Путешествие в царство грибов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_tsarstvo_gribov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Путешествие в царство грибов.
Воспитатель:
Большакова К.М.
Сентябрь 2023г.
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.
Задачи:
- Расширять у детей знания и представления о грибах (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных).
- Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.
- Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка).
- Активизировать внимание и память детей,
- Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Материал: иллюстрации грибов, грибница.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
- Дети, какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают)
- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)
- А я вас приглашаю в лес за грибами! Солнце – отец цветам, тень – мать грибам… Грибы – это странные дети мира растений. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется «грибница-мицелий» (показ грибницы). Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа густо переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие вздутия-узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами (Одновременно рассматриваем карточки.)
После дождя лунной летней ночью можно подсмотреть лесную тайну – как грибы растут. Нужно всего три часа, чтобы малыш-грибок показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов не долог – всего 10 дней, а в жару и того меньше.
Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
Я хочу загадать вам загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы (боровик)
- Верно, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка, а ещё его называют белым грибом. Почему? (Потому что мякоть этих грибов не темнеет ни при варке, ни при сушке.)
- А вот и другой гриб.
Воспитатель загадывает загадку:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
- Почему его так называют? (Потому что чаще всего он растет под осиной.)
- Расскажите, что вы знаете об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
- Посмотрите, вот ещё грибок.
Воспитатель загадывает загадку:
Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту обычно в берёзовой роще (подберёзовик)
- Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же их различить? (На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.)
- А вот пенёк, на нём сразу несколько грибов, целая семейка.
Воспитатель загадывает загадку:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу (опенки)
- Какие бывают опята? (Летние и осенние.)
- Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.)
- Вот как много грибов мы собрали.
- Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.
- Ребята, о каких грибах мы сейчас говорили? (О съедобных.)
- А какие грибы ещё есть в лесу? (Несъедобные или ядовитые.)
- Отгадайте, как называется самый ядовитый гриб?
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)
- А почему его так называют? (Потому что он содержит мушиный яд, убивающий мух, тараканов, клопов, они от него падают замертво.)
- Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, всё же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. Захворавший лось заходит в ельник, находит среди ёлочек мухоморы и проглатывает их целиком. Мухоморы – лосиное лекарство!
- А какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок.)
- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Как определить, какие грибы вы собрали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет.
- А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (Варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчики шагают по ладошке)
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел, (загибают пальчики)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Ребята, я предлагаю вам создать свою грибную полянку, где будет расти много грибов.(коллективная работа).
На столах у вас лежат трафареты грибов, выберите тот гриб, который на ваш взгляд является самым красивым и необычным ,вырежьте его и приклейте на нашу полянку.
Какая замечательная поляна из разных грибов у вас получилась.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: "Царство грибов".
В нашем детском саду был проведен творческий отчет. Подводились итоги работы детского сада за пять лет. Педагоги показывали открытые занятия. Преподавательпо ИЗО проводил мастер-класс по о...
Презентация "Царство грибов"
"Царство грибов"...
Конспект занятия по экологии для воспитанников старшего дошкольного возраста "Царство грибов"
знание грибов...
Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...
Царство грибов.
В пособии материал о съедобных и ядовитых грибах, почему грибы так называют, дидактическая игра "Что лишнее?"...
НОД "Презентация проекта "Царство грибов" в подготовительной к школе группе
В форме партнерской сюжетно-ролевой игры "Заседание научного совета" закрепляются и обощаются знания детей по лексической теме "Грибы". Материал для познавательного развития может быть реализован как ...
Тема: «В царстве грибов»
Расширение знаний и представлений о грибах у детей старшего дошкольного возраста....