Паспорт проекта "Что растёт на грядке"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Данный проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизацию и расширение знаний детей об овощах; ознакомление с «витаминами», их значением для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx37.05 КБ
Файл vershki_koreshki_1.docx243.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Ромашка», структурное подразделение Автономного

 учреждения дошкольного образования муниципального

образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребёнка - детский сад «Светлячок»

Тема проекта

«Что на грядке растёт»

Сроки реализации

проекта

с 04.09.23- 12.09.23 г.

Участники проекта

Воспитанники 1 младшей группы группы «Бусинки», педагоги, родители группы.

Вид проекта

Познавательно- исследовательский, краткосрочный

Актуальность

Данный проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизацию и расширение знаний детей об овощах; ознакомление с «витаминами», их значением для здоровья человека; на закрепление знаний о правильном, качественном питании и бережном отношением к своему здоровью. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.

Проблема

В младшую группу воспитанник принёс «редис».  Ребята заинтересовались, а где растет редис?  Какие овощи ещё растут на грядке?

Предмет

Овощи

Объект

Свойства овощей (форма, цвет, размер). Место произрастания.

Цель

Расширение и обобщение знаний детей об овощах через разные виды деятельности.

Задачи проекта

- для детей:

  познакомить детей с овощами, их характерными признаками, местонахождения и способах   произрастания.

-ввести обобщающие слова «овощи», «урожай».

-развивать диалогическую речь детей, пополнять активный словарь детей.

-продолжать развивать сенсорное восприятие детей, зрительную память, внимание.

-формировать у детей уважение к труду взрослых.

для родителей:

- развивать ответственность, инициативность родителей в реализации общей идеи;

-сформировать у родителей понимание о пользе овощей для здоровья детей;

-приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, вызвать желание поработать по теме проекта совместно с ребенком.

-способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Методы реализации проекта

Словесные: вопросы, художественное слово, рассуждение, беседы, дидактические игры.

 Наглядные: презентация, иллюстрации, рассматривание муляжей овощей, и овощей; Практические: творческие работы детей и родителей.

Этапы проекта

I. Подготовительный:

  • Изучение информационных источников по вопросам; сбор и систематизация материалов;
  • Осуществление взаимодействия между участниками проекта;
  • Обсуждение и оказание помощи в изготовление продуктов проекта;
  • Оформление и подбор необходимых материалов.

II. Основной

Образовательная деятельность: 

  •  Цикл занятий в по теме проекта.
  • Рассматривание картинок, муляжей «Овощи», беседы;
  • Экспериментальная деятельность и наблюдения: определение овощей по цвету, форме, величине.
  • Чтение художественной литературы по теме: «Репка», «Пых», «Вершки и корешки». Загадывание загадок А. Барто «Что растёт на грядке». Чтение стихотворений А. Прокофьева «Огород», Т. Боковой «Праздник урожая».
  • Музыкальные произведения:

Песенка «Огородная». https://www.youtube.com/watch?v=8om6K60O4l8&t=1s

Просмотр   развивающего мультфильма для малышей «Овощи». https://www.youtube.com/watch?v=a_Zc4PFtxVg

Просмотр мультфильма «Весёлый огород». https://yandex.ru/video/preview/14729906061095661385

Игровая деятельность с воспитанниками:

Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…», «Как у нашей Зины овощи в корзине».

Словесная игра «Какие овощи растут на грядках?». Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Что можно приготовить из овощей».   Настольно- печатная игра «Лото-овощи».

Настольный театр «Репка».

Подвижные игры «Огуречик», «Кабачок».

Хороводная игра «Огородная».

Продуктивная деятельность с воспитанниками:

Раскрашивание картинок «Овощи».

Лепка «Огурчик», «Помидор», «Морковка для зайчат».

Аппликация «Солим огурцы и помидоры на зиму».

Рисование   в нетрадиционной технике «Картошка для Мишки».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «О пользе овощей для питания детей дошкольного возраста».

Выставка из овощей «Дары осени».

Фотовыставка «Вместе с мамой готовим салат».

Деятельность с педагогами:

Презентация проекта педагогам.

Пополнение предметно – развивающей среды:

Картотека игр по теме «Овощи».

Пополнение группы иллюстрациями, плакатами по теме проекта.

Пополнение группы дидактическими играми «Вершки- корешки», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Разрезные картинки».

III. Заключительный этап

Анализ выполнения проекта и достигнутых

Результатов.

Создание картотеки игр.

