Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Ознакомление с окружающим миром».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Никулина Ксения Алексеевна

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Насекомые»

Тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: систематизировать и закрепить представления детей о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие409.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Конспект

открытой непосредственной образовательной деятельности

 по образовательной области

« Ознакомление с окружающим миром».

Тема: «Насекомые»

Подготовила и провела:

Воспитатель: Никулина К.А.

р.п. Дрожжино 2021г.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1129675/pub_5e8243b04b7ab909516e2b8a_5e89f0ab8b13cf0c2d5b8ab5/scale_1200Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Насекомые»

Тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: систематизировать и закрепить представления детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща-ющее понятие насекомые. Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому-что.

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к малень- ким соседям по планете.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память; активизировать, обогащать словарный запас детей по теме; развивать образность речи и связную речь; развивать сло-весно-логическое мышление, умение устанавливать при- чинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, ис- ключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа; продолжать учить отгадывать загадки и обосновы- вать свою отгадку; развивать общую моторику и координа- цию.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза). письмо, игрушки насекомые пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха; д/и «Много-один ».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель: ребята вы когда-нибудь ходили в поход? Вы хотите пойти в поход на лесную полянку (ответы детей).Повторяй- те за мной:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки, кто там ловко шагал, не споткнулся, не упал.»

Вос-ль: Вот мы и пришли к лесной полянке, давайте посмотрим что там находится, на полянке нет никого. 

Фея выходит со свертком: Здравствуйте дети. Я фея цветов.  Утром пришла проведать своих друзей и обнаружила что, на поляне нет ни кого. А лежит сверток. Я прочитала его. Вот послушайте что в нем написано.

«Я злой паук заколдовал всех жителей поляны, И чтобы им помочь вы должны разгадать кроссворд. Все слова кроссворда зашифрованы в заданиях.»

Дорогие дети над насекомыми пронесся злой паук и всех за заколдовал. Помогите, нам, пожалуйста!»

Вос-ль: дети, с насекомыми что-то случилось.

«Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.

И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми

И этим насекомым малышкам помоги

Вос-ль: Но чтобы помочь насекомым, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы?

Вос-ль: Как одним словом можно назвать, тех кого мы сегодня с вами ищем? Чем они похожи?

Дети:Почти у всех насекомых по 6 лапок,тельце разделено 3 части: голова, грудка, брюшко есть крылышки и усики. И на брюшке есть насечки, поэтому и назвали «насекомые».

-Ребята, как вы думаете паук это насекомое? (ответы детей).Паук имеет 8 лап и относится к паукообразным.

задание от паука, нужно отгадать загадки.

И вот первая загадка:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Кто мне назовет ,что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Воспитатель показывает фигурку  бабочки. 

Бабочки – многочисленный отряд насекомых, насчитывает примерно 140 тысяч видов.

В мире существует много бабочек. От других насекомых бабочек отличает, прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком.

Воспитатель: Ребята, а какими цветами раскрасила природа их крылья?

Дети: Яркие, красивые

Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?

Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.

Воспитатель: правильно чтобы ни кто не причинил им вред.

Воспитатель:  А, чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром цветов.

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

Воспитатель: А можно ли бабочку трогать руками?

Дети :нет,если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет.

Воспитатель:Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка  скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

Дети, посмотрите на божью коровку. Мы любим её за такую яркую необычную  окраску. Маленький жучок, не имеющий зубов и когтей, не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм». Божья коровка для птиц является недотрогой. Все взрослые птицы знают что она едкая и противная на вкус.

Это и есть защита божьей коровки. Божья коровка хищное насекомое, питаются тлей.

Воспитатель: А ,есть ли у божьей коровки крылья и сколько их?

Дети: у божьих коровок есть две пары крыльев. Первая пара - надкрылья -  служит для защиты второй. С помощью второй пары крыльев она летает.

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

Физкультминутка « Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх)  и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим, (гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель: Молодцы, отдохнули, размялись. Присаживайтесь на свои места

Мы спасли с вами бабочку и божью коровку(записываем в кроссворд) справились с заданием.

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети:  Пчела.

Воспитатель: Пчела –первое насекомое ,от которых человек стал получать пользу. Пчелы живут большими семьями.

А как называется эта семья?. Дети: Улей

Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки.

Пчелиные гнезда состоят из ячеек-сотов.

Воспитатель: А место где находятся ульи?

Дети: Пасека

Воспитатель: А человек, который ухаживает за ульем?

Дети: Пасечник.

Воспитатель: А теперь дети, давайте посмотрим, что это там под деревом?

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети:  Муравей.

Воспитатель: Муравьи – неугомонные, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей семьи – вредных насекомых.   Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, поэтому у них очень хорошо развит слух.  Всё, что встречается им на пути, они ощупывают при помощи усиков, по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой.

