Проект «Любимый город Кириши»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект «Любимый город Кириши»
Паспорт проекта
Проблема, ее актуальность.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить радость этих открытий, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города; желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства.
Приобщение детей к культуре и традициям родного города.
Задачи:
-закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Кириши на материалах преданий, научной литературы, экспонатов музея. (история, символика. достопримечательности)
-Закрепить знания детей о природных ресурсах,
-Углубить знания детей об основных профессиях города (НПЗ, ГРЭС)
-Познакомить детей с культурным наследием г.Кириши.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
-Развивать бережное и созидательное отношение к г.Кириши
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Любимый город Кириши»
Паспорт проекта
Проблема, ее актуальность.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить радость этих открытий, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города; желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства.
Приобщение детей к культуре и традициям родного города.
Задачи:
-закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Кириши на материалах преданий, научной литературы, экспонатов музея. (история, символика. достопримечательности)
-Закрепить знания детей о природных ресурсах,
-Углубить знания детей об основных профессиях города (НПЗ, ГРЭС)
-Познакомить детей с культурным наследием г.Кириши.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
-Развивать бережное и созидательное отношение к г.Кириши
Вид проекта: групповой, творчески-поисковый, познавательный, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Проект реализуется в сотрудничестве с библиотекой, краеведческим музеем, ДТЮ.
Предварительная работа.
-Постановка проблемы
«Что мы знаем о родном городе?»,
«Что хотим узнать?»,
«Где мы можем узнать?»
-Чтение художественной литературы о родине, прослушивание песни «О Киришах»,
-Дидактические игры «Район, в котором мы живем», «Я фотограф», «Что, где находится»,» Ассоциации –город». «Узнай улицу.»
-Сюжетно ролевые игры «Семья»,» Путешествие по городу». (Пополнить атрибутами)
-Конструирование «Наша улица», «Наш детский сад»,
-Беседы с детьми «Мой родной город»,
-Составление творческих рассказов «Из окна наша улица видна»
-Подбор методической, справочной, художественной литературы по теме,
-Выложить альбомы для рассматривания
-Беседа о названиях улиц
-Беседа о городском транспорте
-Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
Взаимодействие с родителями:
-Беседа с родителями о важности данной темы,
-Посещение с детьми памятников, музеев,
-Выставка плакатов «Каким я хотел бы видеть наш город»,
-Подбор открыток, фотографий для оформления альбома «Мой город»,
-Участие в конкурсе «Семейные умельцы»,
-Словотворчество с родителями (Сочинение частушек, рассказов о своем городе),
-Участие родителей в конкурсе «Мой город глазами детей и родителей»,
-Предложить родителям вместе с детьми нарисовать схему маршрута от дома до детского сада
Модель 3-х вопросов.
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
В нашем городе красивые места (Дима) В город есть нефтезавод. (Лиза) По рекам плыли лодки в Новгород (Саша) Жители города называются -киришане (Влада) | Сколько лет нашему городу? Настя.К. Почему наш город называется Кириши. (Ксюша) Что было раньше на месте города? Саша. Кто построил наш город (Матвей)? А будет в нашем городе новый кинотеатр? (Лена) Что находится в нашем музее? Настя П.. | Спрошу у взрослых. Спрошу у воспитателя. Посмотрим фотографии. Прочитаем в книге. Сходим в музей. Спрошу у папы. Узнаем у взрослых. Сходим в музей. Поискать в Интернете. |
Пояснительная записка
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I Этап -подготовительный | Разработка этапов проектной деятельности, Разработка примерных конспектов занятий и экскурсий, Разработка сюжетно ролевых игр, дидактических игр, подобрать материалы и атрибуты для игр, Создание предметно-развивающей среды, Организовать сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем, Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта | Сбор информации о городе Кириши, подбор фотографий, книг, магнитов, стихов , пословиц |
II Этап- основной | Проведение занятий и экскурсий по знакомству с г.Кириши и его жителями. Туристические прогулки по году вместе с родителями, Сбор информации о родном городе, организовать сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта: памятки, анкеты. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, Знакомство со знаменитыми людьми г.Кириши, Мастер –класс по кружевоплетению, Изготовление макета своего микрорайона, Знакомство с пословицами о Родине, чтение стихов о Родине, подбор стихов и рассказов к альбому «Родной город», оформление уголка, посвященного нашему городу, Просмотр слайдов и видеоматериалов. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной». Беседа «Кириши в творчестве поэтов и художников». Беседа об названиях улиц. | Д\и «Нарисуй пейзаж»,» Достопримечательности родного города», “Парные картинки”, с/р игры «Семья», «Детский сад», «Школа». Изготовление книг о своем городе, составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Кириши», «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу», выставка детских работ «Мой любимый город», рассматриванию буклетов, альбомов, |
