НОД в подготовительной группе "Традиции и обычаи русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конькова Елена Викторовна

НОД в подготовительной группе                                                                           «Традиции и обычаи русского народа»

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Программное содержание: 
Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие. Формировать представление о прошлом нашей Родины.

Обогащать словарь детей новыми словами.

Воспитывать любовь к Родине, ее традициям. Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.


Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Как называется страна в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно , о великой России – матушке, её обычаях и традициях. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции?

Слайд1(Рождество)

Воспитатель:: Давайте вспомним традиции праздника Рождества Христова. 

Праздник Рождества отмечается 7 января. Перед праздником дом украшают еловыми ветками , наряжают елку. Ждут восхождения первой звезды. После появления Рождественской звезды, люди ходят из дома в дом поют Рождественские колядки, прославляют Рождения Христа. (Рассказ детей)

Слайд 2 (Масленица)  

Проводы зимы. Символ масленицы блины. На масленицу устраивают народные гулянья, поют песни, водят хороводы. Катаются на тройке лошадей, каруселях играют в разные народные игры. Ходят к друг другу в гости и едят вкусные блины. (Рассказ детей)

Слайд 3 (Пасха)

Празднуют Пасху весной. Символом Пасхи являются куличи и красные яйца. Перед праздником Пасха люди пекут куличи и красят яйца. Накануне праздника несут куличи, и яйца в храм, где освящают их. А потом угощаю всех знакомых освященными куличами и яичками. (рассказ детей)

 

 Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Мы побываем в русской избе, узнаем много интересного о том времени, в котором жили ваши бабушки и дедушки, поближе познакомимся с традициями нашего народа. Вы готовы?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда, добро пожаловать в русскую горницу, в гости к хозяйке Матрене.

(детей встречает хозяйка горницы Матрена одетая в русский народный костюм)

  Матрена: Здравствуйте, гости дорогие!  Проходите, будьте как дома! У  меня  для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.                                         (дети садятся на скамейки)

Ребята, а почему Русь называют деревянной?(ответы детей)  Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда.

Воспитатель:

В старые времена был такой обычай у русских людей,  коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

 Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки»,

Матрена:

А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские  народные сказки  их героев.

 Матрена:

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?

Дети: - Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям.

Матрена : - Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым. 
Матрена: (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.)

Что у меня в руках?

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Матрена:

- А кто знает, зачем эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, был такой обряд -эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.

- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.

- Когда клали монетку - будь всегда богат.( показ  обряда)

Воспитатель: В нашей стране есть много традиций- .Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете,
Хлебосольство. 
Матрена: В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль) 
Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. 
Выходят  девочка и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются. 
Девочка:
Жива традиция. Жива – 
От поколенья старшего. 
Важны обряды и слова 
Из прошлого из нашего. 
Мальчик: И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки, 
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль! 
Кланяются гостям, детям, и вручают хлеб – соль. 
 Матрена: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. 
-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят). 
-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.

Хороводы. 
Воспитатель: Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели, 
Да водили хороводы. 
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы. 
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни. 
Хоровод „ Калинушка" 
 Матрена:  Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Чаепитие.

 Матрена  накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

-А для вас, мои детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем угощайтесь!

 Дети приглашаются к столу, звучит песня «У самовара… »

 

Воспитатель:

Вам понравилось наше путешествие  в старину? Что больше всего запомнилось? Что понравилось?

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе                                                                           «Традиции и обычаи русского народа»

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Программное содержание: 
Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.
Формировать представление о прошлом нашей Родины.

Обогащать словарь детей новыми словами.

Воспитывать любовь к Родине, ее традициям. Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.


Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Как называется страна в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно , о великой России – матушке, её обычаях и традициях. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции?

Слайд1(Рождество)

Воспитатель:: Давайте вспомним традиции праздника Рождества Христова. 

Праздник Рождества отмечается 7 января. Перед праздником дом украшают еловыми ветками , наряжают елку. Ждут восхождения первой звезды. После появления Рождественской звезды, люди ходят из дома в дом поют Рождественские колядки, прославляют Рождения Христа. (Рассказ детей)

Слайд 2 (Масленица)  

Проводы зимы. Символ масленицы блины. На масленицу устраивают народные гулянья, поют песни, водят хороводы. Катаются на тройке лошадей, каруселях играют в разные народные игры. Ходят к друг другу в гости и едят вкусные блины. (Рассказ детей)

Слайд 3 (Пасха)

Празднуют Пасху весной. Символом Пасхи являются куличи и красные яйца. Перед праздником Пасха люди пекут куличи и красят яйца. Накануне праздника несут куличи, и яйца в храм, где освящают их. А потом угощаю всех знакомых освященными куличами и яичками. (рассказ детей)

 Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Мы побываем в русской избе, узнаем много интересного о том времени, в котором жили ваши бабушки и дедушки, поближе познакомимся с традициями нашего народа. Вы готовы?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда, добро пожаловать в русскую горницу, в гости к хозяйке Матрене.

(детей встречает хозяйка горницы Матрена одетая в русский народный костюм)

  Матрена: Здравствуйте, гости дорогие!  Проходите, будьте как дома! У  меня  для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.                                         (дети садятся на скамейки)

Ребята, а почему Русь называют деревянной?(ответы детей)  Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда.

Воспитатель:

В старые времена был такой обычай у русских людей,  коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

 Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки»,

Матрена:

А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские  народные сказки  их героев.

 Матрена:

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?

Дети: - Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям.

Матрена : - Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым. 
Матрена: (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.)

Что у меня в руках?

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Матрена:

- А кто знает, зачем эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, был такой обряд -эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.

- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.

- Когда клали монетку - будь всегда богат.( показ  обряда)

Воспитатель: В нашей стране есть много традиций- .Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете,
Хлебосольство. 
Матрена: В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль) 
Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. 
Выходят  девочка и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются. 
Девочка:
 Жива традиция. Жива – 
От поколенья старшего. 
Важны обряды и слова 
Из прошлого из нашего. 
Мальчик: И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки, 
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль! 
Кланяются гостям, детям, и вручают хлеб – соль. 
 Матрена: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. 
-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят). 
-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.

Хороводы. 
Воспитатель: Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели, 
Да водили хороводы. 
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы. 
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни. 
Хоровод „ Калинушка" 
 Матрена:  Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Чаепитие.

 Матрена  накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

-А для вас, мои детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем угощайтесь!

 Дети приглашаются к столу, звучит песня «У самовара… »

Воспитатель:

Вам понравилось наше путешествие  в старину? Что больше всего запомнилось? Что понравилось?

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи русского народа»

Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи  русского народа»...

Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеcком воспитании детей

Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеком воспитании детей...

Тема: «Традиции и обычаи русского народа».в подготовительной группе.

Приобщение детей к истокам русского народа,расширение представлений о народных традициях....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи русского народа» для обучающихся подготовительной к школе группы

laquo;Что такое Родина?», «Путешествие в прошлое народных костюмов», «Расскажи о семейных традициях», «Игрушки наших бабушек».«Народное декоративно-при...

Разработка ООД в подготовительной группе «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»

Цель: 1. Вызвать у детей интерес к русским традициям. 2. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. 3. Воспитывать интерес к р...