День народного единства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самосудова Елена Анатольевна

занятие с детьми об истории возникновения Дня народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД «День народного единства»

ФИО педагога:  Самосудова Елена Анатольевна        

Образовательная область: познавательное развитие        Возрастная группа: подготовительная        

Тема занятия: «День народного единства»        

Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

Задачи:

Закрепить знания о флаге, гербе и гимне.

Расширять представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения. Сообщить элементарные сведения об истории России.

Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывать чувство уважения к  истории и культуре своего народа.

Оборудование и материалы:

Проектор, доска, презентационные материалы, карта-схема России, разрезные картинки (пазлы) с изображением герба, флага РФ, карандаши, медали с изображением флага и герба РФ.

Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Здравствуйте!

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Движение в кругу.

Да, мы об этом обычае знаем и хотим получить подарки!

Дети рассматривают медали.

Ответы детей: Единство – это все вместе, все рядом.

Ответы детей.

- Город Бийск.

- Алтайский край.

- России!

Приветствие педагога:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Елена Анатольевна!

А вы знаете, что можно приветствовать не только словами, но и обойтись вообще без них. Давайте попробуем!

Чтобы мне вас получше рассмотреть, давайте встанем в круг.

Проводится игра на сближение, снятие эмоционального напряжения (воспитатель показывает как можно здороваться кивком головы, ладошками и т.д.).

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы!

Я пришла к вам в гости, как известно, в гости не приходят без подарков!

Разрешите и мне преподнести маленькие сюрпризы для вас!

 

Какие молодцы! Ребята а что такое – единство, как вы понимаете это слово?

 Что нас с вами может объединять сейчас?

(Есть что-то такое что нас с вами объединяет).

Мы  живем в одном городе. Как они называется? Вы, наверное, знаете и как называется край, в котором мы живем!?

 Самое  главное, что нас объединяет, это то, что мы с вами живем в большой и красивой стране….в России.

Педагог раздает каждому ребенку

медаль с изображением государственной символики.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Москва

Да, очень. Потому что мы здесь родились, здесь наш дом, наша страна большая и сильная.

На красном фоне изображен двуглавый орел.

Флаг состоит из 3 горизонтальных полос: белой, синей, красной.

Ответы детей.

Дети встают на ноги, слушают гимн.

Ответы детей.

Да, понятно. Много лет назад  в этот день наступило единение всех русских людей перед  угрозой захвата нашей страны.

Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.

Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

Единение народа

Ответы детей

 А кто знает, как называется столица России?

Москва – огромный, красивый город, в котором есть много удивительных мест.  Перед вами, ребята, центральное место Москвы  - Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль.  В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента? Наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и о всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну? (ответы) А за что? … Кто может ответить на этот вопрос? Потому что любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы). Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит. (называют). А что означает каждый из этих цветов?

 Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства  – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса –  символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоска  – символ отваги  – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. В каких случаях может звучать гимн.

Гимн нужно стоя, чтобы показать чувство гордости за свое Отечество.

Какие вы молодцы! Настоящие знатоки символики нашей России!

А теперь давайте поиграем!

Дидактическая игра «Собери картинку»(герб и флаг).

Есть не только государственная символика, но и государственные праздники! Такой праздник был недавно – День народного единства. В какой день отмечается этот праздник и почему?

Хотите я расскажу об истории возникновения этого праздника.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву. Воевать задумали обманом – царя с собою привели самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

 Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое да ум острый. Выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь стали отдавать на ополчение.

Собрать деньги – это не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Показ слайдов про богатырские доспехи:

Кольчуга  – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Шлем  – старинный металлический защитный воинский головной убор.

Меч  – старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.

Щит – старинный русский доспех в виде щита из железа

 А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.

 И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Педагог зачитывает стихотворение:

 Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

 Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

Вот я  и рассказала вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России?

Ребята, так кто же такой патриот? А мы можем назвать себя патриотами?

Кто прославил землю Нижегородскую?

Что помогло победить врага?

Так как же вы понимаете, что такое единение?

 Педагог зачитывает стихотворение:

Единение – это все вместе,

Это значит, что все как один.

Значит все мы для нашей России

Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.

И семья наша очень большая,

Чтобы дальше Россия жила

И свободою вечно дышала –

Жить в согласии, мире должна!

На экране появляется слайд с видом Москвы, звучит музыка «Москва, звонят колокола!» (Слайд 1-3)

Слайд 4

Звучит гимн Российской Федерации

Звучит музыка (русские гусли).

Идет показ слайд-шоу с комментариями педагога.

Слайд 5-8

Слайд 9

Слайд 10-11

Показывает слайд 12.

«Воззвание Минина» Маковского (Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям).

Слайд 13-14

Слайд 15-16

Слайд16-17

Звучит в записи колокольный звон

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила»

(муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Слайд18-19

Звучит в записи фрагмент хора «Славься»

из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки

Слайд 20-21

Слайд 22

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Карта России

Дети подходят к столам и начинают выполнять задание.

Ребята, посмотрите! Что это?

Это карта России. А перед вами находятся человечки. Если вам понравилось работа на занятии, нарисуйте человечку улыбочку, чтобы он был доволен.

А если вам было скучно, неинтересно, нарисуйте грустное выражение лица у человечка.

Ваша работа мне  понравилась, до новых встреч. Не могу я уйти от вас без подарка, я вижу у вас патриотический уголок в группе, разрешите подарить вам альбом про нашу малую Родину – Алтайский край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "День народного единства. История празднования Дня народного единства"

День народного единстваИстория празднования Дня народного единства «И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе;чуть не вся земля Русская опустел...

Презентация " День народного единства", конспект НОД в подготовительной группе " День народного единства"

Оснавная образовательная область: "Познавательное развитие".Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;расширять представление...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ТЕМА: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»Цель: Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.Задачи:...

Статья к Дню народного единства «День народного единства-праздник силы, торжества!»+ фотоотчет

4 ноября наша страна, и мы- крымчане, отмечаем исторический праздник-День народного единства. Национальный праздник утвержден в честь освобождения в 1612 году Москвы от польских интервентов. Этот пра...

Презентация "День народного единства" 4 ноября - День народного единства...

Выполнила воспитатель подготовительной логопедической группыМаслова Елена ВячеславовнаСлайд 1 4 ноября вся наша страна отмечает праздник "День народного единства".Сегодня мы с вами узна...

Сценарий Праздника, посвященному Дню Народного Единство «4 ноября -День Народного Единства» для разновозрастной группы

Цель:  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игровых технологий и художественного слова.Задачи:расширять знания детей о стране, государственных праздниках.прививать любов...