Консультация для воспитателей "Организация исследовательской деятельности"
консультация (старшая группа)
В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания, исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.ppt | 887 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« …Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…» В.А.Сухомлинский
Понятия: Экспериментирование (практикум) Проектная деятельность Исследовательская деятельность
Экспериментирование: Иллюстрация тех или иных законов природы (живой или неживой). Это важный компонент структуры исследовательской деятельности, т.е. её часть.
Последовательность детского экспериментирования: Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез Проверка предположения Формулирование выводов
Проектная деятельность: Предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание проблемы , выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. В проекте важен результат - готовый продукт деятельности
Проект = 5П + П П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация + П ортфолио – папка, в которой собрано всё по данному проекту
Исследовательская деятельность : Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность должна быть свободной , практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации.
Структура исследовательской деятельности: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) Выдвижение гипотезы Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных
Тематическое содержание исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойства Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по «реке времени» (историческое время)
Факторы, «запускающие» исследовательскую мотивацию: Новизна объекта или явления Сложность объекта или явления Информационный конфликт
Формы работы: Групповая Подгрупповая Индивидуальная
Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Методика проведения учебных исследований в детском саду: Методика проведения тренировочных занятий Методика проведения самостоятельных исследований
Создание уголка «Маленький исследователь»: Материалы и приборы Карточки с символическими изображениями «методов исследования» Карточки с изображениями «темы исследования» Карандаши и фломастеры + маленькие листочки
Карточки «методов исследования»
Карточки с изображением тем исследования
Последовательность: Подготовка Проведение тренировочного занятия Выбор темы , используя карточки «темы исследования» Составление плана исследования, используя карточки «методов исследования» Сбор материала, следуя составленному плану, фиксируем схематично в виде пиктограмм Обобщение полученных данных , выделяя главное, отмечая второстепенное Доклад с обязательным обсуждением
Правила сопровождения детского исследования Всегда подходите к проведению работы творчески. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников Умение видеть проблемы Учимся выдвигать гипотезы Учимся задавать вопросы Учимся давать определения понятиям Учимся классифицировать Учимся наблюдать Познание в действии, или как провести эксперимент Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное Учимся делать выводы и умозаключения
У мение видеть проблемы « Посмотрите на мир чужими глазами» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Наблюдение как способ выявления проблем Тема одна — сюжетов много (рисование)
Учимся выдвигать гипотезы Гипотетические предположения о причинах событий: Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий. Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий. Упражнения на обстоятельства: При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок» Игра «Угадай, о чем спросили»
Учимся давать определения понятиям Описание Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение Различение Загадки как определение понятий Игра «»Трудные слова»
Учимся классифицировать Задание: Найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое. Подберите слова с противоположным значением к словам: игрушки животные рыбы инструменты автомобили планеты большие летние веселые
Учимся наблюдать Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
Познание в действии, или как провести эксперимент Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами Эксперимент с кляксой Эксперимент с акварелью Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Эксперимент «Как вода исчезает» Эксперименты с лучом света Эксперименты с магнитом и металлами Эксперименты с собственным отражением
Литература: Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы Всероссийской заочной научно –практической конференции с международным участием, 18-19 апреля 2012 года. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2012, с. 461-552 Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический Университет, «Первое сентября», 2007г. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702317(можно просмотреть!) Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" Издательство: Сфера, 2012 г. http :// www . labirint . ru / books /246808/ (можно просмотреть!)
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".
Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....
Консультация для родителей. «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и ...
Консультация для родителей "Исследовательская деятельность с детьми"
Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям...
Консультация для родителей Исследовательская деятельность детей в детском саду Подготовительная группа
Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-иссл...
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность дошкольников в природе»
Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на ...