Проект по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет «Осенняя тропа»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennyaya_tropa.doc | 546.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию дошкольников
6-7 лет «Осенняя тропа»
Структура проекта
Постановка проблемы: Бережное отношение к миру природы с целью предотвращения «экологических катастроф», и благоприятного влияния на здоровье человека.
Цель проекта: Способствовать проявлению осознанно нравственного отношения к природе у детей через непосредственное общение с экосистемой.
Задачи:
Оздоровительные
-учить правильно, взаимодействовать с природой ради сохранения и укрепления собственного здоровья;
Развивающие
-развивать понимание о взаимосвязях между человеком и природой;
-развивать эстетические качества дошкольников;
-развивать мышление и воображение в исследовании природных объектов.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к природе, к защите окружающей среды; -сформировать живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора
Вид проекта: Исследовательский, информационный.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный групповой-1 месяц Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Методы и формы работы: педагогическая деятельность, утренний круг, информационная беседа, развлечение, конкурс-выставка, прогулка в форме трудового воспитания.
Ожидаемые результаты: Расширение знаний воспитанников в области природоохраны и экологии, человек и природа. Закрепление ранее полученных знаний о времени года.
Выводы : в результате реализации проекта у детей сформировалось представление об осени, ее признаках и явлениях; пополнились и систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров, познакомились с основными правилами охраны окружающей среды. Проект помог постепенно и последовательно расширить знания детей о взаимосвязи природы и человека, сформировать правила осознанного и бережного поведения в природе, развить умения эффективного вторичного использования отходов и, в целом, развить экологическую культуру. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.
Актуальность
Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. В последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, нерациональное использование лекарственных растений, и т. д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствия непосредственного общения с природой.
Так как проблема экологии в последние годы выдвигается на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее более эмоционально, он способен сочувствовать и сопереживать, поэтому необходимо развивать в детях любовь к природе и ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Роль взрослого в организации проектной деятельности- поддерживать интерес с помощью разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный: разработка конспектов бесед в утренние часы; отбор методической и художественной литературы, организация книжной выставки, пополнение центра экологического воспитания в группе (дид.игры, энциклопедии, пазлы, коллекции животных, насекомых), подбор наглядно-дидактических пособий, подбор пальчиковых игр и физкультминуток.
2.Основной (практический): организация утреннего круга (какая сегодня погода?); проведение образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию согласно расписанию ОД на учебный год; организация экспериментальной деятельности во второй половине дня; проведение прогулки (наблюдение за погодой, словарная игра, труд в природе, уход за растениями на участке, подвижная игра); участие детских работ в конкурсах разного уровня.
3.Заключительный: выставка-конкурс детских работ.
Методы и приемы реализации проекта:
Наглядный метод: экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций,
проведение дидактических игр.
Словесный метод: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя.
Игровой: утренний круг, проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-
ролевых), загадывание загадок.
Практический: организация продуктивной деятельности, постановка сказок, изготовление
наглядных пособий, поделок и т.д.
Форма проведения | Название мероприятия | Дата проведения | Материалы и оборудование | Кол-во участников |
Утренний круг | «Настроение и природа, как это связанно?» | 06.09.2022г. | Нагляднодидактическое пособие | 12 |
Педагогическая деятельность | «Дары природы» | 10.09.2022г. | Наглядный материал, муляжи овощей и фруктов, корзина | 13 |
Прогулка в форме трудового воспитания
| «Сбор урожая» | 14.09.2022г. | Корзина | 10 |
Тематическое развлечение | «Осень урожайная» | 27.09.2022г. | Муляжи овощей, фруктов, ягод, 2 корзины, костюм клубники, костюм баклажана, 2 ложки, таз. | 11 |
Прогулка в форме трудового воспитания
| «Наш чистый участок» | 05.10.2022г. | Метла, ведро, перчатки | 12 |
Информационная беседа | «Какой бывает мусор?» (отходы, природный) «Чем он опасен для природы?» «Куда его можно реализовать?» (сбор мусора и макулатуры, поделки) | 11.10.2022г. | ИКТ, наглядное пособие | 11 |
Тематическое развлечение | «Осенний праздник» | 20.10.2022г. | Костюмы, атрибуты (платочки, муляжи, корзинки, веревки) | 13 |
Выставка -конкурс детских работ | «Осени фантазии» | 27.10.2022г. | Детские работы | 13 |
План-график мероприятий
СЕНТЯБРЬ
Вводная часть
1.Утренний круг «Настроение и природа, как это связанно?»
Воспитатель читает стихотворение Л.Фадеева «Земляничка» Земляничка возле пня всем сказала:
-Нет меня!
Оглянулась и потом притаилась под кустом.
Солнце луч ее нашёл, закричал:
-Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка! Вылезай!
Покраснела ягодка и сказала:
- Ябеда…
Воспитатель задает детям вопросы:
-Какое настрое передаем нам это стихотворение?
-Зависит ли наше настроение от погоды? Приведите примеры.
-Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? -Какое настроение вызывает у вас погода сегодня?
Задание:
Перед вами на столах лежат смайлики, с разным выражение и мимикой лица. Ваша задача найти тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
2.Педагогическая деятельность «Дары природы»
Цель: расширять знания об овощах.
Задачи:
Образовательные:
1)Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на простые вопросы простым предложением.
2)Закрепить умение употреблять существительные в едином и множественном числе в различных падежных окончаниях.
3)Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4)Обогащать словарь детей за счет слов: урожай, ботва, теплица, хрустящий, сочный и т.д.
Воспитательные:
1)Воспитывать заинтересованное отношение к окружающей природе.
2)Воспитывать умение работать в группе сверстников, слушать собеседника.
Коррекционно- развивающие:
1)Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, память, связную речь.
2)Развивать логическое мышление. 3)Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и загадок об овощах. Рассматривание муляжей овощей.
Оборудование:
Наглядный материал, муляжи овощей, д/и «лото».
Ход 1 часть. Организационный момент.
Игра «Волшебный мешочек». Воспитатель предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек, на ощупь угадать овощ, рассказать о нём.
2 часть. Основная.
1.1.С использованием наглядного материала, воспитатель предлагает детям по беседовать об овощах, задает вопрос о том, где растут овощи: в саду, в теплице, в огороде.
1.2.Воспитатель читает стихотворение «В огороде» С.Крупа-Шушарина. В огороде снова в моде Зелень, овощи сажать! У Петра растет петрушка, А Прокоп растит укроп.
Посадила Фёкла свеклу, А на грядке Павел
Посадил зеленый щавель. В огороде у Антошки
Каждый год растет картошка. У Марины и Карины Много выросло малины. В огороде у Асоль Скоро вырастет фасоль. У Арины, у артистки, Много розовой редиски. А в теплице у Федоры
Покраснели помидоры. А ребята- близнецы Поливают огурцы.
У Алины очень ловко Из земли растет морковка. Посадила Злата Зелень для салата.
- 3.Воспитатель опять обращает внимание на плакаты с овощами: Какие овощи растут в земле?; Стебли с листвой (ботва) растут над землей; Как растут капуста, кабачки, огурцы? Какие овощи мы срываем, а какие срезаем? Зачем мы употребляем в пищу овощи? Что можно из них приготовить?
1.4. Командная игра «На рагу и на борщ».
1.5.Пальчиковая игра «Капуста».
- 6.Физкультминутка «Веселые горошины».
1.7. Словарная игра «Один-много». 1.8. Настольная игра «Лото».
3 часть. Заключительная.
Подведение итогов. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
3.Прогулка в форме трудового воспитания: «Сбор урожая» Форма проведения прогулки- трудовая.
Тема: «Сбор урожая» в рамках календарно-тематического планирования.
Цель: Формирование положительного отношения к труду через познавательное развитие.
Задачи:
-создавать условия для развития трудовой деятельности;
-привлечь детей к сбору урожая;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей; -создавать условия для развития наблюдательности; -формировать умение действовать в коллективе.
Участники: воспитанники группы компенсирующей направленности 6-7 лет.
Атрибуты: корзина, ведро, грабли.
Предварительная работа: наблюдение за погодой; беседа с детьми о работе на огороде в осенний период; рассматривание инвентаря для трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты: в результате прогулки дети будут знать приметы осени в природе. Научаться наблюдать и делать выводы. Дети будут знать, как убирают урожай. Через собственную трудовую деятельность смогут понять ценность и значимость своего труда и труда других людей. Ход работы Предварительная работа:
Наблюдение: Беседа с детьми об изменениях погоды, повторяют приметы осени.
Индивидуальная работа: игра на развития речи «Какая осень?» (подбираем определения к слову «осень»).
Подвижная игра: «Зайцы в огороде», «Солнышко и дождик».
Загадки о овощах.
Практическая часть:
Беседа: Как вы думаете, погода сегодня благоприятная для сбора урожая? Есть ли осадки? Вы хотите помочь мне в сборе урожая? С чего начинать сначала, как вы думаете?
Сначала убирают овощи, которые находятся на поверхности земли. Дети несут ведро и корзину. Воспитатель показывает и объясняет, как нужно срывать кабачки и патиссоны, как правильно срезать подсолнух. Дети аккуратно раскладывают овощи в корзину. Потом помогают выкопать свеклу, она грязная, ее нужно отряхнуть и положить в ведро.
Во время уборки урожая, проходит непринужденная беседа с детьми об овощах. «А какие овощи вы больше всего любите употреблять в пищу?». Воспитатель объясняет, как правильно убирать ботву, сгребать ее кучу, как правильно работать граблями.
Вывод: «Как славно мы с вами сегодня по работали», «Вам было не трудно?», «Что вам понравилось больше всего?».
4.Тематическое развлечение «Осень урожайная» Форма работы: развлечение.
Цель: закрепить полученные знания об овощах посредством игровой деятельности.
Интеграция (взаимодействие) образовательных областей и видов деятельности: художественно-эстетическое развитие- учить детей двигаться под музыку, слышать темп; социально-коммуникативное развитие- совершенствовать связную речь, пополнить словарный запас, создавать благоприятный климат в коллективе, учить слушать и уважать друг друга; познавательное развитие- обогащать знания о природе, закреплять полученные знания об овощах и фруктах; игровая деятельность- формировать умение слушать и действовать по правилам.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, муляжи овощей и фруктов, корзинки, костюм томата и баклажана, таз, конусы.
Ход развлечения.
Вводная часть.
Воспитатель приветствует всех собравшихся в музыкальном зале. Спрашивает о том, какое время года за окном, приметы осени. Спрашивает, чем богата осень?
Предлагает детям по играть, помочь гостям (томату и баклажану) собрать урожай. Основная часть.
1.Эстафета «Фрукты, овощи». Воспитатель рассыпает на ковре муляжи фруктов и овощей и сначала предлагает гостям праздника (томату и баклажану) отобрать в одну корзину фрукты, а в другую овощи.
Во второй раз в эстафете участвуют дети, предварительно разделившись на две команды.
Воспитатель вместе с детьми перебирает корзинки и смотрит всё ли собрали верно.
2.Эстафета «Собери быстрей». Участвую две команды, воспитатель объясняет правила: бег змейкой между конусов, овощи и фрукты не теряем, ждём своей очереди.
3.Танцевалья игра «Танцуем с помидором и баклажаном». Под ритмичную музыку дети выполняют движения повторяя за гостями (томатом и баклажаном).
Подведение итогов: Воспитатель спрашивает: Вам понравилось сегодняшнее развлечение? Что понравилось вам больше всего?
ОКТЯБРЬ
1.Прогулка в форме трудового воспитания «Наш чистый участок»
Цель прогулки: Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке. Развивать чувство ответственности, старательности. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.
Оборудование: Веники, грабли, ящики для мусора, перчатки
Методика проведения
Педагог собирает детей на участке детского сада и обращается к ним: «Мы с вами каждый день играем на участке. Здесь вы легко находите интересное занятие для себя. Но приятно и удобно находиться на участке тогда, когда на земле нет мусора, веранда подметена. Я часто вижу, как некоторые дети сами обнаруживают беспорядок и устраняют его. Например, Лера и Матвей часто подметают веранду.
Давайте сегодня все вместе уберем наш участок».
Педагог спрашивает: «Как вы думаете, что нужно сделать?»
Дети осматривают участок, отвечают (подмести листья, убрать мусор и т.п.)
Педагог предлагает: «Перед тем как нам начать трудиться, выберите трех бригадиров, (дети выбирают бригадиров). И пусть они подойдут получить задание.
Педагог распределяет работу для бригад: Кто будет сгребать опавшие листья? Кто убирает сучья и камешки? Кто бригада уносит мусор с участка? Кто будет подметать веранду?»
Педагог: «Обсудите вместе, что вам нужно для выполнения данной работы»
Воспитатель в процессе деятельности дает советы, напоминания, следит за действиями друг друга. Если какая - то бригада задерживается или заканчивает свое задание раньше других, то следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы - молодцы, уже закончили свое дело. А вот у другой бригады оказалось дел больше, чем у других! Им надо помочь».
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем деле: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу. Хорошие вы друзья!»
По окончании работы воспитатель, обращаясь, к детям говорит: «Что мы с вами сегодня сделали? Как изменился наш участок?» (дети перечисляют выполненную работу).
