Программа по приобщению детей к экологической деятельности и здоровому образу жизни средствами туризма «Веселые ребята»
рабочая программа по окружающему миру
Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. В программу включены экологические, нравственно-патриотические, гуманистические и оздоровительные направленности.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования экологической деятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами туризма.
Работа по программе проводится в форме теоретической и практической НОД. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состояния здоровья.
В основу методики использования средств туризма положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. Программа предусматривает применение традиционных методов физического воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения.
В программе представлены, разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения.
Внимание акцентируется на приобщении детей к окружающей природе, бережному к ней отношению, здоровому образу жизни, важности семейного активного отдыха, любви к родному краю, красоте, взаимовыручке, ненасилию, уважению к старшему поколению, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, семьи в целом, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы. Немаловажным является и приобщение педагогов ДОУ к экологической деятельности и здоровому образу жизни.
Особенностью данной программы является её комплексность, которая дает возможность детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_romanova.docx | 871.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 «Колосок» города Белореченска
Муниципального образования Белореченский район
Программа по приобщению детей к экологической деятельности и здоровому образу жизни средствами туризма «Веселые ребята»
Воспитатель: Романова М.А.
Методологическое обоснование программы.
Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. В программу включены экологические, нравственно-патриотические, гуманистические и оздоровительные направленности.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования экологической деятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами туризма.
Работа по программе проводится в форме теоретической и практической НОД. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состояния здоровья.
В основу методики использования средств туризма положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. Программа предусматривает применение традиционных методов физического воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения.
В программе представлены, разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения.
Внимание акцентируется на приобщении детей к окружающей природе, бережному к ней отношению, здоровому образу жизни, важности семейного активного отдыха, любви к родному краю, красоте, взаимовыручке, ненасилию, уважению к старшему поколению, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, семьи в целом, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы. Немаловажным является и приобщение педагогов ДОУ к экологической деятельности и здоровому образу жизни.
Особенностью данной программы является её комплексность, которая дает возможность детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Актуальность
1 января 2016 года вступил в силу новый ФГОС дошкольного образования. Первой, среди задач, направленных на реализацию данного Стандарта, сформулирована следующая задача:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Далее Стандартом определено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, именуемые в дальнейшем образовательными областями. ФГОС выделил пять образовательных областей, обозначив содержание каждой области. Так, физическое развитие, помимо приобретения двигательного опыта, развития физических качеств, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта и овладения подвижными играми, включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. По данным Роспотребнадзора, за 2013 год, первая группа здоровья – то есть абсолютно здоровые дети – ставится 20% детей дошкольного возраста и 13,6 % школьникам. Третья группа, диспансерная, когда ребенок состоит на диспансерном учете у врача, ставится 7,6% дошкольников и до 16% школьников. В целом, к семи годам жизни, до 50% детей имеют те или иные отклонения в здоровье. По этим данным видно, что, чем старше становятся дети, тем больше болезней они приобретают. В Краснодарском крае, на каждую тысячу детей зафиксировано по 1300 заболеваний. То есть каждый ребенок болен, да еще и не одним недугом.
Возможными причинами называют: социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка, но главной причиной считают образ жизни, который ведут родители и, к которому приучают своих детей. Одновременно с вышесказанным, объём познавательной информации для современного ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
В связи с этим очень остро встаёт проблема формирования экологических основ, здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В дошкольном образовании одна из основных задач по оздоровлению – это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Поиски эффективных путей, которые сочетали бы теоретическую и практическую направленность решения данной проблемы, привели нас туризму как к самой оптимальной, на наш взгляд, форме работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.
Исходя из этого, приоритетным направлением является формирование экологической культуры, мы имеем возможность активно использовать туризм.
Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой Родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
Кроме того, туристический поход – это своеобразный мониторинг, позволяющий оценить результативность педагогического процесса по приобщению детей к экологическому краеведению, формированию основ здорового образа жизни, интереса к содержательной досуговой деятельности,.
