«Развитие познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении».
статья по окружающему миру

Шаулина Анжела Викторовна

В условиях  разрастающегося экологического кризиса, одной из приоритетных задач, поставленных перед мировыми общественными организациями, является задача экологического просвещения населения и формирования у него экологического мировоззрения – взгляда на природу как на общий дом, нуждающийся в бережном к нему отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Опыт работы

«Развитие познавательной деятельности детей

в природном и социокультурном окружении».

 

Подготовила:

Старший воспитатель

Шаулина

Анжела Викторовна

2022 год 

«Человек всегда был и остаётся сыном природы.

И то, что роднит его с природой,

должно использоваться для его приобщения

к богатствам духовной культуры»

В.А.Сухомлинский 

Важнейшим элементом экологической культуры является система ценностей человека, которая позволяет не только удовлетворить потребности, но и служит ориентиром в повседневной жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде определяется не только содержанием знаний, но и развитием мотивационной сферы, ценностных ориентаций, оценочных суждений у детей.

В условиях  разрастающегося экологического кризиса, одной из приоритетных задач, поставленных перед мировыми общественными организациями, является задача экологического просвещения населения и формирования у него экологического мировоззрения – взгляда на природу как на общий дом, нуждающийся в бережном к нему отношении.

Необходимость ознакомления людей с системой имеющихся знаний и опыта природопользования и природоохраны человечества, привела к тому, что Дошкольные образовательные учреждения, занимаясь образованием и воспитанием детей, уделяют немаловажное внимание и их экологическому воспитанию. Организуя работу с детьми, мы убедились, что в сложившейся ситуации, реализуя ФГОС, экологическое воспитание в детском саду не просто может быть, а должно быть и оно целесообразно, т. к. при систематическом его осуществлении реализуются все образовательные области Стандарта.

         Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

В своей работе по экологическому воспитанию мы используем эколого-системный подход, который сформировался на основе экологического и системного подходов. Основная идея использования эколого-системного подхода в организации экологического воспитания дошкольников – соединение двух и более неравновесных систем: системного строения окружающей среды (природные и антропогенные экосистемы); системного строения педагогического процесса (функционально распределенная система форм непосредственного взаимодействия с природным и социокультурным окружением). Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития.

Рассматривать эти процессы необходимо через призму развития личности дошкольника. В центре системы дошкольного экологического воспитания находится процесс развития познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении, что обеспечивает не только единство чувственного, рационального и действенного, но и позволяет проектировать процесс воспитания экологической культуры у детей с опорой на их индивидуальность.

Познавательная деятельность - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Дошкольники знакомятся с системным строением окружающего мира, средой обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между живыми организмами и средой обитания, с природными и социальными экологическими системами разного уровня, находящимися в непосредственной близости от детского сада. Познавательная деятельность помогает не только удовлетворить потребности, но и служит ориентиром в повседневной жизни иобеспечивает гармоничные взаимоотношения каждого ребенка с окружающим миром и интеграцию личности в культуру общества.

       Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

       Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.        

        Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

         

         Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.    До сих пор существуют приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями.

Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры? Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

         В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей - показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

         Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

          Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

           Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

         Одним из главных условий работы по теме в нашем детском саду является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

        Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.

           Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

         Еще одним условием для успешной реализации данной темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы деятельности.

В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

На прогулках, экскурсиях дети учатся не только видеть красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: «не сори», «не шуми», «не груби». Знакомятся с наиболее типичными для нашей местности растениями, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком (сад, огород), учатся беречь и ценить ее. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

Клумбы непрерывного цветения на территории ДОУ и комнатные растения в экологической комнате используются для наблюдения и ухода, формирования эстетического восприятия. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов с водой, почвой, посева семян, колировка рассады. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

В детском саду каждый сезон проводится конкурс детских поделок. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек к их изготовлению и отразить в своих работах увиденное, прочувствованное ими, наиболее запомнившееся.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных их пониманию.

В настоящее время ведутся активные исследования, направленные на системное построение физического воспитания дошкольников, разработку здоровьесберегающих технологий. Мы начали работу по применению фитотерапии - «Эко – тропы здоровья». Это дорожка с участками различных природных материалов (гравий, песок мелкий и крупный, скошенная трава, опилки, галька. Вдоль «эко – тропы» высажены растения – фитонцидоносители (мята, календула, мелисса, бархатцы). Концентрация фитонцидов на отдельных участках тропы в воздухе на уровне дыхания дошкольников достигает предельных значений, что обуславливает высокий оздоровительный эффект в комплексе с закаливанием стоп при ходьбе по участкам с природным материалом.

В перспективе нашей работы в данном направлении также создание сенсорного сада пяти чувств. Ведь тут не только можно рассматривать, но и нужно все трогать, пробовать на вкус, Это отличное место для развития мелкой и крупной моторики, познавательного интереса, а главное - общения с природой.

Для этого задействуют все возможные инструменты: цвета, фактуры, звуки и даже вкусовые ощущения.

Для слуха потребуются источники различных звуков.

Для сенсорного восприятия подберите материалы, к которым можно прикасаться открытыми участками кожи.

Зрение порадуют сочетающиеся между собой цветы и зелень. 

Приятные ароматы подарят травы с разнообразными выраженными запахами.

Разнообразные вкусовые ощущения можно получить от плодов.

Отдельно важно упомянуть огромное значение сенсорного сада в развитии маленьких детей. В раннем возрасте развитие речи тесно связано со стимуляцией мелкой моторики рук. А объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. В сенсорном саду есть возможность окружить ребёнка разнообразными ароматами, цветами, формами, звуками и текстурой растений, которые можно потрогать пальчиками и тут же попробовать на вкус. Благодаря этим новым ощущениям в мозгу ребёнка образуются нейронные связи, которые дадут толчок в развитии нервной системы и интеллекта.

Немаловажно и психическое здоровье ребёнка. Если у него накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Так мы используем арт – технологии с материалами, подаренными нам природой. Это мандалотерапия или иначе рисунок в круге.

Ещё один вид арт-терапии, который нравится детям и который могут и педагог-психолог, и воспитатели, и родители – это данмалы.

Данмала – это мандала из природных материалов, круглая мозаика из цветов и листьев, она переводится как «тот, кто дает гирлянды из цветов».

Данмалу необходимо создавать не по какими-то абстрактными рисунками, а именно из природных материалов, чтобы материализовать связь человека с окружающей природой. Для создания Данмалы можно использовать естественные природные компоненты: цветы, лепестки, ягоды, листья, шишки, овощи или фрукты.
      Работа с данмалами особенно полезна гиперактивным, тревожным и импульсивным детям и воспитанникам в негативном эмоциональном состоянии. В ходе создания данмалы дети начинают чувствовать радость от своего участия в общем деле, стремятся помогать друг другу, интересуются результатом совместной работы. Это формирует у них дружеские, доброжелательные отношения, навык взаимопомощи. 

Важнейшим элементом экологической культуры является система ценностей человека, которая позволяет не только удовлетворить потребности, но и служит ориентиром в повседневной жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде определяется не только содержанием знаний, но и развитием мотивационной сферы, ценностных ориентаций, оценочных суждений у детей.

Решение экологической проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблему сохранения окружающей среды. Экологическая проблема - это и проблема повышения уровня общей культуры человека, проблема взаимоотношений его с тем миром, который его окружает и с которым он взаимодействует. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей добрее, расширяет их кругозор. Не случайно именно взаимодействие с природой по праву определяется важнейшей составляющей социокультурного развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

Организация работы в ДОУ по экспериментированию как методу развития познавательной деятельности детей.

Организация работы в ДОУ по  экспериментированию  как  методу развития познавательной деятельности детей....

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития....