Методическая разработка "Секреты колокольного звона".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Парипса Марина Владимировна

Методическая разработка "Секреты колокольного звона" по программе "Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики освоения культурного наследия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия «Секреты колокольного звона»

по программе

«Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики

 освоения культурного наследия»

Парипса Марина Владимировна

Воспитатель, ГБДОУ № 355

Московского р-на

Санкт-Петербурга

Содержание:

Тема: «Секреты колокольного звона»

Адресат: дети 6-7лет

Цель: Формирования представления у детей об особенностях колокола, его значимости для  людей с древних времен  посредствам по организации музейной педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий.

Задачи:

1.  Формировать  у детей представлений о музее.

2. Пополнить, уточнить и  закрепить  представление детей о колоколе и его звучании,о колокольне, их назначении.

3. Развитие познавательного интереса, активности и  самостоятельности детей.  

4. Обогащение словаря: «колокольня», «колокол», «собор», «благовест», «набат», «юбка колокола», «язык колокола», «звонарь.

5.Развитие творческого и логического мышления. воображения, расширения кругозора дошкольников.

Место проведения: групповое помещение ДОУ

Необходимое оборудование:

Фонограмма звона колоколов - благовест, набат, звон колоколов из разных материалов

коллекция колокольчиков, разрезные картинки с видами колоколов;металлические колокольчики по числу детей.

набор карточек с надписями «колокол»,«шум»,«звон»,«благовест»,«набат»,«юбка», «язык».

фотографии по теме: «Путешествие   моего колокольчика», материал для творчества: цветная бумага, клей, модель для изготовления бумажных колокольчиков.


Ход образовательного события.

Воспитатель

Ответы детей

Материалы и слайды

Включается фрагмент записи колокольного звона.

- Ребята, вы слышите? Что это  за  звуки?

Звон колоколов, колокольный звон, колокольчики.

Слайд 1

Аудиозапись колокольного звона.

- А кто из вас знает, где можно такие колокола услышать и даже увидеть? Поднимите руку те из вас, кто по-настоящему слышал колокола.

- А в нашей группе есть звучащие предметы? А чем   они   отличаются от тех, что мы слышали?

- А вы   знаете, как появились колокола и для чего они были нужны людям?

Сегодня мы отправимся в прошлое  древних колоколов, и постараемся узнать их секреты.Присаживайтесь на  стульчики  или  ковер и будьте внимательны.

Посмотрите  ребята на экран.

Что вы видите? Что происходит на картине? Что мы можем сказать о месте? о времени ? А что вы увидели  здесь  такого  что позволило вам так говорит? Что мы можем сказать кто эти люди ? Кто герой? Что еще вы видите что еще никто не говорил?Как вы думайте зачем  и почему они пришли ? А как они узнали что здесь нужно собраться? Кто  или что их позвало? А есть ли еще, что то  что не назвалии ?Какое название этой картине вы дали бы?

В церкви, в храме, в соборе   на колокольне. В Петропавловском соборе, в Смольном соборе, в Александро-Невской лавре и других.

У нас есть музей колокольчиков, коллекция.

Они маленькие сувениры, подарки.Мы  их привезли с отдыха.С тех городов где были.

Да.Мы хотим узнать.

Дети перечисляют,  что видят на картине. Там много людей. Стоят внизу на площади. Площадь. Церковь. Люди одеты в старинную одежду. Такую сейчас не носят. Люди ждут что им сейчас что то скажут. Там царь смотрит на людей .Он стоит высоко.Там есть колокола в них званят. Все успокаиваются. И все слушают. Раньше не было же телефонов и телевизора радио. Колокол звонил и люди пришли. На площадь.Они беседуют  на площади..И слушают что им .скажет царь.Он одет в богатую одежду. У него грозный вид. Он злой. Его охраняет охранник с топориком. У охранников  тоже грозный вид. Что-то важное произойдет. Люди ждут ,что им скажут важные новости. Всех их собрал колокольный звон.Это такой знак для людей

Слайд 2 репродукцияМ.Горелика «Народ просит Ивана Грозного отменить  опричину»

- А теперь  подумайте  и скажите, как можно было собрать всех людей вместе на площади, если было необходимо сообщить о пожаре, нашествии врагов или предупредить об опасности?

Правильно, звоном колокола. Колокол издавно служил вестником –символом,всегдасвоим звоном извещал людей о самых важных событиях.

Раскачать колокол он будет звонить громко. Все услышат и прибегут на  площадь.

- А что вы чувствуете, когда слышите звон колоколов? Каким бывает звон?

Призыв к вниманию, тишине. Звон бывает веселым и грустным, тихим и громком, один и несколько колокольчиков вместе.

