Рабочая программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Медведко Людмила Андреевна

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii.docx84.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

общеразвивающей направленности

по экологическому воспитанию в старшей группе (5-6 лет) на основе парциальной программы

«Юный эколог»

с. Новолуговое

2019 год

Содержание

1.Пояснительная записка.        3

1.1. Задачи        4

1.3. Работа с родителями        7

Перспективный план работы по экологическому воспитанию (старшая группа)        8

2.2 План работы        23

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА        24

Мониторинг по экологическому воспитанию        27

Список литературы:        38


1.Пояснительная записка.

 Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны  передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической  игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;

  • уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
  • развивает  наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи.


1.1. Задачи

Образовательные:

  • внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • чтение литературных произведений;
  •  изготовление с детьми наглядных пособий.

1.2. Основные принципы

  • принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
  • принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
  • принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
  • принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
  • принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование мультимедийного и интерактивного стола;
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • использование компьютера для прослушивания голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный  план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД.

 

Продолжительность НОД составляет:

группы

Количество занятий в неделю

время

1

Старшая гр.

2 занятия

25 мин

При построении системы работы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  • познавательно-исследовательское направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы,   через интерактивное оборудование;
  • практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.

1.3. Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

Взаимодействие с семьей:

                                                                                                                                     

Перспективный план работы по экологическому воспитанию (старшая группа)

№ недели

   СЕНТЯБРЬ

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.

 1. 

Дары природы

(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Мультим-игра «Что сначала – что потом»
-Игра "Дорисуй овощ"

2.

«Гуляем по лугу»

 (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью"
-Лепка "Овощи для бабушки
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

–Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

3.

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых
-Видео фильм «Жизнь насекомых»

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

4.

«Кто такая рыбка»

способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.

Видеофильм «Жизнь рыб водоемов»
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка")

С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы».

ОКТЯБРЬ

5.

«Кому нужна вода»

способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Видеофильм «Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой

6.

«Как помочь растению

способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Мультимедийная -игра « Вырасти цветок»

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

7.

.Деревья  и кустарники на участке детского сада.

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

8.

«Какие разные птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

НОЯБРЬ

9.

«Где живут дикие звери»

способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери».

10

«Как живут домашние животные»

способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
-
 Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

11

«Почему болят зубы»

способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах.

Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов.

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом).



12

«Осень золотая»

обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Отгадывание загадок о явлениях погоды
- Наблюдение состояния погоды, объектов живой природы.

–Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.

– Рассматривание пейзажных картин.

– Труд на участке.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды
-Дидактические игры:
«Какая польза от сухих листьев»
"Кто, где живёт"
-Игра «Угадай, чей лист»

13

«Какие разные деревья»

способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Деревья»",
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

14

«Птицы»

(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири)

способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок 
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

ЯНВАРЬ

15

«Комнатные растения»

: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями


 

16

3. «Хвойные деревья сосна»

. способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

 

ФЕВРАЛЬ

17

. «Почему мишка перепутал черепаху с камнем»

 создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Мультимид- фильм про черепаху

Чтение про черепаху.

Рассматривание, беседа о строении черепахи

Игра  обследование

«Органы дыхания человека»

создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

3. Стекло и металл

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

МАРТ

 

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

2.!

Береги живое

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

  1.Насекомые - наши помощники

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 



-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

.Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

Дата

Тема

Программные задачи

Методы и приёмы

1

Октябрь

Куда исчезают насекомые

Дать детям представление о том, что куда исчезают насекомые, что они делают зимой, разнообразие и польза насекомых. Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться

Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми.

2

Зачем нужна вода

Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению.

 1.Показ видеофильма о воде.

2.Изучение воды на опытах

3. Рассмотреть рисунки.

3

Птицы

Дать детям представление о разнообразии птиц, научить различать их по характерным. Беречь гнезда – их дома. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа.

Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.

Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать у детей наблюдательность, внимание.

1.рассказ воспитателя о птичках.

2. Рассматривание иллюстрации о птицах    

Чтение рассказа «Удивительная прогулка»

3. беседа по содержанию

4

5

Ноябрь-декабрь

Перелетные птицы

У природы нет плохой погоды

Продолжать учить разнообразие птиц, дать понять зачем они улетают.

Рассказать детям зачем меняется погода, зачем меняются времена года

1. Вспомнить птиц2. Показ воспитателем рисунки перелетных, видеофильма.

3. Работа детей.

Рассказ о погодах, о временах года

2. Беседа воспитателя с детьми

6

Знакомство детей растениями

Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения – живые существа. У них есть потребность в определённых условиях.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду

Беседа с детьми

Посадить цветы (астры) наблюдать за ними

7

Мы-друзья природы

Показать знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Беседа с детьми

8

Мусор на нашей планете

Рассказать, как мусор влияет на природу. изготовление и одноразовых ложек поделку

Беседа с детьми

Изготовление цветка из ложек

9

декабрь

Почему белые медведи не живут в лесу

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни на Севере.