Таким образом актуальность работы обусловлена введением нового ФГОС дошкольного образования, медико-педагогическими факторами.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России № 1155от 17.10.13), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ивушка» № 7 Муниципального образования Белореченский район, всестороннего анализа проводимой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении за 2015-2016 г.г.
Программа определяет качественное повышение экологического развития и оздоровления детей средствами туризма.
Цель:
Приобщение детей к экологической деятельности и здоровому образу жизни средствами туризма
Задачи.
1. Расширение объема знаний в области краеведения, туризма.
2. Развитие выносливости, как основной физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
3. Совершенствование основных видов движений и обогащение двигательного опыта детей.
4. Заинтересованность родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха.
5. Формирование межличностных, в частности, дружеских отношений дошкольников в процессе туристской деятельности.
На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:
- анализ психолого – педагогической литературы по данной теме;
- изучение понятийного аппарата термина «Здоровый образ жизни»;
- изучение понятийный аппарат термина «Туризм»;
- разработка и проведение комплекса мероприятий;
- оценка эффективности проведенной работы.
Принципы реализации программы
- Доступность:
- учёт возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту детей.
- Системность и последовательность, от простого к сложному, постепенность.
- Наглядность
- Динамичность:
- интеграция адаптированной программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения первых туристических навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для развития двигательной активности.
Новизна программы
Новизна программы в том, чтобы формировать эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний у детей. В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и образу жизни.
Новизна программы заключается еще и в том, что через организацию с дошкольниками детского туризма формируются первые навыки бережного отношения к природе, самосохранения, потребность в здоровом образе жизни, повышается двигательная активность.
Известно, что туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и физические навыки детей, формирование первых навыков здорового образа жизни.
Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки авторской программы направленной на приобщение детей к экологической деятельности, оптимизацию двигательной активности детей в естественных природных условиях, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Предполагаемые результаты:
- Полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют сформировать у детей осознанное и правильное отношение к природе и понимания целостности природы .
- Повышение заинтересованности школьников, родителей, педагогов в формировании здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре и туризму.
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к экологической деятельности детей, детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
Цель: закрепление знания детей о том, что нужно человеку для похода; воспитание собранности, аккуратности.
Игровые правила: называть предметы после поднятия руки, называть предметы не выкрикивая, не перебивая друг друга, собирать принадлежности по сигналу, аккуратно.
Ход игры
- Ребята, а у меня для вас есть маленький сюрприз, подойдите все ко мне.
- Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Ребята, на улице стало тепло, и Незнайка собрался в поход, на природу. Но он не знает, что нужно брать с собой.
- Посмотрите, Незнайка уже попробовал собрать рюкзак к походу, давайте поможем ему, правильно ли он все собрал, и разобраться с тем, какие предметы для похода
(Достаю раскладывают карточки)
- Сейчас вы будете выбирать карточки, показывать предмет и полными предложениями рассказывать, что это за предмет, понадобится ли он в походе и для чего он.
«Осеннее путешествие»
Программный материал:
Движения: ходьба и бег в разном темпе, построение, ходьба приставным шагом, бег галопом; прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед; подлезание.
Природа: осеннее цветение, насекомые, состояние трав и деревьев, погода.
«Сегодня мы отправляемся в свое первое путешествие. Мы увидим много интересного, нас ожидают веселые игры». Воспитатель предлагает детям назвать предметы одежды. Которые необходимо одеть на прогулку в осеннее время. Проводится краткая беседа о состоянии погоды. Воспитатель обращает внимание на цвет травы, листвы деревьев, неба; предлагает послушать лесную тишину (закрыть глаза, прислушаться к звукам, сказать, что слышат).
2. На детской площадке
Проводится наблюдение за состоянием трав, деревьев, насекомыми.