-Давайте прочитаем слова, написанные на карточках. И послушаем звон. Веселый звон называется ….(дети читают на карточке слово «благовест), а громкий тревожный  …(набат)

Благовест, набат.

Карточки и

слайд 3

Аудиозаписи колокольного звона.

В нашем городе много соборов,храмов, церквей. У них есть колокольни и звонницы.

Слайд 4

Соборы

Давайте прочитаем слова на карточках и узнаем что же  такое  колокол?

Колокол, шум, зов, крик

Слово «колокол» обозначает «зов, шум, крики». Русским колоколом называют форму конуса похожую на колпак. Еще ее называют «юбка». Как вы думаете, почему?

Похожа на юбку

Слайд 5

Строение колокола

У колокола есть ушко для подвески, а посередине находится металлический стержень –язык.

Да-да, не удивляйтесь! У нас язык во рту.Почему так назвали металлический стержень у колокола?

Он находится внутри, его не видно.

- Как же иначе он мог шуметь,звенеть, кричать? Язык – главная деталь у колокола.

- Давайте возьмем колокольчики в руки и позвеним ими. А теперь попробуем придержать язычок колокольчика. Что случилось с нашим колокольчиком?

Не будет звука, будет тихо, не звенит.

Он не звенит, стал грустным, замолчал.Играть на колоколе непросто.

Эту работу выполняет звонарь.

- Подумайте, как появилось слово «звонарь»? Какие слова похожи на это слово?

Звонить, звон

Слайд 6

Звонари

Умение звонить в колокола - это старинное древнее искусство. Ребята, а вы знаете, что каждый колокол звенит своим собственным голосом. Сейчас вы услышите звон колоколов, сделанных из разных материалов.

Слайд 7

Аудиозаписи колокольного звона.

А вам хочется побыть звонарями? Берите колокольчики и вставайте в круг.

Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке  колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной. Говорят слова:

Дили –дили –дили – дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы,

звонче колокол звени!

Во время проигрывания слов водящий идет по кругу и у одного из игроков забирает колокольчик, и все весело звенят. Ребенок, оставшийся без колокольчика, становится водящем.

Слайд 8

Колокольчики игра

В нашей стране есть колокол, который никогда не звонил.

Слайд 9

Царь колокол

- А вы знаете что такое Царь-Колокол?

Это памятник, большой колокол, находится в Москве, в Кремле, самый  главный.

Давайте послушаем рассказ о Царь-Колоколе.

Настало  время проверить, какие вы сообразительные и быстрые. Послушайте  условие  игры :надо  поделиться на3 команды по4 человека, выбрать капитана. Капитан  возьмет  любой конверт,  вы  подойдете   к столам  и по  команде будете  выполнять  задание  из конверта. Кто справиться,  поднимут  руки и  скажут,   что  у них  получилось. Посмотрите и найдите в группе похожие картинки.

Русские мастера отлили бронзовый колокол, большой и украшенный орнаментом, растениями, фигурами людей.Но однажды Кремль охватил пожар и во время тушения огня колокол треснул и от него отвалился огромный кусок. Так ине сбылась мечта мастеров позвонить в этот  прекрасный  колокол. Вот такая легенда.

Слайд 9

Рассказ ребенка о Царь-Колоколе

Игра «Составь колокол из частей».

Пришло время рассказать о путешествиях своих колокольчиков:  откуда  они  приехали   к нам  в гости.

Слайды 10,11

Рассказыдетей о своих колокольчиках.

Молодцы! Интересные рассказы! Мы много узнали нового.

А вам хотелось бы побыть мастерами колокольных дел?

Тогда проходите в мастерскую и украсьте свой колокольчик.

Звучит колокольный звон.

Из ваших работ сделаем выставку, украсим наш музей.

Да. Дети украшают свои колокольчики  .Вырезают из  бумаги различные детали для создания орнамента на колокольчике.Приклеивают.

Аппликации детей.

Аудиозапись колокольного звона.

Слайд 12

Молодцы! Вы все старались и узнали много интересного!

Теперь вы можете приглашать гостей на экскурсию в наш музей.

- Мы узнали секреты колокольного звона? В чем он?

Дети рассказывают что нового и  интересного узнали о колоколах.Чего раньше не знали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокольные звоны России

Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...

конспект музыкального занятия "Колокольные звоны" подготовительная группа.

Занятие знакомит детей со звучанием и значимости колоколов России....

Конспект занятия "Колокольный звон"

Социальное партнерство...

МАСТЕР – КЛАСС «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

Работа к Пасхе, небольшой МК по изготовлению панно - пасхальное яйцо....

"Колокольный звон" (интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группе)

 Интегрированное занятие проводится  с целью создания условий для  развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста....

Колокольный звон. Пасхальный звон.

Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...