III -итоговый этап | разработаны примерные конспекты занятий и экскурсий; создана предметно-развивающая среда; “Наш край”, “Моя семья”, Фотовыставки на тему “Я и мой город”, оформлен уголок для родителей, проведены индивидуальные беседы с родителями по данной теме, туристические прогулки по городу, оформлены дидактические игры по краеведению, Вопросы к детям: - Что вы узнали нового, чего раньше не знали? - Что вас удивило? - Что понравилось больше всего? | проведены выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Наш край”, “Моя семья” |
IV -презентационный этап | Представление уголков краеведения Оформление фотовыставки уголков краеведения «Мой любимый город», Экскурсия по городу, Презентация «Мой город» | Выставка детских работ» Мой город», |
СХЕМА
реализации проекта через различные виды деятельности
Разделы программы | Формы и методы работы |
Образовательная область «Коммуникация» | Беседы «Визитная карточка города –герб», «Мой родной город», «Кириши-частичка России», «чем славится наш город», «Наши родители –нефтяники», «Улицы, по которым мы ходим». Составление творческих рассказов «Из окна наша улица видна», «город будущего» , «Мой любимый уголок в Киришах». Составление рассказа по схеме, придумывание загадок о городе, Составление рекламных роликов |
Образовательная область «Познание» | Экскурсия в краеведческий музей, экскурсия в библиотеку знакомство с историей на основе материалов музея и книг, разработка схем-маршрутов, знакомство с традициями и обычаями, д/игры «Узнай, где я нахожусь», «Парные картинки», «Бабушкин сундучок», создание мини –музея «Моя Родина», «Я –фотограф», Презентация «Мой город», Викторина «Знатоки родного города», составление карты «Улицы нашего города». |
Образовательная область «Чтение художественной литературы» | В.Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», В.Супт «Едет поезд», К.Симонов «Родина», Чтение стихов и рассказов о Родине, Разучивание стихов о городе, Знакомство с частушками, скороговорками и пословицами о Родине, Подбор стихов и рассказов к альбому «Мой город» |
Образовательная область «Социализация» | Д/и «к нам гости пришли», «Район, в котором мы живем», «Ассоциации- город», «Что, где находится», «Найди лишнее», «Назови слово», «Узнай по описанию», «Что такое хорошо, что такое плохо» (обыгрывание таких ситуаций), Придумывание и разыгрывание сказок, Сюжетно-ролевые: Построим улицу города Строительство нового дома Супермаркет «Шоколад» Экскурсия по городу |
Образовательная область «Труд» | Сервируем стол к обеду (уроки этикета), Уборка участка, Сбор ягод рябины, бузины, семян для подкормки птиц зимой) |
Образовательная область «Безопасность» | Беседа о том, как себя вести во время экскурсий, беседа о правилах дорожного движения, проблемные ситуации по безопасности |
Образовательная область «Художественное творчество» | Рисование «Юные художники о нашем городе», «что мы видели в музее», «Любимый город через 20 лет», Знакомство с работами киришских художников Лепка «Животные и птицы области», Аппликация «Тихо ночь ложится…», «Детский сад мы строим сами», Выставка рисунков «Кириши глазами детей и родителей», фотовыставка «Наш город», Раскрашивание герба города, Изготовление тряпичных кукол, Создание фильма «Мой родной город», Знакомство с Киришским кружевом |
Образовательная область «Музыка» | Оформление музыкального уголка в русских традициях, Прослушивание песен о Родине, сочинение и пение частушек о Киришах, Песня Э.Хиль «О Киришах», просматривание видеоролика «Кириши», |
Образовательная область «Физкультура», «Здоровье» | Д /и «Собери картинку», «Выложи узор», «Золушка» Сухой бассейн, русские народные, хороводные игры, П /и «Светофор», «Третий лишний», пальчиковые игры, дыхательные упражнения, минуты вхождения в день |
Планирование работы по теме
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Игровая деятельность | Художественно-эстетическая деятельность |
Познавательные занятия: История возникновения родного города, Символика нашего города Памятники города, Архитектура родного города, Как жили люди на Руси, Дом будущего, Дом, в котором я живу, Дом из ткани (Организация опытно –экспериментальной работы) | Сюжетно-ролевые: Построим улицу города Строительство нового дома Супермаркет «Шоколад» Экскурсия по городу Дидактические игры: Лото «Наш город» «Выложи герб из фрагментов» «Где находится памятник?» «Путешествие по городу». Создание уголка «Мой город родной». Альбом «Наш любимый детский сад». Панно «Герб города» (при участии родителей). Карта - схема «Дорога в детский сад» Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей). | Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?». Макеты «По дороге в детский сад». Составление коллажа «Волховская набережная». Изготовление карты «Микрорайон нашего детского сада». Выставки «Родная природа», «Воскресные зарисовки», «Городские достопримечательности» - пластилинография |
Результаты работы
Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом.
