Рабочая программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 84.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
общеразвивающей направленности
по экологическому воспитанию в старшей группе (5-6 лет) на основе парциальной программы
«Юный эколог»
с. Новолуговое
2019 год
Содержание
Перспективный план работы по экологическому воспитанию (старшая группа) 8
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА 24
Мониторинг по экологическому воспитанию 27
1.Пояснительная записка.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;
- уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
- развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
1.1. Задачи
Образовательные:
- внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- применение дидактических игр;
Словесные методы
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
- загадывание загадок;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- чтение литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
1.2. Основные принципы
- принцип учёта возрастных особенностей детей;
- принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
- принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
- принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
- принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
- принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- использование мультимедийного и интерактивного стола;
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
- совместная деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- использование компьютера для прослушивания голосов животных и пение птиц;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД.
Продолжительность НОД составляет:
№ | группы | Количество занятий в неделю | время |
1 | Старшая гр. | 2 занятия | 25 мин |
При построении системы работы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- познавательно-исследовательское направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, через интерактивное оборудование;
- практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.
1.3. Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию (старшая группа)
№ недели | СЕНТЯБРЬ | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ 1. | 1. Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах) | способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | Наблюдения |
2. | «Гуляем по лугу» (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава) | способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью" –Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. –Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. –Рассматривание почвы на клумбе. |
3. | "Куда исчезают насекомые. (беседа) | способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых Интерактивная игра «Четвертый лишний» |
4. | «Кто такая рыбка» | способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. | Видеофильм «Жизнь рыб водоемов» С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы». |
ОКТЯБРЬ 5. | «Кому нужна вода» | способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | --Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" |
6. | «Как помочь растению | способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Мультимедийная -игра « Вырасти цветок» Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). – Анализ схемы «Растения». – Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. – Работа в дневнике наблюдений. – Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). |
7. | .Деревья и кустарники на участке детского сада. | способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | – Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада. – Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п. – Сбор листьев для гербария. – Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов. – Труд на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза» |
8. | «Какие разные птицы» | способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций. – Чтение детской природоведческой литературы. – Рассматривание схемы-модели «Птицы». – Отгадывание загадок. |
НОЯБРЬ 9. | «Где живут дикие звери» | способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери». |
10 | «Как живут домашние животные» | способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». |
11 | «Почему болят зубы» | способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах. | – Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов. – Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом). |
12 | «Осень золотая» | обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. | Отгадывание загадок о явлениях погоды –Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени. – Рассматривание пейзажных картин. – Труд на участке. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды |
13 | «Какие разные деревья» | способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе |
14 | «Птицы» (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири) | способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") |
ЯНВАРЬ 15 | «Комнатные растения» | : создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.
| Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате. – Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями. Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
|
16 | 3. «Хвойные деревья сосна» | . способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. – Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра Найди такой же"
|
ФЕВРАЛЬ 17 | . «Почему мишка перепутал черепаху с камнем» | создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. | Мультимид- фильм про черепаху Чтение про черепаху. Рассматривание, беседа о строении черепахи Игра обследование |
«Органы дыхания человека» | создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа «Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
3. Стекло и металл
| Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Игра "Расскажи и покажи" -Опыт со стеклом, металлом | |
МАРТ |
В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" |
2.! | Береги живое | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
| Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра "Где живут животные" |
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет | -Рассматривание предметов из этих материалов | |
АПРЕЛЬ | 1.Насекомые - наши помощники
| Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
| Видеофильм «Жизнь весной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « -Отгадывание загадок |
Наблюдение за деревьями | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы" | |
Земля- мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" | |
МАЙ | 1.Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
|
|
.Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Беседа о потребностях человека -Изготовление поделок, построек | |
. Бумага, древесина, ткань | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | Игра "Угадай на вкус" -Изготовление поделок, построек |
2.2 План работы
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса на 2019-2020 уч.г
№ | Дата | План работы |
1 | Сентябрь | Изучение литературы. Проведение мониторинга |
2 | Сентябрь- Октябрь | Определение целей и форм запросов родителей. Анкетирование родителей, анализ анкет. |
3 | Ноябрь | Составление перспективного плана, конспектов занятий по экологическому воспитанию детей |
4 | Декабрь | Подбор дидактического материала, экологических игр, загадок, стихов, оборудования, видео. |
5 | Январь | Апробировать работу |
6 | Март | Консультация для родителей «Формирование у детей экологической культуры»; Подготовка анкет, |
7 | Май | Заключительная диагностика, Анкетирование родителей |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Родительское собрание: тема «Что такое экология». |
2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» | ||
3. Консультация «Лечимся чесноком». | ||
2 | Октябрь | 1. Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями. |
2. Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком» | ||