Воспитатель с удовлетворением замечает, что так много дел смогли сделать потому, что трудились вместе дружно, помогая друг другу. Приводит примеры настойчивости, старательности, самостоятельности детей в труде.
2.Информационная беседа «Какой бывает мусор»
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
- Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
- Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
- Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру. Методы и приёмы:
- игровой;
- наглядный;
- словесный;
Оборудование: компьютер, контейнеры под мусор.
Материалы: бумага, цветная бумага, пластиковые крышки, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите и в правду у нас в группе очень много мусора. Воспитатель: Вы бы хотели ходить в такую группу? Почему? Как вы думаете, что мы можем сделать? Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет если мусор не убирать?
А что такое мусор?
Воспитатель: Мусор – это отходы, которые мы сами производим. Это товары, которые стали не пригодны для дальнейшего использования и употребления. Мусор - это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Ежедневно мы выбрасываем различные упаковки, банки, бутылки, предметы из пластмассы и пластика и многое другое.
Воспитатель: Как назвать мусор другими словами? (сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал).
Воспитатель: Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (на свалку).
Каждый человек выбрасывает в день килограмм мусора (показывает пакет с килограммом мусора). А за год каждый человек нашего города выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика.
Воспитатель: Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо? (ответы детей).
Воспитатель: Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; животные, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать с мусором, который оставила нам в группе Муха-Грязнуха? (ответы детей).
А, как надо убирать мусор? Правильно, мы наденем перчатки, чтобы не пораниться и не испачкаться и будем собирать в пакеты.
Подвижная игра «Собери мусор в пакет».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь у нас в группе стало чисто.
Воспитатель: Как вы думаете, для чистоты окружающей природы как лучше поступить с мусором: вывозить его на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?
Дети: Отправлять на завод.
Воспитатель: Правильно, ведь отправляя мусор на перерабатывающий завод, его там сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. А потом всё перерабатывают и получают новый материал, с которого уже изготавливают новые полезные изделия. Например, из старых газет и журналов получится новая чистая бумага, из железных банок сделают новую вещь, стеклянные банки и бутылки можно отмыть и использовать ещё раз. Старые газеты, журналы, картон можно сдавать в макулатуру, стеклотару – на специальные приемные пункты.
Воспитатель: Ребята, во многих странах, жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете, почему?
Дети: Это облегчит переработку мусора на заводе.
Воспитатель: Правильно, сортировка отходов — это основное требование для вторичной переработки. Это значит, когда ваши мамы и папы выбрасывают мусор, нужно складывать не всё в один пакет, а сортировать мусор: бумагу в макулатуру, жестяные банки и пластмассовые бутылки выбрасывают в специальные контейнеры. Во многих страна, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть поотдельности.
Игра «Сортируем мусор правильно»
Воспитатель: Перед вами контейнеры разных цветов и мусор, который нужно рассортировать. Мы сейчас с вами разделимся на пары, и каждая пара выберет себе один из контейнеров и отправиться сортировать мусор. (дети работают в парах).
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием.
А напоследок я хочу вам прочитать стихотворение А.Усачева «Мусорная фантазия»
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового и полезного из нашего занятия?
Откуда же берется мусор? Куда девается мусор? Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым? Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами.
3. Тематическое развлечение «Осенний праздник»
Цели: - воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященному времени года; - закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр; - развивать музыкально-творческие способности детей, поддерживать эмоционально-положительный настрой; - способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умение работать в команде.
4.Выставка-конкурс детских работ «Осени фантазии»
Стало уже традицией в нашем детском саду ежегодно проводить конкурсвыставку поделок из природного материала сделанных детьми совместно с родителями.
Ведь творческий семейный конкурс-это не просто мероприятие в стенах детского сада, но и эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса, а также один из способов сделать образовательный процесс ДОУ открытым, видимым для родителя.
Цель выставки:
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми;
- расширение представлений детей о дарах осени;
- формирование творческих умений через изготовление поделок, композиций из природного материала;
- содействовать укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительные насекомые» (младшая группа)
Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам. Каждый раздел называется в честь насекомого (групп насекомых), которое р...
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»
Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....
ПРОЕКТ По экологическому воспитанию в группе раннего возраста «По тропе сказок»
Цель проекта: создание условий для формирования познавательного интереса детей к природе.Задачи проекта для детей:воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;развивать познав...
Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"
Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» Название проекта: «Сад чудес»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области Ном...
Проект по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Концепция экологического воспитания: «Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не на...