Картотека опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (младшая группа)

Султанова Альбина Загитовна

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты для них словно фокусы.

Целью экспериментирования в условиях детского сада – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_eksperimentirovaniyu.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет. Картотека опытов и экспериментов.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытной деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты для них словно фокусы. Только загадка фокусов остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д.

Целью экспериментирования в условиях детского сада – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Экспериментирование с предметами:

  1. «Танец горошин»

Цель: Познакомить детей с образованием силы движения; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Оборудование: на каждого ребенка - баночка с водой, 20 горошин, трубочка, салфетка.

Ход деятельности:

1 эксперимент: в баночку с водой опустить 4 горошины и трубочку, слабо подуть в нее. Что произойдет?

2 эксперимент: в баночку с водой опустить еще 16 горошин и трубочку, подуть с большой силой. Что получится?

Итог: Когда воздух поступает медленно, то и горошины двигаются так же.

Когда сила воздуха увеличилась, то увеличилась и скорость движения горошин.

  1. «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: знакомить со свойствами и качеством предметов; дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

Оборудование: ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

Ход деятельности:

1 эксперимент: помять мячик в ладонях (упругий, легкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком, почему не тонет? (он плавает, т.к. он легкий).

2 эксперимент: погрузить мячик на дно ванночки, немного подержать рукой и резко отпустить. Что произошло с мячиком? (выскочит на поверхность, т.к. мячик легкий).

Итог исследования: мячик заполнен воздухом, поэтому он легкий, легкие предметы не тонут. Вода выталкивает легкие предметы на поверхность.

  1. «Мыло-фокусник»

Цель: познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.

Оборудование: ванночка с водой, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.

Ход деятельности: игра с мылом. Потрогать, понюхать сухое мыло: оно гладкое, душистое. Вода – теплая, прозрачная. Что произойдет, если положить мыло в воду и быстрыми движениями рук взбалтывать воду? (появятся пузырьки воздуха).

Опустить мыло в воду, при этом держать в ладони. Каким станет мыло? (скользким).

Натереть мокрую губку мылом, погрузить в воду, отжать. Что произойдет с водой? (поменяется цвет воды, появится пена). Поиграть с пеной. Окунуть один конец трубочки в мыльную воду, вынуть и медленно подуть в трубочку.

После окончания эксперимента предложить детям нарисовать результат.

Итог исследования:

Мыло туалетное – это предмет гигиены человека;

Мыло хозяйственное человек использует для стирки белья;

Если мыло намочить, оно становится скользким;

При попадании воздуха в мыльную воду, появляются мыльные пузыри;

От мыльной пены нужно беречь глаза.

Экспериментирование с воздухом.

  1. «Послушный ветерок»

Цель: продолжать знакомить с силой потоков воздуха (сильный, слабый).

Оборудование: ванночка с водой, кораблики.

Ход деятельности:

1 эксперимент: подуть на кораблик со слабой силой. Что будет с корабликом?

2 эксперимент: увеличить силу потока воздуха. Что произойдет?

Итог исследования:

-при слабом движении воздуха кораблик плывет медленно.

-при сильном воздухе кораблик увеличивает скорость.

  1. «Невидимый воздух вокруг нас, мы им дышим».

Цель: показать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование: стаканы с водой по количеству детей, трубочки по количеству детей, полоски легкой бумаги по количеству детей.

Ход деятельности: берем за один край полоску бумаги и подносим свободный край полоски к носикам. Вдыхаем и выдыхаем. Полоска двигается. Почему? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через трубочку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для нашего организма.

Итог исследования: нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

  1. «Где спрятался воздух?»

Цель: показать детям где может прятаться воздух.

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Ход деятельности: «дети, вы видите воздух вокруг нас?» (ответы детей)

«Значит, воздух, какой? (невидимый). Ловим с детьми в целлофановые пакеты воздух. Закручиваем пакет. Наблюдаем, что произошло с пакетами (надулись, приобрели форму). Пробуем сдавить пакеты. Не получается, почему? (внутри находится воздух). Посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите свои руки? Значит, воздух, какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный). После проверяем с детьми, действительно ли внутри пакета находится воздух. Берем зубочистки и осторожно прокалываем пакеты. Подносим к лицу и надавливаем на пакет руками. Происходит шипение. Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Итог исследования: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Экспериментирование с водой.

  1. «Тонет, не тонет, плавает».

Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают.

Оборудование: большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса. Раздаточный материал: одноразовые стаканчики с водой, ложки, все предметы по одной штуке.

Ход деятельности: по очереди опускаем в емкости предметы и наблюдаем, что с ними происходит и делаем выводы.

Итог: тяжелые предметы тонут, легкие – остаются на поверхности.

  1. «Вода принимает любую форму»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – жидкая, льется, можно налить в любую форму.

Оборудование: сосуды различной формы, таз с водой.

Ход деятельности: предложить детям заполнить ёмкости.

  1. «Вода прозрачная»

Цель: познакомить со свойством воды – прозрачная.

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, ложки по количеству детей.

Ход деятельности: предложить детям поместить ложки в стакан с водой, затем в стакан с молоком.

  1. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Цель: показать свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и менять ее цвет.

Оборудование: стаканчики с водой, краски, кисточки по количеству детей.         

5. «Вода бывает холодная и горячая».

Цель: Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей.

Оборудование: две пластмассовые емкости с холодной и горячей водой.

Ход деятельности: Воспитатель вносит емкости с водой и предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.

Ребята как проверить? Не знаете? надо дотронуться до емкости. Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой. Какой тазик? (холодный)

Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой. Какой таз, как вы думаете? Верно, горячий, потому что вода горячая.

Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей. Теперь ее можно потрогать пальчиком.

6.«Соберем водичку» 

Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды.

Оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка.

Ход деятельности: Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: 1.  помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Создать  благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических проце...

Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родител...

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

В материале представлены опыты и эксперименты с различными материалами для детей старшего дошкольного опыта. Описаны цели проведения опытов, необходимый материал для их проведения и описан подродно са...