Нравственно-патриотическое воспитание через игру
статья по окружающему миру
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, а инструментом для достижения поставленных целей и задач может служить педагогический проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_cherez_igru.docx | 989.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание через игру
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей находит отражение в содержании воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, а инструментом для достижения поставленных целей и задач может служить педагогический проект.
С 2022 года коллектив Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №45 «Журавлик» города Димитровграда Ульяновской области» приступил к инновационной деятельности в рамках Всероссийского проекта «Культурный код России».
Данный проект предполагает создание новых современных средств реализации задач, поставленных перед обществом Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Одним из таких средств является игра. Педагоги детского сада приняли участие в конкурсе на лучшую методическую разработку нравственно-патриотической направленности. Лучшая работа представлена в данной статье.
Многофункциональное развивающее пособие нравственно-патриотической направленности «Разноцветные странички знаний»
Это авторская разработка. Игру можно использовать в работе с детьми с трёхлетнего возраста, постепенно усложняя задания для дошкольников 5-6 лет.
Книга содержит несколько разноцветных страниц. Первая страница - красная - «Моя семья». С её помощью ребёнок знакомится со своим ближайшим окружением – с членами семьи, называет их имена, профессии родных людей. С этих знаний начинается работа педагога по формированию у воспитанников нравственно-патриотических качеств, которая предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям общества: жизнь, достоинство, патриотизм, крепкая семья.
Вторая страница - зелёная – символ добра, милосердия, дружбы, сострадания и взаимопомощи. У ребят формируются такие понятия, как «пожалей», «протяни руку помощи», «создай хорошее настроение», «улыбнись», они учатся формулировать эти понятия, пытаются встать на место обиженного ребёнка, сделать всё, чтобы рядом никто не страдал, не плакал, не обижался.
Третья страница – жёлтая – «Детский сад». На ней мы продолжаем знакомить детей с ближайшим окружением – родным детским садом. Учим воспитанников бережно относится к игрушкам, знакомим с помещениями, в которых работают люди разных профессий: повара, прачки, делопроизводители, дворники. Этот раздел формирует у дошкольников уважение к чужому труду, к взрослым, закрепляет правила поведения в помещениях детского сада, знакомит с ближайшим социальным окружением.
Четвёртая страница – розовая – «Хорошо-плохо». Она способствует формированию у детей представления о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других. Ребёнок учится анализировать свои и чужие поступки. Это содействует накоплению у него опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми, воспитывает отрицательное отношение к грубости, жадности, высокомерию, учит быть терпимым и дружелюбным.
Пятая страница – синяя – праздники, которые любит и отмечает весь народ России. Цель этой страницы - формировать познавательный интерес у детей к народным праздникам и традициям, приобщение детей к русской народной культуре и русскому фольклору. Играя, педагог предлагает провести ассоциацию между предметом и праздником. Например: нарядная ёлка нужна для празднования Нового года, цветок мимозы - для того, чтобы подарить его маме или бабушке в честь 8 марта и т. д. С помощью таких понятий у ребёнка формируется любовь к стране, в которой он живёт, родному краю, традициям и обычаям своего народа, своей крепкой и дружной семьи. С этого начинается формирование первых духовно-нравственных и патриотических качеств.
К пособию прилагаются и дополнительные картинки «Официальная и неофициальная символика России», «Инфраструктура и достопримечательности родного города». Используя их, педагог может разнообразить и обогатить знания воспитанников о родном крае, вызвать первоначальный интерес к окружающему, воспитывать у дошкольников бережное отношение к дому, улице, городу, в котором они живут. Такие задания можно предложить ребятам постарше – в 5-7 лет.
Это пособие мобильное: его можно разбирать, менять страницы, играть всем вместе и по отдельности, совместно с педагогом и самостоятельно.
Таким образом, с помощью цветных страниц, разнообразных картинок, подбора упражнений, усложнения заданий, у дошкольников уже с трёхлетнего возраста формируется бережное отношение к ближайшему окружению, родным людям, труду взрослых. Они начинают понимать для чего нужна крепкая и дружная семья, как заботиться о своих родных людях, друзьях, что такое «малая родина».
