зачем птицы и дикие животные готовятся к зиме.
1.Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).
2.Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений
Деятельность педагога: мотивация детей к проектной деятельности; раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
1.Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов).
2.Формулирует проблемные вопросы.
3.Определяет задачи.
4.Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности.
5.Подбирает методическую и художественную литературу по теме.
6.Привлекает к сотрудничеству членов семьи.
Планируемая деятельность детей: осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.
Деятельность родителей:
1.Вхождение родителей в тему проекта.
2.Ознакомление родителей с содержанием проекта.
3.Помогают собирать литературу о птицах нашего края и их гнездовании.
4.Беседуют с детьми о птицах и диких животных, помогают им в решении проблемной ситуации.
2.Определение цели деятельности и конкретного замысла
Деятельность педагога: помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации.
Планируемая деятельность детей: обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
3.Планирование
Деятельность педагога: фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.
Планируемая деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.
4.Реализация проекта и постоянная рефлексия
Непосредственная деятельность по проекту:
1. Беседы с детьми: «Дикие животные русского леса», «Зимующие птицы средней полосы России»; «Как звери к зиме готовятся»
2.Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, сюжетных картинок о диких животных.
3.Чтение детям сказок, рассказов, пословиц, народных примет в которых рассказывается о птицах и диких животных, разучивание стихотворений.
- Рассказ Е. Чарушина "Воробей".;
- Отрывок из сказки Г. Скребицкого "Всяк по своему" о том, как звери готовятся к зиме.
- С. Воронин «Трусишка»;
- В. Степанов «Рукавицы для лисицы»;
- В. Бианки из книги «Лесная газета»: «Лесной колобок – колючий бок», «Прячутся», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня»;
- Русская народная сказка «Зимовье»;
- Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует»;
- Е.Благинина «Улетели журавли»
4.Коллективная работа по аппликации на тему «Птицы у кормушки»,
5.Слушание аудиозаписей «Голоса животных и птиц»
6.Изготовление экологических кормушек.
7.Придумывание стихов, загадок, небольших рассказов о птицах и животных (словотворчество).
8. Просмотр мультфильма «Кто как к зиме готовится» Г.Скребицкий.
9. Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
10. Опытная деятельность «Зачем зайчику другая шубка», «Кто улетит, а кто останется», «Как звери меняют шубку», «Почему птицы летают». Работа в лаборатории - исследование пера голубя, петуха
11. Сюжетно-ролевая игра «Птичья семья», «Ветеринарная лечебница», «Птицы в гнезде – семья», «Лесная столовая», «Теремок», «Воробьиха и воробушки».
12.Лепка из пластилина и семечек «Ёжик»
13. Рисование «Птичка из ладошки»; аппликация «Белочка»
14. Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Что делает птица?», «Чья картинка?», «Доскажи словечко», «Прилетели птицы…», «Сравни», «Скажи ласково».
15. Физкультминутка: «Весело в лесу», «Лесные звери», «Стая птиц летит на юг», «Скачет шустрая лисица».
- Подвижные игры: народная "Медвежья берлога", «Скворечники», «Коршун и наседка», «Гуси-Лебеди», «Зайцы и волк». «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»
- Дыхательная гимнастика: «Сердитый еж», «Ворона», «Птицы улетают».
- Гимнастика для глаз: «Птичка», «Белка», «Мишка».
Деятельность педагога:
1.Оформление выставки детских работ.
2.Разрабатывание сценария итогового развлечения.
3.Оформление информационных стендов для родителей,
4.Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.
5.Разучивание с детьми стихи, чтение сказок и рассказов.
6. Контролирует развитие проектной деятельности детей.
7. Оказывание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.
Планируемая деятельность детей: участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.
Деятельность родителей:
1.Помощь детям в оформлении альбома «Дикие животные и птицы зимой»,
2.Изготовление кормушек для птиц.
3.Совместная деятельность по развешиванию кормушек на территории детского сада.
4.Памятка для родителей «Берегите птиц!».
5.Анализ результатов
Деятельность педагога: помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.
Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач.
Проведение итогового развлечения «Зимовье зверей»
Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей.
Подведение итогов работы над проектом.
Помощь в организации выставки кормушек и развешивании их на территории детского сада.
Деятельность детей: рассказывают об итогах своей деятельности, достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта. Презентуют свой проект.
III. Планирование (системная паутинка) по проекту «Как звери и птицы к зиме готовятся»
IV. Методическое обеспечение проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как звери и птицы к зиме готовятся.
прививать заботу и любовь к животным и птицам. Зимой кормить птиц,знать зимующих и перелётных птиц....
Информационно-познавательный творческий проект в первой младшей группе "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
Тип проекта: информационно-познавательный творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, две недели 11.01.2021 – 23.01.2021Участники: дети 1 младшей группы...
Проект "Как звери и насекомые к зиме готовятся".
Цель:Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и насекомых....
Презентация на тему: "Как звери и птицы к зиме готовятся"
Познакомить детей с тем как звери и птицы готовятся к зиме....
Презентация "Как звери и птицы к зиме Готовятся"
Презентация " Как звери и птицы к зиме готовятся"...
Проект "Как звери и птицы к зиме готовятся"
Проект "Как звери и птицы к зиме готовятся"...
Итоговое занятие в старшей группе "Как звери и птицы к зиме готовятся"
предлагаю вам конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Как птицы и звери готовятся к зиме»....