Игры и упражнения
«Найди цветок». Тот, кто найдет цветок, должен позвать детей, при этом он либо называет цветок, либо, если не знает его названия, спрашивает. Затем всем предлагается разбежаться и найти такой же цветок. Цветы срывать нельзя.
«Продай дерево». 3-5 детей занимают место каждый под своим деревом. У одного из детей, ведущего, дерева нет, он - покупатель. Он просит кого-нибудь из владельцев деревьев: «Человек, человек, продай дерево!», на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если он говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в продаже, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо дерево. Продавец, лишившийся дерева, становится покупателем.
«Не замочи ног». Выбирается место, воспитатель раскладывает ориентиры «болота» Играют две одинаковые по численности команды. После переправы ведется подсчет, в какой команде больше перешедших «болото».
«В лесу-лесочке». Дети стоят в кругу, в середине - кто-то из детей в позе присед с закрытыми глазами. На слова: «В лесу-лесочке, на бугорочке спит Марина (Татьяна, Сережа и т. д.) в холодочке. Мы тихонько пойдем, сон Марины сбережем» - дети идут по кругу вправо-влево, и кто-либо из них говорит: «Марина, просыпайся, в хоровод собирайся». Все вместе спрашивают: «Отгадай, кто позвал?» Если имя названо правильно, говоривший занимает место в центре круга.
Перед уходом со стоянки дети вместе с воспитателем собирают материал для гербария (по одному цветку и листу с разных деревьев), осторожно складывают в полиэтиленовые мешочки. Воспитатель говорит детям, что это подарки из леса для гербария, который будет напоминать о прогулке.
Образовательная деятельность в старшей группе на тему:
Тропинками туристов «Лекарственные и ядовитые растения»
Целевой ориентир: ребенок знает и называет лекарственные и ядовитые растения по картинкам; может рассказать о пользе или вреде растений.
Задачи: - формирование умения различать съедобные и ядовитые растения; - ознакомление с тем, какую пользу могут оказывать лекарственные растения и какой вред могут нанести организму человека ядовитые растения.
- развитие памяти, внимательности
- воспитание бережного отношения к природе.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии (рефлексивная; коммуникативная), педагогика сотрудничества (учет потенциальных возможностей ребенка, которые необходимо совершенствовать, обогащать, углублять).
Материал: предметные картинки с лекарственными и ядовитыми растениями, пазлы-картинки, картинки лекарственных растений, алгоритм описания растения, шапочка для инопланетянина, шарф, запись музыки космоса.
Ход ОД:
- Я приглашаю вас отправиться сегодня в космическое путешествие. Хотите путешествовать? Тогда нам пора выбрать маршрут (рассматривают звездное небо, раздается звук космического корабля, появляется инопланетянин, он кашляет, не может разговаривать.)
- Кто это к нам пожаловал?
- Что с ним случилось? Мы можем помочь ему? (обматываем шею теплым шарфом)
- Что с этим надо сделать?
Дидактическая игра «Собери и назови».
Дети объединяются в 2 группы, собирают целую картинку из 10 - 12 частей и называют, что на ней изображено. Педагог и ребенок-инопланетянин следят за выполнением задания.
- Может быть, нашему гостю стало лучше и он сможет с нами говорить? (Инопланетянин начинает разговаривать шепотом.) Как тебя зовут?
- Как вы думаете, для чего ему нужны эти картинки?
- Зачем он прилетел с картинками к нам?
-, что случилось на твоей планете? (На далекой планете, где я живу, все жители заболели и у нас закончились растения, которыми мы лечились.)
- А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?
- Найдите эти растения на целых картинках. (Дети находят растения на картинках).
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Взрослые нас могут научить.
Ведь целебные растения.
Знают все без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
Воспитатель демонстрирует картинки с лекарственными травами и коротко рассказывает о нескольких видах растений.
(Дети переходят на ковер, на котором разложены картинки с изображением лекарственных и ядовитых растений).