Утверждаю
заведующий ____________________
_______________________________
Приказ № ____ от «____»________г.
Положение
о конкурсе на лучшую методическую разработку
нравственно-патриотической направленности
в рамках Всероссийского проекта
«Культурный Код России»
- Общие положения
1.1.Настоящее положение определяет порядок подготовки и проведения конкурса по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (далее Положение) в рамках Всероссийского проекта «Культурный Код России».
1.2. Конкурс проводится на базе __________________________________ __________________________________________________________________.
1.3. Для подготовки и проведения конкурса создается жюри:
- председатель жюри: ___________________ – заведующий;
- члены жюри: _________________ – заместитель заведующего по УВР;
_________________ – старший воспитатель;
_________________ – воспитатель;
_________________ – воспитатель.
1.4. Жюри:
- проводит консультирование педагогов по условиям участия в конкурсе;
- проводит оценку конкурсных работ;
- определяет количество победивших работ;
- утверждает результаты конкурса;
- информирует участников конкурса, педагогическую общественность о результатах конкурса.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цель конкурса: повышение профессионального мастерства педагогических работников, трансляция передового педагогического опыта, обновление содержания предметно-развивающей среды и методического обеспечения развития образования ДОУ.
2.2.Задачи конкурса:
- создание комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
-совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
-расширение единого информационно-образовательного пространства на основе методических разработок педагогов.
3. Участники конкурса
3.1.Участниками конкурса могут быть все педагогические работники, в том числе реализующие образовательную программу в области физического и художественно-эстетического развития дошкольников, а также родители воспитанников.
3.2. Ограничений по возрасту и стажу работы нет.
4. Требования, предъявляемые к конкурсным работам
4.1. На конкурс может быть представлено любое методическое пособие, используемое для разнообразия предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, изготовленное своими руками из различных материалов: игрушка, дидактическая игра, лэпбук, бизиборд, карта, схема, альбом, картотека, нетрадиционное оборудование и др.
4.2. Работа должна иметь педагогическую ценность, отражать современные тенденции развития дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания. Работу необходимо описать: название, возраст воспитанников, в какой образовательной области может использоваться, цели, задачи, содержание и представить на педагогическом совете и на мероприятиях, участниками которых станут родители воспитанников ДОУ.
4.3. Критерии оценивания работ:
- соответствие требованиям ФГОС ДО, в том числе с учётом одной из образовательных областей;
- глубина и оригинальность;
- функциональность и доступность;
- красочное оформление;
- участие родителей в разработке и изготовлении пособия.
4.4. Участник конкурса должен являться автором присланной работы.
4.5. Допускается соавторство в конкурсе.
4.6. К работе крепится ярлык или титульный лист, в котором указывается название работы, ФИО автора, должность, место работы.
5. Сроки и порядок проведения конкурса
5.1. Сроки проведения конкурса: с __________ по ______________.
5.2. Конкурс проводится в два этапа:
5.2.1. Первый этап с _____________ по ____________ – прием материалов и регистрация участников конкурса.
Второй этап с ______________ по _____________ – экспертиза материалов участников конкурса.
5.3. По итогам второго этапа жюри определяет победителей конкурса.
6. Подведение итогов и награждение победителей
6.1. Победителям конкурса, занявшим 1-3 места, вручаются дипломы
Материал подготовлен при содействии заместителя заведующего по УВР Маракаевой Светланы Евгеньевны и воспитателя Балаковой Натальи Александровны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ НАЧИНАЕТСЯ С УВАЖЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ПОСЁЛКЕ)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют...
Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...
Проект на тему «Нравственно – патриотическое воспитание через игру»
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловечески...
Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».
laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...
Родительское собрание на тему: "Воспитание нравственно - патриотических качеств ребенка, через казачьи традиции и обычаи"
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципе "Домострой". Глава в семье - с...
Выступление на тему: "Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей" на семинаре "Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через краеведение"
Роль родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей при взаимодействии с дошкольным учереждением...