"Колокольный звон" (интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие проводится с целью создания условий для развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnyy_zvon.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
« Колокольный звон»
(Интегрированное занятие
в подготовительной к школе группе)
Цель: создавать условия для развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Совершенствовать познавательную и речевую деятельность детей посредством интегрированного занятия.
- Знакомить с особенностями архитектуры церквей и храмов, историей их
возникновения.
- Продолжать учить рассматривать картины, слушать музыкальные произведения,
понимать их содержание, выделять средства художественной выразительности.
- Учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ
колокольных звонов.
5. Учить изображать в рисунке впечатления, полученные на занятии,
самостоятельно выбирая средства изображения.
6. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного
искусства, нравственно – эстетические чувства детей через восприятие
музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.
- Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, произведения живописи, чувство патриотизма в процессе восприятия музыкальных произведений о Родине, русской природе.
Предварительная работа: экскурсия в храм, сюжетное комментированное рисование, рассматривание произведений изобразительного искусства, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация «Храм иконы Божьей Матери в р.п. Умет», иллюстрации с изображением церквей; картины: «Купола и ласточки» (К. Юон), «Соборная площадь в Московском Кремле» (Ф. Алексеев); аудиозапись колокольного звона; музыкальные произведения: «Звонили звоны» (Г. Свиридов), «Колокольный звон» (Э. Григ), «Кампанелла» (Н. Паганини), «На тройке» (П. Чайковский), «Колокола» (С. Рахманинов), «Богатырские ворота» (М. Мусоргский), «Кошкин дом» (И. Игнатьев); иллюстрационный материал к музыкальным произведениям; колокольчики.
Звучит музыка Э. Грига «Колокольный звон».
Педагог: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о церквях и храмах. Издавна на Руси в память о великом событии принято было возводить храм. Церковь строилась на самом высоком и просторном месте. Это настоящее произведение искусства. К строительству привлекались архитекторы, которые задумывали, как построить церковь; скульптуры возводили статуи и колонны; художники, расписывающие церкви внутри и снаружи, писали иконы. Какой необыкновенной формы крыши. Они называются купола, а еще их можно назвать луковки. Купола покрыты золотом и лазурью. А какой интересной и приятной формы окна! Эти здания украшены колонками, налепными узорами.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровлю крыли лазурью снаружи.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы, балкончики,
Луковки да купола…
Педагог: Ребята, много лет в России церкви и храмы разрушались. Но теперь настали времена, когда эти произведения искусства восстанавливают и возводят новые строения. Даже в нашем поселке построили Храм Казанской иконы Божией Матери. Мы с вами были на экскурсии и видели, какой красивый храм у нас. Каждый храм и каждая церковь являются историческим и культурным памятником, который охраняется государством.
Настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери показывает презентацию «Храм иконы Божьей Матери в р.п. Умет» и рассказывает детям об особенностях архитектуры и внутреннего устройства здания.
Педагог: Вы знаете, что художники в своих картинах отражают красоту окружающего мира. И сегодня мы с вами рассмотрим две картины, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Сначала мы рассмотрим картину, которую написал художник Константин Федорович Юон.
Дети рассматривают репродукцию «Купола и ласточки».
- Посмотрите внимательно и скажите, на что хотел обратить ваше внимание художник?
Дети отвечают.
- Почему он изобразил только купола, а не всю церковь?
Дети отвечают.
- Какое настроение вызывает у вас эта картина и почему?
Дети отвечают.
- Как бы вы назвали эту картину?
Дети отвечают.
- А теперь рассмотрим другую картину. Называется она «Соборная площадь в московском Кремле», написал ее художник Федор Яковлевич Алексеев.
- Что вы видите на этой картине?
Ответы детей.
- Почему художник изобразил людей, лошадей с повозками такими маленькими?
Дети отвечают.
Педагог: Ребята, это высокое, величавое здание называется собором. Это главная церковь в Москве. А рядом стоит высокая колокольня с колоколами. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город. Колокола своим звоном призывают людей для молитв, возвещают о начале богослужения. Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь – и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках, свадьбах. Во время народного гуляния в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях. Они так и называются: будничный, праздничный, свадебный, встречный, красный. На колокольный звон шел к людям заблудившийся путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.
Музыкальный руководитель: Колокольный звон – это древнее искусство, мастерство. Давайте послушаем, как они звучат.
Включается аудиозапись «Софийские звоны».
- Ребята, а теперь послушайте, как изображают колокольный звон в музыке разные композиторы.