- Только ли зверобой и чабрец можно использовать для лечения простудных заболеваний?
- Назовите их. (Дети называют лекарственные растения)
- (обращается к инопланетянину): Ты запомнил, какими травами можно еще лечиться? Возьми эти картинки, чтобы не забыть эти растения и знать как они выглядят. (Дает соответствующие картинки инопланентянину).
- Какие лекарственные растения вы видите здесь еще? Для чего они нужны?
- Как вы думаете, а где сейчас, в осенний период, можно найти эти растения?
(Педагог предлагает детям подойти к столам, на которых разложены картинки с засушенными лекарственными растениями, тряпичные узелки с растениями и аптечные упаковки растений).
- Какие лекарственные средства, в состав которых входят лекарственные травы, встречаются в наших аптеках? (настойки на травах, таблетки на травяной основе)
- Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы.
- А нужны ли людям знания о лекарственных травах?
- Вам они могут пригодиться?
- А будем ли мы с вами лечить нашего гостя? Как?
- Все ли лекарственные растения из тех, о которых мы говорили, могут помочь при простуде и кашле? Какие? Что мы можем сделать с ними?
Правила сбора лекарственных растений
- Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- Ребята, у нас остались картинки с растениями, о которых мы не поговорили. Воспитатель демонстрирует картинки с изображением ядовитых растений и рассказывает об их опасности для человека.
Физминутка «Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Д/И «Опасно или нет». Воспитатель предлагает детям рассортировать картинки по категориям «Ядовитые растения» и «Лекарственные растения».
Если вдруг ты заболел, не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей с зелеными ветками.
Они и красивы, и очень лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья. (М. Киселева)
- Кто из вас знает о лекарственных растениях, употребление отвара которых в больших дозах опасно для жизни?)
- Правильно, некоторые растения относятся к ядовитым растениям, но в малых дозах она безопасны и лечебны. Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно.
Рефлексия
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях. Вот и вы присоединились к тем, кто знает об этих растениях.
КВН в старшей группе на тему: "Жизнь леса зимой"
Задачи:
Закрепление знаний о лесе как сообществе животных и растений, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателей леса зимой.
Упражнение в умении различать деревья по их веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду.
Развитие памяти, сообразительности, логического мышления.
Воспитание любознательности, чувство товарищества, любви к природе родного края.
Материал:
Картинки с изображением лесных зверей, птиц, деревьев, картинка с изображением зимнего леса, эмблемы для участников команд.
Ход :
Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года".
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Воспитатель. Много интересного может рассказать зимний лес. Сегодня мы постараемся ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Но для того, чтобы отправиться в лес, нам необходимо подобрать соответствующую одежду.
Команды выясняют, кто из них больше знает о зимнем лесе.
Разминка капитанов:
Вопросы поочерёдно капитанам команд:
Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? ("Зайчики")
Какой лесной житель зимой ложится спать в берлогу? ("Белочки")
Разминка команд:
Вопросы участникам команд (поочередно):
"Зайчики".
1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?
2. Чем заяц питается зимой?
"Белочки".
1. Почему говорят: волка ноги кормят?
2. Какая птица зимой в прорубь ныряет?
Соревнования команд:
Воспитатель. Без чего не бывает леса? (Без деревьев.)
А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?
Задание N 1. Узнай дерево по его внешнему виду.
Команды получают по картинке: "Зайчики" - березы, "Белочки" - ели.
Задание N 2. Как называются жилища лесных животных?
Команда "Зайчики" - у лисы (нора), у белки (дупло), у зайца (спит под кустом).
Команда "Белочки" - у медведя (берлога), у мышки (норка), у волка (логово).
Задание N 3. Изобразить животных с помощью пантомимы.
"Зайчики" - волка;
"Белочки" - лисицу.
Задание N 4 . Назвать и показать на картинках хищников и травоядных жителей леса.
"Зайчики" - хищников леса;
"Белочки" - травоядных жителей леса.
