"Мы - исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонтьева Алсу Ракибовна

Организованная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста

по исследовательской деятельности.

«Мы – исследователи»

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создать условия для развития познавательных интересов;

- способствовать расширению знаний о свойствах воды;

- создать условия для побуждения детей к речевой активности;

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- создать условия для развития творческого воображения, умения проводить несложные эксперименты с водой;

- способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- способствовать развитию навыков взаимодействия.

Оборудование и материалы: персонаж Капелька, таблички «Мы – исследователи», стаканчики с водой и молоком, ложки – по числу детей, соль, сахар, сок, узкая и широкая баночка, соломинки.

Предварительная работа: беседа о воде, ее роли в жизни человека, проведение опытов с водой; рассматривание иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, наблюдения.

Ход

1.Вводная часть

Этапы деятельности        Деятельность воспитателя        Деятельность детей         Психолого-педагогические условия

Организационный момент

Мотивационный момент        

- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Капелька (обращает внимание детей на тучку, из которой появляется Капелька)

-Посмотрите внимательно на Капельку и скажите, какая она, какое у неё настроение?

-Что же могло случиться? Как вы думаете?

-Мы точно не знаем и она молчит. Может она мне на ушко скажет? (обыгрывает ситуацию).

- А хотите знать, что она мне рассказала?

- Грустная она потому, что только появилась и совсем о себе ничего не знает: кто она, какая она, из чего состоит, нужна она или нет? Ей очень хочется узнать ответы на все эти вопросы. Поможем ей?

-Ребята, а вы сможете рассказать Капельке о ней?        Дети встают в круг, берутся за руки.

Дети отвечают на вопрос.

Дети предполагают, что же могло случиться.

Дети слушают, наблюдают         Условия для развития навыков взаимодействия

Условия для пробуждения детей к речевой активности

Условия для выражения своего мнения

Условия для развития познавательного интереса

2. Основная часть

Практическая работа

Динамическая пауза

Практическая работа        - Давайте вспомним, где живет Капелька, из чего состоит, где мы можем встретить воду, кому нужна вода, для чего нужна вода?

Капелька, как много ребята знают о тебе, о твоей важности и пользе. Но это ещё не всё о чём мы хотим тебе рассказать. Ребята знают свойства, которыми обладает вода, и они хотят не просто рассказать о них, а ещё и показать.

-Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – исследователи». Предлагаю вам надеть таблички и превратиться в ученых-исследователей.

Итак, теперь мы с вами исследователи.

-Уважаемые коллеги, а кто - же такие ученые-исследователи?

-Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1.Не толкай соседа во время работы;

2.Будь внимательным;

3.Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием.

- Вы готовы, уважаемые коллеги? Приступим!

Опыт «Имеет ли вода запах?»

Возьмите стакан с водой и понюхайте. Чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт «Имеет ли вода форму?»

Наполняем узкую баночку водой, переливаем в широкую баночку.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт «Имеет ли вода цвет?»

Перед вами два стакана: один -  с водой, другой – с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. Что вы обнаружили?

Вывод: в воде ложку видно, а в молоке – нет. Значит, вода – прозрачная жидкость.

-А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

Побежали капельки

В синеньких сапожках

Превратились капельки

В ручейки-дорожки.

Бежал ручей по камешкам,

По камешкам бежал.

Помчалась вскачь и громко он,

И звонко зажурчал.

Увидел речку – прыг туда

И сразу замолчал.

-Молодцы! Вы немного отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт «Имеет ли вода вкус?»

Возьмите стакан с водой и отпейте от него. Какая вода на вкус? Возьмите стакан с соком и попробуйте. Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт «Может ли вода растворять вещества?»

Возьмите стакан с водой и поместите в него одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размешайте. Что произошло? (они растворились). Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (соленая, сладкая). Как вы думаете, какие вещества в ней растворились? (сахар, соль).

Вывод: вода может растворять вещества.

-Вот и завершились наши исследования.         Дети отвечают на вопросы, рассказывают о воде.

Дети прикрепляют себе на грудь табличку «Мы-исследователи»

Дети высказывают предположения

Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности.

Наблюдают за действием воспитателя и других детей.

Ищут, находят решение.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные суждения.

Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Ищут, находят решение.

Наблюдают, экспериментируют.

Выражают собственные мысли.

Рассказывают, объясняют.

Сосредотачивают внимание.

Получение информации.

Делятся впечатлениями        

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для выражения своего мнения

Условия для развития исследовательских действий

Условия для развития навыков взаимодействия

Условия для снятия напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Условия для развития исследовательских действий

3. Заключительная часть

Ребята, посмотрите, Капелька стала радостной. Вы ей рассказали много интересного и полезного. Давайте ещё раз напомним Капельке, что мы о ней знаем. Какая бывает вода?

Уважаемые коллеги, пора из нашей лаборатории возвращаться в группу. Благодарю всех за отличную работу.        Дети рассказывают, что делали, делают вывод, что помогли Капельке        Условия для развития умения анализировать, делать выводы.

Литература:

  1. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа. 2002 - № 6 - с. 50 - 55.
  2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...