Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир глины".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12
г. Пласт
Конспект непрерывно – образовательной деятельности:
«Путешествие в мир глины».
Составила:
воспитатель
высшей категории
Сагдиева О.А.
Программное содержание. Расширить представления детей о свойствах глины, учить проводить опыты с глиной. Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и по качеству. Познакомить с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».
Ход занятия
Педагог. Послушайте загадку (загадывает загадку о камне - см. первое занятие'). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.
Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)
Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сейчас сядьте за столы. На них стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.
Дети. Два кусочка глины.
Педагог. Какого цвета глина?
Дети. Она коричневая.
Педагог. А бывает глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда(показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?
Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.
Педагог. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?
Дети. Глина мягкая, меняет форму.
Педагог. Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Педагог. Да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?
Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.
Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.
Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?
Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок, камень. Молодцы! Давайте опять сядем за столы. Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?
Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.
Педагог. Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).
Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.
Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).
Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.
1 -я экспозиция — глиняная игрушка.
Посмотрите, какие красивые изделия!
Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.
Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.
2-я экспозиция - керамические изделия.
Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.
3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.
Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.
4-я экспозиция - кирпичи.
Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.
Педагог. Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-11316-1512642105.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1004085-1517316638.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".
Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618848-1428153062.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир камня".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....