Картотека опытов и экспериментов с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру
Данное пособие представляет собой подборку из 20 опытов и экспериментов, с названиеями, целями и подробным описанием каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
Опыт 1. Свойства солнечных лучей (на прогулке)
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).
Материал: резиновые мячи, лейка с водой.
Описание опыта
В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Вывод. Вода под действием солнечных лучей испаряется.
Опыт 2. Почему не получился пирожок?
Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой - сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики).
Материал: песок, формочки.
Описание опыта
Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и ещё раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.
Вывод. Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.
Опыт 3. Ветер
Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: бумажные вертушки, султанчики.
Описание опыта
Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.
Вывод. При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.
Опыт 4. Свойства льда
Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал: лед.
Описание опыта
Педагог разбивает лёд лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.
Вывод. Лёд от тепла тает так же, как и снег.
Опыт 5. Снег в комнате тает
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние - воду при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта
На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Опыт 6. Таяние снега
(см. описание опытов 4, 5)
Опыт 7. Свойства снега
Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает). Материал: снег.
Описание опыта
Педагог на прогулке берёт снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.
Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.
Опыт 8. Деревянный брусочек
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).
Материал: кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка стул; емкость с водой.
Описание опыта
Педагог приносит куклу Катю. Кукла «держит» коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог и кукла Катя предлагают детям взять по брусочку и определить, какие они.
Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие). Затем педагог предлагает в окружающей среде найти предметы, сделанные из дерева.
Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).
Опыт 9. Бантик из бумаги и ткани
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить).
Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.
Описание опыта
Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвётся, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети пробуют завязать бант и убеждаются, что он рвётся. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты из бумаги намокают и рвутся.
Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.
Выводы. Бумага рвётся, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.
Опыт 10. Свойства солнечных лучей
Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта
Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце тёплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.
Опыт 11. Свойства воды
Цель: ознакомление с одним из свойств воды. Материал: сосулька (кусочек льда).
Описание опыта
Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают её, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в тёплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.
Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.
Опыт 12. Веселые кораблики
Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).
Материал: тазе водой; предметы, сделанные из разных материалов.
Описание опыта
Педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.
Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Опыт 13. Почему по дорогам побежали ручьи?
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).
Описание опыта
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка, снег лежит на дороге.)
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)
Вывод. Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.
Опыт 14. Бумажные кораблики
Цель: ознакомление со свойством бумаги намокать в воде. Материал: бумажные кораблики.
Описание опыта
Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.
Вывод. Бумага намокает в воде, рвется.
Опыт 15. Свойства солнечных лучей
(см. описание опыта 10)
Опыт 16. Что в пакете?
Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.
Опыт 17. Игры с соломинкой
Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.
Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.
Описание опыта
Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.
Вывод. Внутри человека есть воздух.
Опыт 18. Свойства мокрого песка
Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).
Материал: песок, лейка с водой, формочки.
Описание опыта
Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт 19. Делаем дорожки и узоры из песка
Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого - нет).
Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.
Описание опыта
Педагог даёт детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Вывод. Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.
Опыт 20. Узнаем, какая вода Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льется).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов с детьми младшей группы.
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в...
Картотека опытов и экспериментов с детьми 6-7 лет
Картотека опытов и экспериментов с детьми 6- 7 лет...
Картотека опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста
Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, я...
Картотека опытов и экспериментов с детьми среднего возраста
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельн...
Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...
Картотека опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста...