Конспект НОД для детей старшего возраста на тему «Помощники Старичка – годовичка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Владимировна Шалаганова

Данная непосредственно образовательная деятельность предназначена для формирования навыков сотрудничества развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через игру – путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД. 29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию навыков сотрудничества для детей старшего возраста

на тему «Помощники Старичка – годовичка»


 

Подготовила воспитатель

высшей категории

Шалаганова Татьяна Владимировна

Цель: создание социальной ситуации развития для формирования навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста через игру – путешествие «Помощники Старичка – годовичка».

Задачи:

  • с/у для развития  умения детей работать коллективно, в парах над одной темой, выполняя при этом определенное задание.
  • с/у для развития детской самостоятельности и инициативы, дружеских взаимоотношения и сотрудничества со сверстниками.
  • с/у для закрепления и углубления представлений детей об основных признаках всех времён года, умение выражать в речи свои знания о них.
  • с/у для развития способности к  формированию логического мышления, памяти, зрительного внимания, творческого воображения, фантазии.

Предварительная работа:

- Создавать игровые условия, для более легкого восприятия детьми, данного материала (сказочные персонажи, чтение сказок, интригующие сюрпризные моменты, разгадывание загадок о природе).

- Практические наблюдения за изменениями в природе на прогулке, экспериментирование с осадками, в виде снега и льда, а так же растениями – распускание почек, пересадка цветов и т. д.

- Посредством художественно – эстетического развития закреплять наблюдения детей на бумаге в рисунках, в аппликации, в лепке.

 

Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.


Методические приемы: игровой сюжет; художественное слово; рассматривание; беседы;

игровые приемы; дидактические игры; индивидуальная работа;  проблемные вопросы.

Оборудование: ТСО, облако (роль взрослого), разрезные картинки времен года, дерево, птички, крылья птиц из разных материалов, клей, салфетки, цветные карандаши, коробочки четырех цветов каждого цвета по три, пробки, пластилин, макет железной дороги, картинки из серии «Признаки времен года», угощения.

Ход НОД.
 Мотивация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем мы скажем «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!
 

На экране Старик –годовик , голос «Здравствуйте, ребята!»

 Воспитатель: Дедушка, кто ты такой? Ой, подожди, подожди, пусть ребятки сами угадают.

(ответы детей)

Он вам ни кого не напоминает? Кто же такой Старик Годовик? высказывания детей

Старик годовик словами с экрана

«Спасибо ребята, как хорошо вы про меня рассказали, но у меня случилась беда! Злая волшебница заколдовала мой лес. Мой лес будет расколдован, если я выполню её задания. Но одному мне не справиться. Ребята, может среди вас найдутся кто поможет выполнить её задания, И тогда, злые чары развеются, а если нет, то случится непоправимое, потому что все признаки природы перепутаются и среди лета выпадет снег, а зимой распустятся цветы, весной пожелтеют листья, а осенью расцветут подснежники, разве это можно допустить? Конечно, нет, поэтому очень вас прошу, помогите, я знаю, что вы дружные, много знаете, значит, сможете выполнить задания волшебницы. Быстрее отправляйтесь в путь, а волшебное облако быстро домчит вас в мою страну».

(Прилетает облако- роль взрослого)

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем расколдовать лес Старика-Годовика 

Дети: (Да) 

Воспитатель: А справитесь? Ну, тогда в путь на волшебном облаке, беритесь за веревочки и крепко держитесь. (дети держась руками за веревочку отправляются за облаком в музыкальный зал). Зал оформлен в виде леса.

Основная часть.

Воспитатель: Куда мы с вами  прилетели? (в волшебную страну).

(дети обращают внимание на столы, на которых лежат конверты).

Воспитатель: Что это? Как вы думаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, это задания волшебницы.  Ну давайте разбираться. Как нам быстро выполнить это задание?

( варианты детей)

Воспитатель: Правильно, нам надо поделиться на команды, так будет легче и быстрее выполнить первое задание. Как будем делиться?

( предложение детей)

Воспитатель совместно с детьми выбирают один из вариантов.

Делятся на команды. Каждая группа займет место возле стола, выбирают капитана.

Воспитатель: Капитаны, вскрывайте конверты. Что в них?

Дети: Здесь картинки. Они разделены на части

Воспитатель: Что нужно сделать?

Дети: Соединить части, чтобы получилось целое.

Воспитатель: Итак, «Раз, два, три к работе приступи».

(дети собирают командами разрезные картинки времен года)

Воспитатель: (обращается к каждой команде) Что у вас получилось?

1 команда- у нас получилась картинки осени и зимы,

2 команда- у нас весна и лето.

Воспитатель: Что вы собрали?

Дети: Четыре времени года.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, как справились ваши группы, поменяйтесь местами и проверьте друг у друга правильно ли выполнены все задания волшебницы. (дети говорят например, «Все правильно», «Молодцы», « Вот здесь нужно исправить»)

Какая хитрая волшебница, и для меня приготовила картинки. Вот только ребята я что- то и не знаю к какому времени года положить эту карточку (сосульки), дождь. (ответы детей).

Воспитатель: Да, сосульки бывают и весной, и зимой, зимой есть такое явление природы как оттепель, тогда и появляются сосульки, и дождь бывает и летний, и весенний, и осенний.

Дети находят дерево, на котором сидят птички.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот  птички Старичка – годовичка.

(дети с воспитателем походят к дереву, рассматривают птиц и обнаруживают, что они без крылышек)

Воспитатель: Наверное, это злая волшебница оставила их без крылышек. Что делать?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, надо их спасать.

(На экране появляется Старичок-годовичок).

Старичок-годовичок. Ребята, я изготавливал для своего сказочного леса птиц, но не успел их доделать, Злая волшебница похитила крылышки и спрятала в сундук. А чтобы птицы ожили, им нужны крылышки. Вы поможете мне. Вот сундук с крылышками, но ключ от него Волшебница спрятала.

Воспитатель: Ребята это будет второе наше задание.

Появляется сундучок, в котором находятся крылышки из разных материалов.

Голос злой волшебницы: Я дам вам ключ, если вы отгадаете мою загадку.

А вот для вас моя загадка.

Месяцы ходят по кругу,

Не уступая друг другу,

Каждому - свой черёд.

Вместе все месяцы – (ГОД).

Волшебница: Ну что, отгадали загадку, получайте ключ.

Дети совместно с воспитателем открывают сундучок. Достают крылья.

Воспитатель: Ребята, что вы видите, смотря на крылышки?

(дети  обнаруживают, что встречаются парные крылья).

И что это значит? (дети рассуждают и делают вывод, что у птиц два крыла, они одинаковые, надо взять два одинаковых крыла и вернуть их птичке).

Воспитатель: Как мы будем выполнять это задание, чтобы побыстрее вернуть всем птицам крылья? Сколько у нас птичек? (пять)

(рассуждение детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам поделиться на парочки, каждая пара выберет крылья и одну птицу. (дети по желанию делятся на пары)

Воспитатель: Договоритесь, кто будет выбирать крылья, а кто птицу.

(дети договариваются).

Воспитатель: Рассаживайтесь за столы, выберите все необходимое для работы. Договоритесь между собой, кто что будет делать.

Воспитатель: Вот мы и оживили птичек. Они получились необычные, волшебные, сказочные, возвращайте их на дерево. А мы построим необычную пирамидку, с помощью наших ладошек. Я люблю осень, потому что осенью у меня день рождение, и вы расскажите какое время года любите и почему, положив свою ладошку на мою и т.д..
Воспитатель: Какие вы молодцы! С такими сложными заданиями справились, вот Старик – Годовик обрадуется, а сейчас немножко поиграем.

Физминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Изображаем умывание)

А в четверг в футбол играл, (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (садятся на корточки, руки под щеку –засыпают.)

Злая волшебница (запись голоса) «Ой, ой, что- то вы разыгрались! Надо вам наверное такое задание придумать, которое вы точно не выполните. Придумайте игру так, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год. Только тогда я расколдую свое заклинание, а если не справитесь, то не видать вам ни снега, ни цветов, ни ягод, ни золотых листьев! Ха-ха-ха!»

Воспитатель: Ой-ой-ой, как страшно, напугала нас волшебница, да наши детки и не с такими заданиями справлялись, правда ребята! (да).

Подача нового материала

 Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым?

Воспитатель  показывает макет «Времена года»  и поворачивает стрелочку  - зима, весна, лето, осень – вот и прошел год. Что же нам придумать, что же сделать, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год.

Ребята находят на столе много разного материала, коробочки четырех цветов (3 белого, 3 зеленого,3 красного, 3 желтого)  пробки для колес, непонятная дорога и многое другое.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на коробочки. Почему они раскрашены в такие цвета? Что эти цвета могут означать?

(дети рассуждают)

Воспитатель: Да, правильно, это цвета времен года. Белый-зима, зеленый-весна, красный- лето и желтый-осень. А почему вагончиков каждого цвета по три? ( в каждом времени года три месяца).

Воспитатель: Давайте подумаем как применить весь этот материал для выполнения задания волшебницы. (высказывания детей), как вы думаете какую игру можно сделать из этого материала? (железную дорогу)

Давайте представим, что это круглый год (показ на дорогу), состоящий из времен года (вагончиков).  Но как нам быть, чтобы волшебница их снова не перепутала. (соединить, связать и т.д.)

Я предлагаю вам  договориться, кто что будет делать: одни соединяют месяцы - вагончики, кто – то размягчает пластилин, а кто- то крепит ось и колеса. (дети договариваются, делятся, выбирают необходимый материал).

Воспитатель: Ребята, вы договорились, ну тогда за работу, я в вас верю! Работаем тихо, разговариваем между собой в полголоса, не мешая другим выполнять свою работу. (воспитатель обходит детей и комментирует работы детей с похвалой, уточняя, кто что делает.)

- Ребята что  мы с вами делаем? ( Общее дело, помогаем Старичку-годовичку).

- ……, а для чего это нужно?

- Ваша пара что делает?

- Зачем нужно размягчить пластилин?

- …… помоги (подскажи) ……, как надо сделать?

Воспитатель совместно с детьми соединяет вагончики, устанавливает их на дорогу.

Воспитатель: Вот и готова наша игра. А как же в неё играть? (ответы детей) Вот кубик…Надо придумать правила игры. Давайте попробуем. Бросим кубик, сколько точек выпадет на кубике, столько и надо отсчитать вагончиков- месяцев. Старичок годовичок укажет нам с какого месяца начинать отсчет. И на какой месяц выпадет положить в вагончик признаки этого времени года, например, белые вагоны- снежинки, зеленые – подснежники, красные – ягоды, желтые – грибочки . Давайте попробуем поиграть.

Прилетает облако

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все задания волшебницы выполнили и злые чары развеялись, мы помогли Старику- годовику. И нам пора возвращаться домой, А вот и облако, беремся за веревочки и отправляемся домой.

В группе стоит корзина с подарками от Старика – годовика и письмо.

Воспитатель: Ребята, Старик годовик оставил нам письмо, давайте прочтем. Кто это сделает? (дети предлагают прочитать письмо взрослому)

«Большое Вам спасибо, ребята! Вы спасли всю землю от беспорядка, который хотела совершить злая волшебница. За это вы заработали награду, все мои подарки со значением и соответствуют временам года, закрепите свои знания и угадайте, что в какое время года бывает. Ваш Старик – Годовик»

Воспитатель:

«Что мы с вами сегодня делали?»

Что же мы доброго сделали для Старика-годовика? (спасли птиц)

«Какое задание было для вас самым трудным?

«Какое задание больше всего понравилось?

«……., ты очень здорово придумал……..»,

«Мне было очень приятно видеть, как ……… договорились сами», «……. замечательно выполнила трудное задание»,

«Порадовал сегодня …….. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»

Ну, давайте посмотрим, чем нас угостил Старик-Годовик?

Ребята, подснежники! Когда подснежники цветут (весной), да весной, молодцы.

А вот ягодные мармеладки, когда ягоды спеют? (летом)

Да, это же грибочки, это дары какого времени года? (осени)

И еще какая то белая, пушистая, сладкая вата, на что она похожа? (на снег,) правильно, значит это признак какого времени года (зимы)

Молодцы с заданием справились на отлично! Подснежники подарите гостям, а угощениями поделитесь с ребятами.

А сейчас мы пойдем на улицу искать приметы осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Конспект НОД для детей старшего возраста по теме «Добрый помощник - магнит».

Тема: «Добрый помощник - магнит».Образовательные:Продолжать формировать представление о свойствах магнита – умение действовать через преграду(воду, картон).Активизировать в речи детей слова: «пр...

Презентация дя детей старшей группы на тему: " Помощники в путешествии карта и глобус"

В этой презентации дети познакомятся с картой и моделью нашей земли - глобус. О том, как люди раньше представляли нашу планету Земля, для чего ее нужно беречь....

Конспект для детей старшего возраста на тему: «Моя семья»

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.Развивать связную речь,...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Праздник «Старый Новый год»

Цель: Познакомить с историей празднования Старого Нового года.Программные задачи:Обучающие:• Приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.• Развиват...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Праздник «Старый Новый год»

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Праздник «Старый Новый год»»   Цель: Познакомить с историей празднования Старого Нового года.Программные задачи:Обуч...

Конспект занятий для детей старшей группы на тему Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)

Конспект занятий для детей старшей группы на тему: Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)...