Методическая разработка "Секреты колокольного звона".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка "Секреты колокольного звона" по программе "Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики освоения культурного наследия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
занятия «Секреты колокольного звона»
по программе
«Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики
освоения культурного наследия»
Парипса Марина Владимировна
Воспитатель, ГБДОУ № 355
Московского р-на
Санкт-Петербурга
Содержание:
Тема: «Секреты колокольного звона»
Адресат: дети 6-7лет
Цель: Формирования представления у детей об особенностях колокола, его значимости для людей с древних времен посредствам по организации музейной педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий.
Задачи:
1. Формировать у детей представлений о музее.
2. Пополнить, уточнить и закрепить представление детей о колоколе и его звучании,о колокольне, их назначении.
3. Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности детей.
4. Обогащение словаря: «колокольня», «колокол», «собор», «благовест», «набат», «юбка колокола», «язык колокола», «звонарь.
5.Развитие творческого и логического мышления. воображения, расширения кругозора дошкольников.
Место проведения: групповое помещение ДОУ
Необходимое оборудование:
Фонограмма звона колоколов - благовест, набат, звон колоколов из разных материалов
коллекция колокольчиков, разрезные картинки с видами колоколов;металлические колокольчики по числу детей.
набор карточек с надписями «колокол»,«шум»,«звон»,«благовест»,«набат»,«юбка», «язык».
фотографии по теме: «Путешествие моего колокольчика», материал для творчества: цветная бумага, клей, модель для изготовления бумажных колокольчиков.
Ход образовательного события.
Воспитатель | Ответы детей | Материалы и слайды |
Включается фрагмент записи колокольного звона. - Ребята, вы слышите? Что это за звуки? | Звон колоколов, колокольный звон, колокольчики. | Слайд 1 Аудиозапись колокольного звона. |
- А кто из вас знает, где можно такие колокола услышать и даже увидеть? Поднимите руку те из вас, кто по-настоящему слышал колокола. - А в нашей группе есть звучащие предметы? А чем они отличаются от тех, что мы слышали? - А вы знаете, как появились колокола и для чего они были нужны людям? Сегодня мы отправимся в прошлое древних колоколов, и постараемся узнать их секреты.Присаживайтесь на стульчики или ковер и будьте внимательны. Посмотрите ребята на экран. Что вы видите? Что происходит на картине? Что мы можем сказать о месте? о времени ? А что вы увидели здесь такого что позволило вам так говорит? Что мы можем сказать кто эти люди ? Кто герой? Что еще вы видите что еще никто не говорил?Как вы думайте зачем и почему они пришли ? А как они узнали что здесь нужно собраться? Кто или что их позвало? А есть ли еще, что то что не назвалии ?Какое название этой картине вы дали бы? | В церкви, в храме, в соборе на колокольне. В Петропавловском соборе, в Смольном соборе, в Александро-Невской лавре и других. У нас есть музей колокольчиков, коллекция. Они маленькие сувениры, подарки.Мы их привезли с отдыха.С тех городов где были. Да.Мы хотим узнать. Дети перечисляют, что видят на картине. Там много людей. Стоят внизу на площади. Площадь. Церковь. Люди одеты в старинную одежду. Такую сейчас не носят. Люди ждут что им сейчас что то скажут. Там царь смотрит на людей .Он стоит высоко.Там есть колокола в них званят. Все успокаиваются. И все слушают. Раньше не было же телефонов и телевизора радио. Колокол звонил и люди пришли. На площадь.Они беседуют на площади..И слушают что им .скажет царь.Он одет в богатую одежду. У него грозный вид. Он злой. Его охраняет охранник с топориком. У охранников тоже грозный вид. Что-то важное произойдет. Люди ждут ,что им скажут важные новости. Всех их собрал колокольный звон.Это такой знак для людей | Слайд 2 репродукцияМ.Горелика «Народ просит Ивана Грозного отменить опричину» |
- А теперь подумайте и скажите, как можно было собрать всех людей вместе на площади, если было необходимо сообщить о пожаре, нашествии врагов или предупредить об опасности? Правильно, звоном колокола. Колокол издавно служил вестником –символом,всегдасвоим звоном извещал людей о самых важных событиях. | Раскачать колокол он будет звонить громко. Все услышат и прибегут на площадь. | |
- А что вы чувствуете, когда слышите звон колоколов? Каким бывает звон? | Призыв к вниманию, тишине. Звон бывает веселым и грустным, тихим и громком, один и несколько колокольчиков вместе. | |
