Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Ознакомление с окружающим миром».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Насекомые»
Тема: «НАСЕКОМЫЕ»
Цель: систематизировать и закрепить представления детей о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 409.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Конспект
открытой непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
« Ознакомление с окружающим миром».
Тема: «Насекомые»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Никулина К.А.
р.п. Дрожжино 2021г.
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Насекомые»
Тема: «НАСЕКОМЫЕ»
Цель: систематизировать и закрепить представления детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща-ющее понятие насекомые. Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому-что.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к малень- ким соседям по планете.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память; активизировать, обогащать словарный запас детей по теме; развивать образность речи и связную речь; развивать сло-весно-логическое мышление, умение устанавливать при- чинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, ис- ключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа; продолжать учить отгадывать загадки и обосновы- вать свою отгадку; развивать общую моторику и координа- цию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза). письмо, игрушки насекомые пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха; д/и «Много-один ».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель: ребята вы когда-нибудь ходили в поход? Вы хотите пойти в поход на лесную полянку (ответы детей).Повторяй- те за мной:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки, кто там ловко шагал, не споткнулся, не упал.»
Вос-ль: Вот мы и пришли к лесной полянке, давайте посмотрим что там находится, на полянке нет никого.
Фея выходит со свертком: Здравствуйте дети. Я фея цветов. Утром пришла проведать своих друзей и обнаружила что, на поляне нет ни кого. А лежит сверток. Я прочитала его. Вот послушайте что в нем написано.
«Я злой паук заколдовал всех жителей поляны, И чтобы им помочь вы должны разгадать кроссворд. Все слова кроссворда зашифрованы в заданиях.»
Дорогие дети над насекомыми пронесся злой паук и всех за заколдовал. Помогите, нам, пожалуйста!»
Вос-ль: дети, с насекомыми что-то случилось.
«Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.
И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми
И этим насекомым малышкам помоги.»
Вос-ль: Но чтобы помочь насекомым, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы?
Вос-ль: Как одним словом можно назвать, тех кого мы сегодня с вами ищем? Чем они похожи?
Дети:Почти у всех насекомых по 6 лапок,тельце разделено 3 части: голова, грудка, брюшко есть крылышки и усики. И на брюшке есть насечки, поэтому и назвали «насекомые».
-Ребята, как вы думаете паук это насекомое? (ответы детей).Паук имеет 8 лап и относится к паукообразным.
задание от паука, нужно отгадать загадки.
И вот первая загадка:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Кто мне назовет ,что это за насекомое?
Дети: Бабочка.
Воспитатель показывает фигурку бабочки.
Бабочки – многочисленный отряд насекомых, насчитывает примерно 140 тысяч видов.
В мире существует много бабочек. От других насекомых бабочек отличает, прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком.
Воспитатель: Ребята, а какими цветами раскрасила природа их крылья?
Дети: Яркие, красивые
Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?
Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.
Воспитатель: правильно чтобы ни кто не причинил им вред.
Воспитатель: А, чем питаются бабочки?
Дети: Нектаром цветов.
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
Воспитатель: А можно ли бабочку трогать руками?
Дети :нет,если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет.
Воспитатель:Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
А теперь следующая загадка:
Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Летает и бегает ловко
Скажи ка скорее кто это?
Дети: Божья коровка.
Дети, посмотрите на божью коровку. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Маленький жучок, не имеющий зубов и когтей, не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм». Божья коровка для птиц является недотрогой. Все взрослые птицы знают что она едкая и противная на вкус.
Это и есть защита божьей коровки. Божья коровка хищное насекомое, питаются тлей.
Воспитатель: А ,есть ли у божьей коровки крылья и сколько их?
Дети: у божьих коровок есть две пары крыльев. Первая пара - надкрылья - служит для защиты второй. С помощью второй пары крыльев она летает.
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
Физкультминутка « Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим, (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
Воспитатель: Молодцы, отдохнули, размялись. Присаживайтесь на свои места
Мы спасли с вами бабочку и божью коровку(записываем в кроссворд) справились с заданием.
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Пчела –первое насекомое ,от которых человек стал получать пользу. Пчелы живут большими семьями.
А как называется эта семья?. Дети: Улей
Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки.
Пчелиные гнезда состоят из ячеек-сотов.
Воспитатель: А место где находятся ульи?
Дети: Пасека
Воспитатель: А человек, который ухаживает за ульем?
Дети: Пасечник.
Воспитатель: А теперь дети, давайте посмотрим, что это там под деревом?
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может
Дети: Муравей.
Воспитатель: Муравьи – неугомонные, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, поэтому у них очень хорошо развит слух. Всё, что встречается им на пути, они ощупывают при помощи усиков, по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой.
Воспитатель: А как называется дом муравьёв?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети: Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева, палочек.
Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, селятся в старой древесине или старых пнях, разрушают отмершую древесину, после чего она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой.А как она называется, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется – муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.
Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – не разрушайте муравейники!
Молодцы, справились с заданием, мы спасли с вами пчелу и муравья.(записываем в кроссворд)
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть, игра называется «Много – один»
Воспитатель: Я вам говорю слово во множественном числе, а вы мне называете в единственном.(Названия насекомых)
Бабочки, кузнечики, пчелы, муравьи, жуки, божьи коровки, стрекозы, тараканы, комары, богомолы, шмели.
А вот ещё одна загадка:
Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети: Кузнечик.
На нашей планете обитает почти 7 тысяч видов кузнечиков. Они живут на всез континентах кроме Антарктиды. Окрашены в зеленый или коричневый цвет для маскировки в траве.
(В)кузнечики большие или маленькие по сравнению с муравьями?
(Д): большие.
Какие части тела есть у кузнечика?
(Д): - голова- лапки- туловище- усики
(В): сколько лапок у кузнечика?
(Д): - 4 маленькие тонкие лапки и 2 большие толстые лапки с «перевернутым» коленом
(В): как прыгает кузнечик: на большое или маленькое расстояние?
(Д): большое
В А вы знаете что у кузнечика орган слуха находится на ногах.,а стрекочут они крыльями. Кузнечики поют песню, напоминающую треск, которая называется стрекотанием.
Кузнечики – очень красивые и интересные насекомые.
В нашей стране распространен зеленый кузнечик.
И у нас осталась последняя загадка
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
Дети: Стрекоза. (Рассматривают стрекозу)
Стрекозы одни из самых красивых насекомых. Они бывают разных цветов: синие зеленые черные и т.д. У стрекозы 4 сетчатых крыла, это помогает ей очень быстро передвигаться.
Сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети: Две, это 4 крыла
Воспитатель: А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза занимают почти всю поверхность головы и помогают крылатой красавице высматривать добычу.
В:А стрекоза чем питается?
Д: Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.
Стрекоза прожорлива и очень много охотится. За час стрекоза может съесть 40 мух.
А где любят, охотятся стрекозы: Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озерных берегов — здесь всегда вьются комары и мошки, и стрекозам есть чем поживиться.
Молодцы вот мы с вами спасли кузнечика и стрекозу (записываем в кроссворд)
Дети, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!
Воспитатель: Я хочу, поиграть с вами в одну интересую игру, которая называется
6 Для того чтобы закрепить полученные знания о насекомых, давайте поиграем.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте и ответьте, какие из них подходят какому насекомому:
Муравейник-Муравей, зелёный-Кузнечик, порхает-бабочка, мёд-пчела, трудолюбивый-муравей, красная спинка-божья коровка, улей-пчелы, стрекочет-стрекоза, «летающий цветок» -бабочка, жужжит-жук.
Фея: Какой хитрый паук. Посмотрите дети у нас остались еще слова, которые мы с вами не отгадали.
Давайте я вам тоже загадаю загадки .Я очень надеюсь что они нам помогут разгадать весь кроссворд.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … оса
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …жук
Когда летит, громко пищит,
Но сядет тихо и молчит.
Кровь ему, как нам нектар
Скажите кто это? ...комар
Фея:Какие вы молодцы справились со всеми заданиями паука и помогли насекомым. Они вас благодарят.А я полетела на свою поляну.
Воспитатель:Посмотрите, какая красивая стала поляна. (Звучит красивая мелодия).
Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!-А нам пора возвращаться в дет. сад.
«На полянку в лес ходили. Поднимали ноги выше, через кустики и кочки, через веточки пенечки. Кто так ловко шагал не споткнулся, не устал!»
Воспитатель: Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).
Мне понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными, и очень старались справиться со всеми заданиями. Вы молодцы!
Список литературы:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр .и доп.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ ,2015-368с.
2.Николаева С.Н. Юнный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168с.:цв.вкл.
3.Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст.групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.сада/С,Н,Николаева.- 5-е изд.-М.:Просвещение,2004,-208с.,8л.ил.-ISBN 5-09-013834-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром» для детей 3-4 лет на тему «В гости к лесным жителям».
Конспект нод по о.о. "Ознакомление с окружающим миром"...
Технологическая карта НОД по образовательной области "Ознакомление с окружающим миром" в средней группе по теме: "Семена"
Данный материал поможет с легкостью помочь подготовиться к занятию и весело провести его с детьми....
Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.
Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...
План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»
План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла» Цель: познакомить детей со свойствами стекла ( прозрач...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области ознакомление с окружающим миром .
Конспект НОД по образовательной области ознакомление с окружающим миром в первой младшей группе. Тема « Чудесные Бабочки»....
Конспект по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром» на тему «Знакомство с Дедом Морозом»
План -конспект занятия по окружаещему миру...
Конспект Непосредственно образовательная деятельность в Области: «Ознакомление с окружающим миром» На тему «В гостях у старичка - боровичка»
активизирование и обогащение знаний детей о лесе. Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.Задачи: формировать эмоциональное в...