Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир глины".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_gliny.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Путешествие в мир глины».

Составила:

воспитатель

высшей  категории

Сагдиева О.А.


Программное содержание. Расширить представления детей о свойствах глины, учить проводить опыты с глиной. Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и по качеству. Познакомить с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».

Ход занятия

Педагог. Послушайте загадку (загадывает загадку о камне - см. первое занятие'). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)

Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сейчас сядьте за столы. На них стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Педагог. Какого цвета глина?

Дети. Она коричневая.

Педагог. А бывает глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда(показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Педагог. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Педагог. Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Педагог. Да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок, камень. Молодцы! Давайте опять сядем за столы. Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Педагог. Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки.  Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция - керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Педагог. Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир камня".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....