Музыкальный руководитель проигрывает части различных произведений на фортепьяно.
- С помощью колокольного звона можно передать разное настроение – веселое, праздничное, грустно-задумчивое, тревожное или скорбное. Сегодня мы с вами услышим разные музыкальные произведения, в которых изображаются колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков. Узнаем, как, какими средствами музыкальной выразительности композиторы отражают в музыке звучание колоколов. Георгий Васильевич Свиридов написал для детей сборник пьес «Детский альбом» (как и П.И. Чайковский). Одна из пьес «Детского альбома» Свиридова называется «Звонили звоны». Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания. Прислушайтесь, о каких событиях – радостных, печальных или тревожных – возвещает этот колокольный звон.
- Да, пьеса начинается распевно, но потом звучит все более громко, напряженно, тревожно. А как в музыке передается это настроение
- Музыка громкая, тяжелая, резкая. Каждый звук словно вызванивается отдельно, сильно, грозно. Потом количество звуков увеличивается, мелодия звучит тихо и остро. К концу пьесы колокола звучат пронзительно. В этом произведении колокола оповещают о каком-то тревожном событии, бьют в набат.
Музыкальный руководитель: А вот как изображает звуки маленького колокольчика итальянский композитор Николо Паганини в своей знаменитой «Кампанелле». В переводе с итальянского «Кампанелла» означает «колокольчик».
Послушайте, как он звучит.
Дети прослушивают запись.
- Какой у него звук?
Ответы детей (звонкий, чистый, сверкающий).
Музыкальный руководитель: Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким. В «Кампанелле» слышен быстрый, нежный звон маленького колокольчика – музыка игривая, танцевальная, звучит светло. Создается ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали.
- А вот еще одно музыкальное произведение, в котором композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы или бубенчики.
П. Чайковский написал пьесу «На тройке».
- Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик – веселей, и не собьешься с пути в пургу. Летишь, а вкруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки, вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг.
- Послушайте, как композитор передает звон колокольчиков.
Звучит аудиозапись.
Педагог: А теперь послушайте музыку совсем другого характера. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал целую поэму для оркестра, хора и солистов, которую так и назвал «Колокола». В поэме четыре части, повествующие о человеческой жизни: человек рождается, растет и, прожив свою жизнь, умирает. Вот тогда же и слышен похоронный звон. Грустный, тихий, скорбный, медленный звон.
Звучит аудиозапись четвертой части.
Педагог: Сегодня мы познакомились с разными произведениями, в которых музыка изображала колокольный звон. В произведениях «Звонили звоны» Свиридова, «Кампанелла» Паганини, «Колокола» Рахманинова уже само название говорит о колоколах. Но часто колокольные звоны встречаются в произведениях с другими названиями, например, в пьесе М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Как звучат колокола в этой музыке?
Звучит аудиозапись.
- Да, празднично, торжественно, радостно. В музыке слышен величавый, мощный, низкий гул больших колоколов, переливаются звуки маленьких колоколов, окрашивающие звучание радостью. Мощь звучания композитор сравнивал с «Богатырскими воротами», защищающими великую Русь от врага. В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. Такой колокольный звон, тревожный, раскатистый, называется набатом. Сегодня мы уже слышали набатный колокол в пьесе «Звонили звоны» Свиридова.
Педагог: А теперь давайте вспомним, в какой сказке начинается пожар и звонят в набат колокола. Кто написал эту сказку?
Дети: «Кошкин дом» С.Я. Маршака.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним слова русской народной потешки «Дон-дон…». На эти слова композитор В. Кирюшин написал песню «Дон-дон». Мелодия ее очень простая, давайте ее споем и сами будем звонить в колокола, как настоящие звонари.
- Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.
Педагог: Ребята, вы сегодня много говорили о церквях, колокольном звоне. А как вы думаете, для чего люди ходят в церковь?
Ответы детей.
Настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери: Люди ходят в церковь не просто помолиться, а подумать о самом себе, своих хороших и плохих поступках, пожелать добра и здоровья своим родным и близким.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Мы сегодня узнали много интересного. А теперь я предлагаю нарисовать, что вам больше всего понравилось и запомнилось.
Если присутствовали родители на занятии, то можно предложить совместный рисунок с ребенком.
Подводится итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ФФН. Путешествие по городу.
Цель. Закрепление знаний о дифференциации звуков Л-Л....
Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой"
Занятие с гендерным подходом в воспитании детей старшего дошкольного возраста....
Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)
Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...
Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"
Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....