Подвести детей к пониманию зависимости внешнего облика, образа жизни и среды обитания

1. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию

2. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи

10

Целевая прогулка на территорию д\с

Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы

1. рассматривание совместно с воспитателем.

2. беседы с детьми

3. Самостоятельные наблюдения детей

11

Слепые землекопы

Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

1 Показ фильма о Кротах.

2. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах.

3. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию.

13

        

Январь

Сравнение рыб и лягушек

Формировать обобщённое представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные.

1. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями

2. Наблюдения за рыбами в аквариуме

3. Беседа о лягушке, её приспособленности к воде и воздуху

4. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)»

13

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории

1. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста

2. рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде.

3. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение.

14

Опыт «Почему дерево не падает»,

«Как через корень по стволу поднимается вода»

Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений.

1. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы

2. Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева

15

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках

1. Приход в гости старичка-лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе.

2. Сообщение гостя о том, какие бывают леса.

3. Загадывание загадок о грибах

4. Рассматривание картин о лесе.

16

февраль

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу

1. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой

2. Работа с моделью маскировки животных

3. Работа с моделью «Этажи леса»

4.Показ фильма о жизни животных.

17

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты.

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой.

18

Волк и лиса - лесные хищники

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.

Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных

. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке)

2. Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники

3. Работа с моделью «Этажи леса»

19

Зимние гости

Уточнить представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни

Рассматривание картин с птицами

 Приготовить для них корм

20

Март

Изготовление модели «Этажи леса

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы.

Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится

1. Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу

2. ----- животных

21

Весна, на улице весна

Учить детей по признакам отличать времена года.

Фильм о весне

Беседа с детьми

22

Панно из сушеных листьев

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться красотой созданного.

1. Рассматривание готовых картин из природного материала

2. Показ способов изготовления

3. работа детьми по созданию картин

23

Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы»

Уточнить знания детей о пищевой зависимости лесных обитателей.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

1. Рассматривание пищевых цепочек.

2. Вспомнить рассказ «Невидимые весы»

3. Изготовление книги детьми

24

Апрель

Посадка лука

Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия; пользу лука для людей.

1. Рассмотреть луковицы

2. Обсудить условия, при которых из них будет расти зелёный лук.

3. Зарисовка состояния луковиц.

25

Пересадка и перевалка комнатных растений

Упражнять детей в пересадке растений, уточнить части растений, условия хорошего роста растений

1. Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать

2. Привлечение детей к пересадке растений.

3. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста.

26

Как размножаются комнатные растения

Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, деления листьев.

. Рассмотреть растения

2. Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения.

3. Привлечь детей к размножению растений

27

Подготовка к празднованию Дня Земли

Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным

. Беседы с детьми о «доме» животных и растений, о том, кто поддерживает чистоту и уют в «доме».

2. Совместная разработка правил и рекомендаций по созданию благоприятных условий для растений и животных

28

Май

Высадка цветочной рассады на клумбы

Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее.

1. Подготовка места для посадки

2. Рассматривание рассады, определение частей растения.

3. Показ способа посадки рассады

29

Изготовление панно «Пустыня»

Уточнить погодные условия на юге, кто проживает из зверей там, какие растения произрастают; чем южные животные отличаются от животных, живущих в средней полосе.

1. Рассматривание иллюстраций, картин.

2. Рисование животных пустыни, растений.

3. Изготовление панно.

30

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты.

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой 

31

викторина «Мы - друзья природы»

Открытое занятие с детьми

    2.2 План работы

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса на 2019-2020 уч.г

Дата

План работы

1

Сентябрь

Изучение литературы.

Проведение мониторинга

2

Сентябрь-

Октябрь

Определение целей и форм запросов родителей.

Анкетирование родителей, анализ анкет.

3

Ноябрь

Составление перспективного плана, конспектов  занятий по экологическому воспитанию детей

4

Декабрь

Подбор дидактического материала, экологических игр, загадок, стихов, оборудования, видео.

5

Январь

Апробировать работу

6

Март

Консультация для родителей «Формирование у детей экологической культуры»; Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов и родителей.

7

Май

Заключительная диагностика,

Анкетирование родителей

                                 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц 

 Тема

1

Сентябрь 

1. Родительское собрание: тема «Что такое экология». 

2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» 

3. Консультация «Лечимся чесноком». 

2

Октябрь 

1. Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями. 

2. Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком» 

3

Ноябрь 

1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей. 

2. Консультация «Берегите воду». 

4

Декабрь 

1. Экологический стенд «Лечение лимоном». 

2. Консультация старшей медсестры «Грипп – это опасно» 

3. «Домик для птиц». Изготовление кормушек. 

5

Январь 

1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья». 

2. Альбом «Домашние и дикие животные». 

3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка» 

6

Февраль 

1. Папка-копилка «Бабушкины советы». 

2. Выставка «мой любимый комнатный цветок» 

7

Март 

1. Экологический стенд «Аптека на окнах» 

2. Альбом «Домашние и дикие животные». 

3. Консультация «Домашние питомцы в жизни ребенка» 

8

Апрель 

1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство». 

2. Консультация «Ароматерапия».

9

Май 

1. Выставка «Весенний букет». 