Воспитатель: А как называется дом муравьёв?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева, палочек.

Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, селятся в старой древесине или старых пнях, разрушают отмершую древесину, после чего она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой.А как она называется, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется – муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – не разрушайте муравейники!

Молодцы, справились с заданием, мы спасли с вами пчелу и муравья.(записываем в кроссворд)

 А сейчас я вам предлагаю немного поиграть, игра называется «Много – один»

Воспитатель: Я вам говорю слово во множественном числе, а вы мне называете в единственном.(Названия насекомых)

Бабочки, кузнечики, пчелы, муравьи, жуки, божьи коровки, стрекозы, тараканы, комары, богомолы, шмели.

А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: Кузнечик.

На нашей планете обитает почти 7 тысяч видов кузнечиков. Они живут на всез континентах кроме Антарктиды. Окрашены в зеленый или коричневый цвет для маскировки в траве.

(В)кузнечики большие или маленькие по сравнению с муравьями?

(Д): большие.

Какие части тела есть у кузнечика?

(Д): - голова- лапки- туловище- усики

(В): сколько лапок у кузнечика?

(Д): - 4 маленькие тонкие лапки и 2 большие толстые лапки с «перевернутым» коленом

 (В): как прыгает кузнечик: на большое или маленькое расстояние?

(Д):  большое

 В А вы знаете что у кузнечика орган слуха находится на ногах.,а стрекочут они крыльями. Кузнечики поют песню, напоминающую треск, которая называется стрекотанием.

Кузнечики – очень красивые и интересные насекомые.

В нашей стране распространен зеленый кузнечик.

 И у нас осталась последняя загадка

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети: Стрекоза. (Рассматривают стрекозу)

Стрекозы одни из самых красивых насекомых. Они бывают разных цветов: синие зеленые черные и т.д. У стрекозы 4 сетчатых крыла, это помогает ей очень быстро передвигаться.

Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети: Две, это 4 крыла

Воспитатель: А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза занимают почти всю поверхность головы и помогают крылатой красавице высматривать добычу.

В:А стрекоза чем питается?

Д: Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

Стрекоза прожорлива и очень много охотится. За час стрекоза может съесть 40 мух.

А где любят, охотятся стрекозы: Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озерных берегов — здесь всегда вьются комары и мошки, и стрекозам есть чем поживиться.

Молодцы вот мы с вами спасли кузнечика и стрекозу (записываем в кроссворд)

Дети, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!

Воспитатель: Я хочу, поиграть с вами в одну интересую игру, которая называется

6 Для того чтобы закрепить полученные знания о насекомых, давайте поиграем.

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте и ответьте, какие из них подходят какому насекомому:

Муравейник-Муравей, зелёный-Кузнечик,  порхает-бабочка, мёд-пчела, трудолюбивый-муравей, красная спинка-божья коровка, улей-пчелы, стрекочет-стрекоза, «летающий цветок» -бабочка, жужжит-жук.

Фея: Какой хитрый паук. Посмотрите дети у нас остались еще слова, которые мы с вами не отгадали.

Давайте я вам тоже загадаю загадки .Я очень надеюсь что они нам помогут разгадать весь кроссворд.

Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … оса

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …жук

Когда летит, громко пищит,
Но сядет тихо и молчит.
Кровь ему, как нам нектар
Скажите кто это? ...комар

Фея:Какие вы молодцы справились со всеми заданиями паука и помогли насекомым. Они вас благодарят.А я полетела на свою поляну.

Воспитатель:Посмотрите, какая красивая стала поляна. (Звучит красивая мелодия).

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!-А нам пора возвращаться в дет. сад.

«На полянку в лес ходили. Поднимали ноги выше, через кустики и кочки, через веточки пенечки. Кто так ловко шагал не споткнулся, не устал!»

Воспитатель: Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).

Мне понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными, и очень старались справиться со всеми заданиями. Вы молодцы!

Список литературы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр .и доп.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ ,2015-368с.

2.Николаева С.Н. Юнный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168с.:цв.вкл.

3.Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст.групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.сада/С,Н,Николаева.- 5-е изд.-М.:Просвещение,2004,-208с.,8л.ил.-ISBN 5-09-013834-6.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по образовательной области "Ознакомление с окружающим миром" в средней группе по теме: "Семена"

Данный материал поможет с легкостью помочь подготовиться к занятию и весело провести его с детьми....

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области ознакомление с окружающим миром .

Конспект НОД по образовательной области ознакомление с окружающим миром в первой младшей группе. Тема « Чудесные Бабочки»....

Конспект Непосредственно образовательная деятельность в Области: «Ознакомление с окружающим миром» На тему «В гостях у старичка - боровичка»

активизирование и обогащение знаний детей о лесе. Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.Задачи: формировать эмоциональное в...