Консультация для родителей. «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
консультация (средняя группа) на тему

Шаталова Елена Анатольевна

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_issledov.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для родителей.

  «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология исследования. Исследование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследования, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технологии исследования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, интернет, если это необходимо для реализации исследования.
Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

В ходе реализации исследования у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка.

      Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а воспитателю – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

     Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Наши дети в течение пяти лет участвуют лет в конкурсах «Я исследователь».

Темы наших исследований: «Выращивание кристаллов различных веществ», «Почему игрушку назвали Чебурашкой», «Почему окрашиваются жидкости», «Колесо истории – машина», «Почему не тонут корабли», «Добрые слова – волшебные слова», «Секреты зеркала», «Выращивание микробов», «Как с гуся вода», «Что такое плесень»,

После детского сада наши выпускники продолжают исследовательскую деятельность в школе.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

      Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира.

Нами изучены и проанализированы работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, выявлена роль исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена  программа выполнения работ для его реализации.

Литература

 

 

1.     Ван Клив Дж. 200 экспериментов: Пер.с англ. М., 1995.

2.     Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995

3.     Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005.

4.     Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5.     Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.

6.     Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

7.     Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.

8. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.

9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

10. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.

11.  Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М.2004.

12.  Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. // История дошкольной зарубежной педагогики:    Хрестоматия, М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....

Консультация для родителей  Исследовательская деятельность детей в детском саду  Подготовительная группа

Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-иссл...

Консультация для родителей на тему: «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...

консультация для родителей "Театральная деятельность детей в детском саду и дома"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Учавствуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром,учатся думать, анализировать,логически думать....

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность детей в детском саду"

Стремление к исследованиям, поисковая активность-естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Поэтому, для успешного формиро...