Проведены занятия с детьми, на которых дети знакомились с историей города, с его архитектурой, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомились с достопримечательностями города, наблюдали за транспортом, за жителями, прослеживали красоту природы.
Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина “Знатоки города Заозерск”, “Парные картинки”, лото “Мой город” и так далее.
Большую работу проводили в творческой деятельности. Организовали выставки детских работ в группе. Организовали фотовыставки.Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом взаимодействовали с ДТЮ ,детской библиотекой, краеведческим музеем.. Всё это расширило представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.
Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:
- изготовлены дидактические игры
- . Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
- подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
- собраны альбомы с фотографиями “Мой город”, “Профессии моих родителей”, “Природа нашего края” и так далее.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогло осуществить данный проект. Совместно с родителями мы готовились к выставкам, проводили туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей подготовлена различная агитационная информация: консультации.
Направляющие вопросы
Влияет ли история города на жизнь его граждан?
Как происходило становление и развитие города Кириши?
Какие достопримечательности города вы знаете?
Проблемные вопросы
1.Как называется наш город и его центральные улицы?
2.Для кого и зачем строят дома, школы, больницы?
3.Где могут отдохнуть жители и гости нашего города?
4.Как сделать лучше наш город?
5.Есть ли у города лицо и душа?
6.Почему так говорят:» Где родился, там и пригодился.
7.Что это значит –Любить свой город.
8.Каким ты видишь свой город в будущем
9.Почему мой город самый лучший?
10.Какие легенды о городе ты знаешь?
11.Какова история города?
12.Имена каких великих людей прославили город Кириши?
13.Какая самая длинная улица в городе? Какая улица старая, самая новая?
14.Сколько лет г.Кириши7
Учебные вопросы
1.На какой улице живете?
Какие здания построены на этих улицах?
Почему в городе надо быть внимательным и осторожным? Можно ли одному гулять по городу?
2. Кто такой гражданин, горожанин? В чем различие и сходство между горожанином и сельским жителем?
Как нужно вести себя в общественном месте?
ЧАСТУШКИ О Г. КИРИШИ
Ах, вы Кириши родные,
Город славный, небольшой,
Но для сердца дорогие,
Нашей стали вы судьбой.
Ой, играй, моя тальянка,
Про родные мне места!
Киришанин, киришанка,
Рядом с вами красота!
Здесь весною чудный город,
Раскрасавец- белый сад.
Вишень, яблонь разных море,
Красотой чаруют взгляд
А для спорта – стадионы,
Да спортзалов то не счесть .
И про наших чемпионов
Можно песенки слагать.
От души люблю я город,
И не нужен мне Париж -
Какой есть, такой и дорог,
Мне работать здесь и жить.
Игра. «Путешествие по родному городу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник»)
— Экскурсовод Дима сейчас об этом расскажет.
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.
Игра «Узнай, где я нахожусь»
Цель.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.
Я нахожусь возле памятника человеку, известному не только в России, но и в других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте.
После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.
Далее дети по очереди рассказывают о достопримечательностях, изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике идет речь.
Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Любимый город Клин"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Любимый грод Клин". Реализован в рамках сотрудничества с социумом (музеями, библиотекой, выставочным залом, школой). Участники: дети подг...
паспорт проекта "Любимый город Кириши"
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные пр...
Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Любимый город"
-Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.-Формирование нравственных ценностей....
проект "Любимый город"
Выявление проблемы о недостаточном уровне знаний детей родном городе, постановка цели и задач, разработка проекта, перспективное планирование и презентация итогов....
Педагогический проект "ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ ВЫКСА - 80 ЛЕТ"
Результаты реализации проектаПо окончанию проекта дети расширили свой кругозор знаний об истории создания и происхождения г. Выкса.Ознакомились с достопримечательностями города.Развили творчески...
Проект «Любимый город Братск»
Актуальность: ...
проект "Любимый город"
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников....