проект "Эколята- дошколята"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект "Эколята - дошколята" включет в себя: пояснительную записку, игру- эксперементирование, наполнение уголка природы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023_kvest_ekolyata.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко»
Образовательный проект
«Охрана природы в наших руках»
Выполнила: воспитатель
Гнатюк Юлия Леонидовна
Мурманская область, г. Ковдор
ул. Победы, д. 14, кв. 27
тел. +79009357643
Ковдор 2023
1
Образовательный проект «Эколята- Дошколята» представлен в виде расположенного в группе, уголка «Природа Крайнего Севера», который отражает природу Кольского полуострова.
Актуальность: Одной из самых острых экологических проблем современного мира, является проблема, сохранения окружающей среды. Мир, в котором мы живем меняется и порой не в лучшую сторону. Увеличение количества заводов и фабрик, вырубка лесов, рост городов, способствует загрязнению воздуха, воды и окружающей среды. Задача педагога с дошкольного возраста научить детей бережно относиться к природе родного края. Посредством экспериментов, понять, что мы можем сделать, чтобы помочь животным и птицам выжить в современном мире. Знакомство с объектами живой и неживой природы, происходит в процессе игры- экспериментирования.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательного развития». Эксперимент- это реальные опыты, с реальными объектами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании их в жизни человека.
Предполагаемый результат: Повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности. Развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению. Воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе родного края.
Наполняемость уголка:
-Чудо- дерево, изображающее смену четырех сезонов, на нем расположены птицы Заполярья, картинки сезонных изменений (снежинки, листья, цветы, ягоды);
-календарь погоды;
-календарь смены времени суток;
-бросовый материал, в виде полезных ископаемых Ковдорского района;
-шишки, ракушки, камешки, листья, веточки, мох, ягоды;
-дидактические игры природного содержания:
«Что в корзинку мы берем»,
«Чудесный мешочек», «Чьи детки?»,
«Рассели животных по домам».
-поделки из природного материала;
-оборудование для экспериментов;
-лупа, микроскоп, весы, пластиковые контейнеры;
-емкости с песком, глиной;
-муляж грибов, фруктов и овощей;
-набор наглядных материалов: животные Крайнего Севера, птицы и рыбы Кольского полуострова.
Литература: Общеобразовательный журнал «Сезоны года». Л.Г. Горькова
Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников.» Пособие для родителей, педагогов и воспитателей. Л.В. Ковинько «Секреты природы- это так интересно!»
2
Т. Куликовская «Мир вокруг нас», цикл «Животные Арктики».
Интернет ресурсы. Красная книга Мурманской области. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 3- 7 лет. Е.Я. Пация «Саамские сказки Кольской Лапландии».
Игра- экспериментирование
для детей старшего дошкольного возраста
«Охрана природы в наших руках».
Пояснительная записка:
Цель: формирование бережного и ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-образовательная: Повышать уровень развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, в области экологической культуры.
-развивающая: способствовать развитию у дошкольников умений работать в группе, развивать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, фантазию.
-воспитательная: воспитывать заботливое отношение к окружающему миру родного края.
Предварительная работа: Знакомство с природой нашего края. Изучение правил поведения в лесу. Чтение художественной литературы писателей и поэтов Заполярья. Наблюдение за сезонными изменениями природы на прогулке. Экскурсии в городской парк.
Материалы и инструменты для игры: Игрушка Сова полярная, флакон с «вирусами» (корица), емкость с водой, емкость с жидким мылом, бумажные салфетки. Таз с водой, речной песок, камешки, листья, фантики от конфет, грязная вода (вода с перманганатом калия), сода пищевая, перекись водорода, два прозрачных пластиковых стакана. Изображения деревьев, ягодных кустов, Кольского полуострова. Изображения животных и птиц Заполярья. 4 контейнера пластиковых (с цветными наклейками), различные бумажные и пластмассовые предметы, шкурки от бананов, батарейки. Плакат: «Правила поведения в лесу», Красная книга Мурманской области.
Ход игры:
На столе сидит сова, в клюве у нее письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (Ответы детей) полярная сова. Что это у нее в клюве? (Ответы детей) письмо. Давайте прочтем его и узнаем, кто его написал.
«Помогите, помогите, засыхаю, задыхаюсь, погибаю!
Я раньше было зеленое, цветущее дерево. В моих ветвях жили птицы, ко мне приходили звери, укрыться в тени листвы. На мне цвели цветы и зрели плоды.
Помогите!
Ваше Чудо- Дерево.»
Воспитатель: Ребята, это письмо написало нам Чудо- дерево в нашем уголке природы. Посмотрите на него, что с ним случилось? (Ответы детей) Дерево засохло, птицы улетели, листьев нет на дереве.
3
Как вы думаете почему оно погибает? (Ответы детей) Люди строят много заводов, фабрик, вырубают лес, убивают животных, добывают много разных ископаемых. В городах много машин, которые загрязняют воздух. Грязная вода с фабрик сливается в реки, очень много мусора.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему дереву.
Для этого мы будем проходить по станциям, выполнять задания и получать за это призы. А призами будут листья с дерева.
И первая станция «Чистюля».
Станция № 1 «Чистюля»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чтобы нам не болеть, что нам нужно прежде всего делать? (ответы детей) мыть руки с мылом. Сейчас мы с вами проверим, боятся ли вирусы мыла.
Эксперимент 1
Воспитатель: У нас есть флакончик с вирусами и емкость с жидким мылом. В емкость с водой добавляем вирусы, обмакните указательный палец в мыло и опустите в емкость с водой и вирусами. Ребята, что произошло? (Ответы детей) Вирусы «разбежались». Что мы должны делать, чтобы не болеть?
(Ответы детей) соблюдать гигиену, чаще мыть руки.
Воспитатель: Правильно. Вы справились с заданием. Получаете лист.
Следующая станция для настоящих знатоков леса.
Станция № 2 «Юный натуралист»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на изображения, это деревья нашего края. Назовите их. (Ответы детей) Береза субтропическая, ольха Кольская, рябина, ель сибирская, сосна Фриза.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А это изображения ягодных кустов Заполярья. Назовите их. (Ответы детей) Брусника, клюква, морошка, черника, голубика, ежевика.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на плакат и назовите основные правила поведения в лесу. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием и получаете два листа.
Дальше у нас станция «Чистая вода».
Станция № 3 «Чистая вода»
(Звучит журчание воды).
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? (Ответы детей) журчание воды.
Воспитатель: Правильно, мы с вами подошли к пруду, я расскажу вам сказку. Жил-был маленький Прудик, в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.
Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. Что стало с водой?
(Ответы детей) На воде появились маленькие волны.
Воспитатель: В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.
Давайте опустим в воду камешки, где оказались камешки? (Ответы детей)
Насыпаем в воду песок, подождем немного. Что стало с песком? Осталась вода прозрачной? (Ответы детей) Песок опустился на дно. Вода прозрачная.
Воспитатель: Бросаем в пруд листья, что происходит с листьями? (Ответы детей) Листья плавают и не тонут.
4
Воспитатель: Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки. Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее.
В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду. Давайте бросим в таз фантики от конфет и выльем в него грязную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, как себя чувствует Прудик? (Ответы детей) Чем мы можем помочь Прудику? (Ответы детей) Убрать фантики.
Воспитатель: Правильно. Но вода в нем осталась грязная. А мы с вами можем ее очистить.
Эксперимент 2
Для этого берем воду из пруда добавляем в нее перекись водорода. Вода стала прозрачной? (Ответы детей) Нет.
Добавляем ложку содового раствора. Что происходит с водой? (Ответы детей) Вода стала прозрачной.
Воспитатель: Вот видите ребята, с помощью простых средств, можно очистить воду.
Получаете еще один лист. Следующая станция для настоящих защитников дикой природы.
Слышен шум леса.
Станция № 4 «Защитники дикой природы»
На доске изображения животных и птиц Кольского полуострова.
Воспитатель: Ребята, животные и птицы в нашем крае исчезают. Есть даже такие виды животных, которых осталось несколько десятков. И они занесены в Красную книгу Мурманской области. А как можно помочь животным и птицам? (Ответы детей) (не убивать их, делать кормушки для птиц, открывать заповедники).
Воспитатель: Молодцы, назовите животных нашего края? (Ответы детей) Северный олень, бурый медведь, белый медведь, волк, заяц, куница, лиса, белка, лось, песец, лемминг.
Воспитатель: Молодцы! Назовите птиц нашего края. (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. Вы получаете два листа.
Воспитатель: У нас осталась последняя станция, но к ней нужно пройти очень аккуратно. Можно испачкаться- это станция «ЭкоСорт», здесь вокруг очень много мусора.
Станция № 5 «ЭкоСорт»
Воспитатель: На Земле есть еще проблема- огромные горы мусора. Как справиться с этой проблемой? (Ответы детей) убирать за собой мусор, сортировать мусор, перерабатывать отходы.
Воспитатель: Правильно ребята, нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи.
5
Эксперимент 3
Ход эксперимента:
Воспитатель: Ребята, нужно рассортировать мусор по разным корзинам. У каждой корзины свой цвет. В желтый, мы будем складывать бумагу, в красный, пластик, в зеленый, пищевые отходы, в черный, опасные химические отходы (батарейки).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот мы с вами рассортировали мусор по отдельным контейнерам. И что можно сделать с этим мусором? (Ответы детей) Из бумаги можно сделать новые книги, из пластика новые бутылки и коробки, из старых батареек новые, а органический мусор сжигают.
Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием и получаете лист.
Воспитатель: Ребята, мы собрали листья для нашего Чудо- дерева. Теперь можно его украсить. Наше дерево ожило и птицы вернулись.
Что же нам нужно, для того, чтобы природа нашего края не погибла?
(Ответы детей) Для спасения нашей природы мы не должны уничтожать деревья, беречь и подкармливать животных и птиц. Не засорять водоемы. Нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные вещи.
Выводы: В ходе игры дети получили знания по решению таких проблем, как загрязнение воды, сортировка и переработка мусорных отходов. Закрепили знания животного и растительного мира Кольского полуострова. Таким образом, использование игрового метода в воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению знаний, навыков и умений по экологии и окружающему миру родного края.
6
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посвящение в дошколята.
Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...
Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...
"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"
Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют : Витя и Маша, снежинки - дети; Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...
ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...