Задание N 6. Кто прилетит на кормушку?
Команды получают кормушки-подносы, где лежит:
сало для синиц ("Зайчики"), рябина для снегирей ("Белочки"). Дети должны выбрать соответствующие картинки.
Задание N 8. Отгадайте загадки.
"Зайчики".
1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк.) 2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.) 3. Угадайте, что за птица света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова, а зовут ее? (Сова.)
"Белочки".
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.) 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. Как зовут ее? (Лисица.)
КВН на тему: «Времена года»
Задачи:
- Обобщение и систематизация представления о временах года по основным, существенным признакам; продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.
- Закрепление знаний о видах туризма, атрибутах, необходимых для похода.
- Поддержка интереса к явлениям живой природы.
- Воспитание умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед всей командой.
Материал, оборудование:
1) эмблемы для участников команд
2) дидактическая игра «Времена года» (или атрибуты для туристического похода)
Ход КВНа:
Организуются две команды: «Подснежники» и «Снегири». Ведущий представляет жюри. После каждого конкурса подводятся итоги.
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
1)
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Стали птицы песни петь
И расцвёл ПОДСНЕЖНИК.
2)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синички прилетели,
А во вторник, посмотри:
Прилетели СНЕГИРИ!
1 – Й КОНКУРС. РАЗМИНКА.
Ведущий задаёт вопросы каждой команде.
- В какое время года собирают землянику? (Летом)
- Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)
- Когда появляется лёд на реке? (Зимой)
- Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)
- В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)
- Когда заяц серый? (Летом)
- Когда люди собирают урожай? (Осенью)
- Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)
- Когда бывает ледокол? (Весной)
- Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)
- Когда бывает капель? (Весной)
- В какое время года бывает гололёд? (Зимой)
- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)
2 – ОЙ КОНКУРС «НАЗОВИ ХУДОЖНИКА».
Ведущий читает стихотворения – загадки и просит детей назвать художников.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна)
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зелёная
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
3 – КОНКУРС.
Кто больше назовёт пословиц и поговорок о временах года.
ЗИМА.
Не велик мороз – да красен нос.
Зимний денёк – с воробьиный скок.
В зимний холод – каждый молод.
Зимой солнце, что мачеха: светит да не греет.
Снега надует – хлеба прибудет.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег зиме – кормилице, что тёплый кожух.
ВЕСНА.
Весна водой богата.
Кто весной трудится рад, будет осенью богат.
Апрель с водою, а май с травою.
Весенний день – целый год кормит.
Земля – тарелка; что положишь, то и возьмешь.
Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Ай, ай, месяц май: тепел, а голоден.
Весна да осень – на дню погод восемь.
ЛЕТО.
Худо лето, когда тепла нету.
Жатва – время дорогое; не кому тут нет покою.
Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется.
Лето собирает, зима поедает.
Пришел июнь – разноцвет, отбою от работы нет.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
ОСЕНЬ.
В осеннее ненастье – семь погод на дворе.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Зёрна в колоске – не спи в холодке.
Осенний день прозевал – урожай потерял.
Не хвались в поле, едучи, а хвались с поля, везучи.
Осенняя пора – птица со двора.
4 – ЫЙ КОНКУРС.
Дидактическая игра «Времена года». (Детям необходимо собрать атрибуты для туристического похода в различное время года.)
5 – ЫЙ КОНКУРС. КОНКУРС КАПИТАНОВ. «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?».
Дети получают картинки, на которых перепутаны времена года. Они должны найти пять ошибок художника.
6 – ОЙ КОНКУРС. ИГРА С МЯЧОМ «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ».
Летом в поход лыжи возьмем? , снег зимой… (бывает), зимой зонт в поход берем? мороз летом, ледоход осенью. Капель летом, листопад весной, метель осенью, заморозки весной, дождь летом, гроза весной, роса зимой и т. д.
