конспект ООД по ознакомлению с окружающим "Прялка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с профессией пряхи, приобщение к особенностям жизни и быта наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pooznakomleniyu_s_okruzhayushchim_pryalka.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим
на тему «Прялка» в старшей группе
Подготовила: воспитатель Миронова Л.В.
г. Калининград
2022г.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим
на тему «Прялка» в старшей группе
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры путем ознакомления с русским бытом.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с профессией пряха, с элементом русского народного быта – прялкой; формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве; приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями.
Воспитательные:
создать условия для доброго отношения к людям разных профессий; воспитывать интерес к занятию; интерес к русской народной культуре.
Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; разучивание русских народных песен, русских народных игр, танцев.
Ресурсное обеспечение:
1.Экспозиция «Комната русского быта»
2. Прялка, веретено, кудель
3. Аудиозаписи с русскими народными песнями: «Пряха», « Веретено»- из сказки « Госпожа Метелица»
4. Проектор, экран, презентация
5. Вязаные вещи
Ход ООД
Дети вместе с воспитателем входят в «Русскую избу»
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами снова посетили нашу русскую избу. Сегодня мы с вами узнаем с помощью какого приспособления в старину из шерсти делали нитки? Этот механизм называется прялкой. Назовите, пожалуйста, профессию человека, который работал с прялкой. (Ответы: Пряха)
А чтобы увидеть прялку, надо перенестись в далекое прошлое, когда прялка была в каждой избе.
- Крутись, вертись, веретенце,
Да из серебряного донца
Крутись, вертись, нам прялка покажись! (Воспитатель достает прялку)
- А вот и прялка!
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась нам от мамы нашего воспитанника Самира. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Показ картинок с изображением разных прялок.
На прялках изображались птицы, животные, цветы; сцены из жизни: охота, катание с гор.
Помните сказку «Финист – ясный сокол», в которой невеста находила своего жениха с помощью нити. Давайте мы с вами помграем.
Игра: «Иголка с ниткой»
(Надо выбрать водящего – он будет “иголкой”, а остальные дети получают роль “нитки”. “Иголка” бегает по команде, “петляет”, а “нитка” – за ней)
Ребята, про прялку есть и музыкальные произведения, например, русская народная песня «Пряха», хотите послушать фрагмент этого произведения?
Слушание фрагмента.
Ребята, раньше в основном был ручной труд, девушки готовили себе приданое своими руками, они пряли, а чтобы работа шла веселей, пели песни:
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
нам работать очень нравится.
Каждая пряха старалась, чтобы нить была ровная, тонкая, тогда и одежда из таких ниток будет красиво смотреться. Поэтому и сложились в народе такие пословицы:
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Не напрядешь зимою, нечего будет носить летом.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Так и пряли:
Шерсть вставляют в прялку,
Чешут редким гребешком,
Ловко скручивают нитку
Озорным веретеном.
Клубок ниток готов. Он хочет с нами поиграть.
Игра «Волшебный клубок».
Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого клубок в руках, тот отгадывает загадку:
Стригли, щипали,
А после чесали,
Чисто, пушисто
К доске привязали. (Прялка)
Чем больше я кручусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Ребята, поможете мне продолжить стихотворение?
У кудрявого барашка, у овцы красивой что-то есть.
Буду прясть на прялке я и попрошу у них…(шерсть)
Да, ребята, шерсть превращают в нитки, а потом…
Из волшебной этой нитки,
Вяжут теплые носки.
Варежки, шарфы и шапки
Всем зимой они нужны.
Ребята, а что еще можно сделать из ниток? (ответы детей: одежду, коврики, валенки)
Правильно, из ниток можно сделать много полезных вещей. Вот посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали наши мастерицы.
Ребята, а как вы думаете, что заменяют прялку сегодня? где делают нитки? (ответы
детей)
А сейчас я расскажу сказку про лен. Послушайте, пожалуйста.
Как рубашка в поле выросла
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
– Что ты, тятя, делаешь?
– А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!». Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!». Прошло ещё несколько недель; травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, – подумала Таня, – но рубашечек таких я ни на ком не видала». Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашка будет!»
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашка будет!» – опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волосики Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки
прясть. «Это нитки! – думает Таня. – А где же рубашечка?» …
– А где же рубашечка, ребята?
(Ответы детей).
– Из ниточек нужно соткать полотно, отбелить его, а потом только сшить рубашку. Но это уже другая история! И о ней мы поговорим с вами на следующем занятии.
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....