3 | Ноябрь | 1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей. |
2. Консультация «Берегите воду». | ||
4 | Декабрь | 1. Экологический стенд «Лечение лимоном». |
2. Консультация старшей медсестры «Грипп – это опасно» | ||
3. «Домик для птиц». Изготовление кормушек. | ||
5 | Январь | 1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья». |
2. Альбом «Домашние и дикие животные». | ||
3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка» | ||
6 | Февраль | 1. Папка-копилка «Бабушкины советы». |
2. Выставка «мой любимый комнатный цветок» | ||
7 | Март | 1. Экологический стенд «Аптека на окнах» |
2. Альбом «Домашние и дикие животные». | ||
3. Консультация «Домашние питомцы в жизни ребенка» | ||
8 | Апрель | 1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство». |
2. Консультация «Ароматерапия». | ||
9 | Май | 1. Выставка «Весенний букет». |
2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное». | ||
10 | Июнь | 1.Экологический стенд «Скоро в отпуск» |
2. Экскурсия – поход «Здравствуй лето». |
Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Ожидаемые результаты к концу года
Дети |
Педагоги |
Родители
|
|
|
|
Мониторинг по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Фамилия Имя ребенка | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает не правил. отношения . | Осознанно оценивает Отношение к природе, при- водит адекват. факты бережного отношения к ней. | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологич. позиц. | Имеет представление об отношен. к раст. живот. в спец. созданных услов. | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Умеет определять сост. обитателей уголка природы. (практ. умения) | Имеет представления о взаимоотношении окружающей среды и человека. | |
| |||||||||
Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе. | |||||||||
№ п\п | Фамилия Имя ребенка | Имеет представ. об отношен. ко всему живому в естес- х услов | Имеет представ. об отношен. ко всему живому в угол. природы | Имеет представления об отношении к живым объектам в условиях выбора | Имеет представления об охране природы. | Имеет представления о взаимоотношении окруж- щей среды и человека. | Знает правила по ведения в природе не правильного повед. прир | Умеет правильно оценить отношение человека в природе. |
|
Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе. | |||||||
№ п\п | Фамилия Имя ребенка | Осознает необхо -димость бережного отношения к объектам природы. | Эмоциональная реакция в общении с природой. | Умение ребенком осуществлять элем. уход за растением уголка природы. | Понимает ценность природных объектов. | Умеет выразить чувства, умения, и навыки общения обитателями уголка природы. | |
Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе. | ||||||||
№ п\п | Фамилия Имя детей | Осознанное отношение к растениям и животным. | Выражает, положи тельные эмоциональное реакции. | Осознает необходимость бережного отношения к объектам природы | Имеет представления об изменениях во внешности и деятельности человека в разное врем. года. | Проявляет активное участие в уходе за растениями и животными. | Умеет ориентироваться в правилах поведения в природе. | |
Метод: наблюдение, беседы.
Обработка данных: В результате применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.
Условные обозначения:
А - 3 балла – проявляет всегда;
Б – 2 балла – проявляет часто;
В – 1 балла - проявляются редко или не проявляются.
Уровни сформированности экологических представлений.
Первый уровень (высокий) от 15 до 12 баллов.
Второй уровень (средний) от 11 до 8 баллов.
Третий уровень (низкий) от 7 баллов.
Критерии экологической воспитанности:
1 уровень (высокий) – дети любопытны, эмоциональны в общении с природой, проявляют бережное отношение к объектам. Принимают активное участие в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Осознают необходимость бережного отношения к объектам, мотивируя его нравственным, практическим, эстетическим значением для природы и людей.
2 уровень (средний) – дети проявляют живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого проявляют любознательность в непосредственном общении с природой. Дети осознают необходимость бережного отношения , но мотивируют его только практическим или эстетическим значением объекта природы для людей.
3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.
Методика выявления экологической воспитанности в старшем дошкольном возрасте.
Цель: Определить уровень отношения к миру природы.
Метод: наблюдение, беседы, игровые упражнения, дид\игра.
Обработка данных: В результате применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.
Условные обозначения:
А - 3 балла – проявляет всегда;
Б – 2 балла – проявляет часто;
В – 1 балла - проявляются редко или не проявляются.
Уровни сформированности экологических представлений.
Первый уровень (высокий) от 18до 15 баллов.
Второй уровень (средний) от 14до 11 баллов.
Третий уровень (низкий) от 10 баллов.
Критерии экологической воспитанности:
1 уровень (высокий) – Отношение к растениям и животным достаточно осознанно. Ребенок умеет определить их настроение, состояние, элементарно установить его причины, на основе связей различного содержания Сильно выражены положительные эмоциональные реакции в общении с объектами природы, желание оказать посильную помощь.
2 уровень (средний) – Проявление интереса и желание ухаживать за растениями, животными (неустойчивы, избирательны). Самостоятельные наблюдения за ними редки. Отношение к природе – потребительское.
3 уровень (низкий) – Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.
Методика выявления экологической воспитанности в старшем дошкольном возрасте.
Цель: Определить уровень отношения к миру природы.
Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.
Обработка данных: В результате применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.
Условные обозначения:
А - 3 балла – проявляет всегда;
Б – 2 балла – проявляет часто;
В – 1 балла - проявляются редко или не проявляются.
Уровни сформированности экологических представлений.
Первый уровень (высокий) от 21 до 17 баллов.
Второй уровень (средний) от 16до 12баллов.
Третий уровень (низкий) от 11 баллов.
Критерии экологической воспитанности:
1 уровень (высокий) – Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил поведения в природе. Готов оказать помощь при необходимости. Познавательное отношение устойчивое. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
2 уровень (средний) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. К проявлению негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
.
3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.
Методика выявления экологической воспитанности в старшей группе.
Цель: Определить уровень отношения к миру природы.
Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.
Обработка данных: В результате применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.
Условные обозначения:
А - 3 балла – проявляет всегда;
Б – 2 балла – проявляет часто;
В – 1 балла - проявляются редко или не проявляются.
Уровни сформированности экологических представлений.
Первый уровень (высокий) от 24 до 19 баллов.
Второй уровень (средний) от 18 до 13 баллов.
Третий уровень (низкий) от 12 баллов.
Критерии экологической воспитанности:
1 уровень (высокий) – Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.
2 уровень (средний) – Дети в целом проявляют к природе положительное отношение, избирательной направленности замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.
3 уровень (низкий) – характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что « так надо».
Список литературы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
рабочая программа по экологии
дидактические игры,занятия т.д....
рабочая программа по экологии
"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....
Рабочая программа по экологии
Аннотация и годовой план занятий по экологии...
Рабочая программа кружка "Эколог и Я"
Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...