2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное». 

10

Июнь 

1.Экологический стенд «Скоро в отпуск» 

2. Экскурсия – поход «Здравствуй лето».

                                 

Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ        

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.        

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ        

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Ожидаемые результаты к концу года

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  •         Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах

 

Мониторинг по экологическому воспитанию «Юный эколог»


 Фамилия Имя

     ребенка

 Осознанно оценивает

  отношение к природе, понимает не правил. отношения

  .        

  Осознанно оценивает

  Отношение к природе, при-

  водит адекват. факты

  бережного отношения к ней.

Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологич. позиц.

Имеет представление об отношен. к раст. живот. в спец. созданных услов.

   Имеет представления

  о нормах отношения к

   живому.

  Имеет представления

  об охране природы.

  Умеет определять сост.

  обитателей уголка

  природы. (практ. умения)

  Имеет представления

  о взаимоотношении  

   окружающей среды и

  человека.

 


     

Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе.

п\п

 Фамилия Имя

        ребенка

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в естес- х услов

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в угол. природы

Имеет представления об отношении к живым объектам в условиях выбора

   Имеет представления

  об охране природы.

Имеет представления о взаимоотношении окруж- щей среды и человека.

  Знает правила    по ведения в   природе не

правильного повед. прир

  Умеет правильно оценить отношение человека в природе.        

   

     

Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе.

п\п

 Фамилия   Имя

    ребенка

Осознает необхо -димость бережного отношения к объектам природы.

Эмоциональная реакция в общении с природой.

Умение ребенком осуществлять элем. уход за растением

уголка природы.

Понимает ценность природных объектов.

  Умеет выразить  

   чувства, умения, и

  навыки общения

  обитателями уголка

  природы.              

     

Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в  старшей группе.

п\п

 Фамилия Имя

        детей

Осознанное отношение к растениям и животным.

Выражает, положи тельные эмоциональное реакции.

Осознает необходимость бережного отношения к объектам природы

Имеет представления об изменениях во внешности и деятельности человека в разное врем. года.

  Проявляет активное

  участие в уходе за  

  растениями и животными.

  Умеет ориентироваться в правилах

  поведения в природе.


Метод: наблюдение, беседы.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 15 до        12 баллов.

Второй уровень (средний) от 11 до        8 баллов.

Третий уровень (низкий) от 7 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – дети любопытны, эмоциональны в общении с природой, проявляют бережное отношение к объектам. Принимают активное участие в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Осознают необходимость бережного отношения к объектам, мотивируя его нравственным, практическим, эстетическим значением для природы и людей.

2 уровень (средний) – дети проявляют живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого проявляют любознательность в непосредственном общении с природой. Дети осознают необходимость бережного отношения , но мотивируют его только практическим или эстетическим значением объекта природы для людей.

3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.

Методика выявления экологической воспитанности в старшем  дошкольном возрасте.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, игровые упражнения, дид\игра.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 18до 15         баллов.

Второй уровень (средний) от 14до         11 баллов.

Третий уровень (низкий) от        10 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Отношение к растениям и животным достаточно осознанно. Ребенок умеет определить их настроение, состояние, элементарно установить его причины, на основе связей различного содержания Сильно выражены положительные эмоциональные реакции в общении с объектами природы, желание оказать посильную помощь.

2 уровень (средний) – Проявление интереса и желание ухаживать за растениями, животными (неустойчивы, избирательны). Самостоятельные наблюдения за ними редки. Отношение к природе – потребительское.

3 уровень (низкий) – Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Методика выявления экологической воспитанности в старшем    дошкольном возрасте.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 21 до        17 баллов.

Второй уровень (средний) от 16до         12баллов.

Третий уровень (низкий) от        11 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил поведения в природе. Готов оказать  помощь при необходимости. Познавательное отношение устойчивое. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

2 уровень (средний) – Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. К проявлению негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

.

3 уровень (низкий) – эмоциональные реакции в общении с природой у детей слабо выражены. Эпизодически принимают участие в уходе за растениями и животными их утилитарной пользой.

Методика выявления экологической воспитанности в старшей группе.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Метод: наблюдение, беседы, дидактические игры.

Обработка данных:  В результате  применения методов мониторинга можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них экологических отношении.

Условные обозначения:

А - 3 балла – проявляет всегда;

Б – 2 балла – проявляет часто;

В – 1 балла -  проявляются редко или не проявляются.

Уровни сформированности экологических представлений.

Первый уровень (высокий) от 24 до 19         баллов.

Второй уровень (средний) от 18 до 13 баллов.

Третий уровень (низкий) от        12 баллов.

Критерии экологической воспитанности:

1 уровень (высокий) – Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать посильную помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.

2 уровень (средний) – Дети в целом  проявляют к природе положительное отношение, избирательной направленности замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.

3 уровень (низкий) – характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Мотивируют необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что « так надо».

                                           Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  5. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  6. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  7. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  8. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  9. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  10. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

рабочая программа по экологии

дидактические игры,занятия т.д....

рабочая программа по экологии

"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....

Рабочая программа по экологии

Аннотация и годовой план занятий по экологии...

Рабочая программа кружка "Эколог и Я"

Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...