-Давайте прочитаем слова, написанные на карточках. И послушаем звон. Веселый звон называется ….(дети читают на карточке слово «благовест), а громкий тревожный …(набат) | Благовест, набат. | Карточки и слайд 3 Аудиозаписи колокольного звона. |
В нашем городе много соборов,храмов, церквей. У них есть колокольни и звонницы. | Слайд 4 Соборы | |
Давайте прочитаем слова на карточках и узнаем что же такое колокол? | Колокол, шум, зов, крик | |
Слово «колокол» обозначает «зов, шум, крики». Русским колоколом называют форму конуса похожую на колпак. Еще ее называют «юбка». Как вы думаете, почему? | Похожа на юбку | Слайд 5 Строение колокола |
У колокола есть ушко для подвески, а посередине находится металлический стержень –язык. Да-да, не удивляйтесь! У нас язык во рту.Почему так назвали металлический стержень у колокола? | Он находится внутри, его не видно. | |
- Как же иначе он мог шуметь,звенеть, кричать? Язык – главная деталь у колокола. | ||
- Давайте возьмем колокольчики в руки и позвеним ими. А теперь попробуем придержать язычок колокольчика. Что случилось с нашим колокольчиком? | Не будет звука, будет тихо, не звенит. | |
Он не звенит, стал грустным, замолчал.Играть на колоколе непросто. Эту работу выполняет звонарь. - Подумайте, как появилось слово «звонарь»? Какие слова похожи на это слово? | Звонить, звон | Слайд 6 Звонари |
Умение звонить в колокола - это старинное древнее искусство. Ребята, а вы знаете, что каждый колокол звенит своим собственным голосом. Сейчас вы услышите звон колоколов, сделанных из разных материалов. | Слайд 7 Аудиозаписи колокольного звона. | |
А вам хочется побыть звонарями? Берите колокольчики и вставайте в круг. Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной. Говорят слова: Дили –дили –дили – дон! Слышится со всех сторон. Весело играем мы, звонче колокол звени! Во время проигрывания слов водящий идет по кругу и у одного из игроков забирает колокольчик, и все весело звенят. Ребенок, оставшийся без колокольчика, становится водящем. | Слайд 8 Колокольчики игра | |
В нашей стране есть колокол, который никогда не звонил. | Слайд 9 Царь колокол | |
- А вы знаете что такое Царь-Колокол? | Это памятник, большой колокол, находится в Москве, в Кремле, самый главный. | |
Давайте послушаем рассказ о Царь-Колоколе. Настало время проверить, какие вы сообразительные и быстрые. Послушайте условие игры :надо поделиться на3 команды по4 человека, выбрать капитана. Капитан возьмет любой конверт, вы подойдете к столам и по команде будете выполнять задание из конверта. Кто справиться, поднимут руки и скажут, что у них получилось. Посмотрите и найдите в группе похожие картинки. | Русские мастера отлили бронзовый колокол, большой и украшенный орнаментом, растениями, фигурами людей.Но однажды Кремль охватил пожар и во время тушения огня колокол треснул и от него отвалился огромный кусок. Так ине сбылась мечта мастеров позвонить в этот прекрасный колокол. Вот такая легенда. | Слайд 9 Рассказ ребенка о Царь-Колоколе |
Игра «Составь колокол из частей». | ||
Пришло время рассказать о путешествиях своих колокольчиков: откуда они приехали к нам в гости. | Слайды 10,11 Рассказыдетей о своих колокольчиках. | |
Молодцы! Интересные рассказы! Мы много узнали нового. А вам хотелось бы побыть мастерами колокольных дел? Тогда проходите в мастерскую и украсьте свой колокольчик. Звучит колокольный звон. Из ваших работ сделаем выставку, украсим наш музей. | Да. Дети украшают свои колокольчики .Вырезают из бумаги различные детали для создания орнамента на колокольчике.Приклеивают. | Аппликации детей. Аудиозапись колокольного звона. Слайд 12 |
Молодцы! Вы все старались и узнали много интересного! Теперь вы можете приглашать гостей на экскурсию в наш музей. | ||
- Мы узнали секреты колокольного звона? В чем он? | Дети рассказывают что нового и интересного узнали о колоколах.Чего раньше не знали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Колокольные звоны России
Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".
Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...
конспект музыкального занятия "Колокольные звоны" подготовительная группа.
Занятие знакомит детей со звучанием и значимости колоколов России....
Конспект занятия "Колокольный звон"
Социальное партнерство...
МАСТЕР – КЛАСС «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»
Работа к Пасхе, небольшой МК по изготовлению панно - пасхальное яйцо....
"Колокольный звон" (интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группе)
Интегрированное занятие проводится с целью создания условий для развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста....
Колокольный звон. Пасхальный звон.
Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...