7 – ОЙ КОНКУРС. Туристические загадки:
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)
Этот дом в поход берут,
На спине его несут.
(Палатка)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить.
(Котелок)
В кармане моем –
замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг.
(Компас)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь.
(Костер)
Туристический поход «Мы туристы»
Цель: Способствовать физическому развитию, приобщать к основам здорового образа жизни.
Задачи:
- Развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни.
- Повысить физическую тренированность, выносливость организма.
- Развивать активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
- Воспитывать любовь и эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о туристах.
• Рассматривание плакатов, рисунков с изображением туристов.
• Создание карты – маршрута.
• Беседа о правилах поведения в лесу, бережном отношении к природе.
• Разучивание туристических загадок.
• Сообщение родителям о предстоящем походе.
Оборудование: карта маршрута, кегли, «кочки» (дощечки), мешочки с песком, инвентарь для эстафет.
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход. На нашем пути нас ждет много интересного. И чтобы справится со всеми препятствиями, нужно быть внимательными, дружными и смелыми, помогать друг другу. А не заблудится в лесу, нам поможет карта маршрута. (Рассматривание, определение пути)
Пункт маршрута: «Переправа»
Полоса препятствий. Следить за тем, чтобы дети выполняли задание по очереди, не толкаясь, и не обгоняя друг друга.
1.«С кочки на кочку»
2. «Пройди по бревну»
3. Бег змейкой
се справились с заданием. Молодцы! Давайте сверимся с картой и посмотрим, куда нам двигаться дальше.
Пункт маршрута: «Лесная полянка»
Игра «Самый внимательный»
Заранее на поляне маскируются предметы (кегли). Детям дается задание их отыскать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю разделиться на команды и поиграть.
Дети и родители делятся на команды, придумывают название команды.
Эстафеты:
«Готовим обед» (поварешкой перенести муляжи овощей в котел)
«Очисти полянку» (собрать мусор в пакет)
Построение. Подведение итогов эстафет.
Свободная деятельность. Сбор шишек и листьев для поделок.
Заключение.
Туризм, на наш взгляд, является наиболее эффективной формой педагогической деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет. Сочетание природных факторов леса с дозированной физической нагрузкой оказывает неоспоримое положительное воздействие на развитие органов и систем детского организма, физических качеств; повышает двигательную активность, способствует формированию морально-волевых качеств личности, а значит, и здорового образа жизни. И, хотя, современные педагоги, освещающие вопросы детского туризма утверждают, что это направление ещё недостаточно активно используется в работе дошкольных учреждений, мы считаем, в скором времени оно займет достойное место среди многообразия форм педагогической деятельности, направленных на формирование основ здорового образа жизни дошкольников.
Работа с родителями
- День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, игры на воде (преодоление водных преград - инструктор по плаванию), спортивные и подвижные игры в лесу - (физинструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
- Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, “Самарская Лука – жемчужина нашей области”.
- Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
- Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
- Выпуск газеты “Семейный поход”.
- Организация семейных походов по Самарской Луке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом Тазиной Г.А. по теме " Двигательная активность - средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Распространение опыта работы воспитателя Тазиной Г.А....
презентация проекта "Формирование основ здорового образа жизни, средствами туризма и спорта"
Презентация проекта «Формирование основ здорового образа жизни средствами туризма и спорта» Дошкольное детство – это яркая ступень в жизни каждого человека и от того, как прошло детств...
Игровой массаж , как средство приобщения детей 4-5 лет к здоровому образу жизни.
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека....
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоро...
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы" Подготовительная группа.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоро...
Программа приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни «Растем здоровыми!»
В Программе представлено подробное планирование образовательной деятельности на учебный год по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста, а также подробные конспекты образовательно...
Приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни посредством ведения «Дневничков здоровья» в процессе проектной деятельности совместно с родителями.
Приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни посредством ведения «Дневничков здоровья» в процессе проектной деятельности совместно с родителями....