Презентация проекта.

Перспектива

создание мультипликационного мультфильма по сказке «Сказка про овощи».

Проведение круглого стола для родителей «Воспитание любви к овощам».

Совместное приготовление блюд из овощей, составление  своего рецепта.

Результаты проекта

В результате реализации данного проекта, у воспитанников расширились знания об овощах (форма, размер, цвет). Повысилась речевая активность, расширился словарный запас. Проект позволил развить познавательно – исследовательские и творческие способности у воспитанников. Родители воспитанников также принимали участие в реализации проекта: совместно с детьми участвовали в выставке «Дары осени». Малыши вместе с родителями в домашних условиях принимали участие в готовке салатов из овощей.

Итогом данного проекта является развлечение для воспитанников «В гостях у доктора Айболита». Цель и задачи, поставленные на этапах реализации проекта, достигнуты в полном объеме.

Приложение1.

Консультация для родителей

«О пользе овощей для питания детей дошкольного возраста»

Рецепты «Салаты для детей»

       https://1000.menu/meals/47-153

Одна из главных причин, почему ребенок должен есть достаточное количество фруктов и овощей, состоит в наличии в их составе значительного количества пищевых волокон. Эти компоненты крайне важны для полноценной работы всей пищеварительной системы. Они также известны под названием клетчатка.

Практически все овощи являются источниками антиоксидантов, такие полезные компоненты положительно сказываются на работе всех органов и систем, они защищают клеточки организма от агрессивного влияния разных факторов окружающей среды. Витамины и минералы, которыми богата растительная пища, крайне важны для полноценной работы иммунной системы, для профилактики самых разных вирусных и инфекционных заболеваний. Многие овощи имеют в своем составе кальций, нужный для полноценного развития костной системы, также они богаты калием, который важен для сердца малыша. Их польза для детей и в том, что большинство таких продуктов имеет в своем составе витамины группы В, необходимые для здоровья и полноценного развития нервной системы, для поддержания здоровья кожи и волос малыша.

Одними из самых полезных овощей для организма малыша являются:

• Брокколи – источник селена, магния, калия, кальция, фосфора, железа и цинка, содержит витамины С, РР, Е, К, А. Один из самых полезных овощей, особенно в сыром или почти сыром виде.

• Цветная капуста богата витаминами C, В1, В2, В6, РР, А, содержит натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо. В отличие от белокочанный, цветная капуста лучше переваривается.

• Кабачки хороши тем, что при максимальном содержании полезных веществ практически не вызывают аллергии и нормализуют работу ЖКТ.

• Зеленый лук богат витамином С и содержит хлорофилл – вещество, которое необходимо для кроветворения.

• Морковь – источник каротина, укрепляет детские зубки и нормализует работу ЖКТ.

• Свекла – источник йода, фосфора, многих витаминов. Поддержит сердце и нервную систему малыша, поможет при анемии С, нормализует работу ЖКТ.

• Тыква богата калием, кальцием, железом, содержит невероятное количество каротина. Полезна для пищеварения высоким содержанием клетчатки.

Стоит помнить, что детям до трех лет противопоказанными будут малосольные или маринованные овощи – в них содержится слишком много соли и уксуса, они обладают сильно резким вкусом и могут привести к пищевым отравлениям и расстройствам.

Любые плоды могут нести в себе потенциальную угрозу для ребенка, если при их выращивании были нарушены технологии или применялись особые вещества. Все из вас слышали о нитратах, но само по себе наличие нитратов в растениях и плодах является вполне нормальным явлением, эти вещества являются источниками органического азота, необходимого растениям для роста и развития. Но, при всем этом накопление нитратов в избыточном количестве в плодах растений крайне нежелательно. А учитывая тот факт, что остальное питание детей также может содержать не самые полезные вещества, еще и порция нитратов малышу ни к чему. Особенно активно нитраты накапливаются в корнях и стебельках, корнеплодах, черешках и крупных жилах листьев, а в плодах нитратов обычно значительно меньше. Так, свекла и морковь копят нитраты в верхней части, ближе к листьям, и это место у них нужно нещадно срезать. У капусты необходимо удалять кочерыжку, толстые стебли листьев и самые верхние листья. У зелени нужно использовать только листики, а крупные стебли смело выкидывайте. Меньше всего вредных веществ в редиске и редьке, цветной капусте, огурцах и капусте, кукурузе. У любого из овощей срезают ту часть, которая примыкает к плодоножке, а у свеклы и огурцов важно срезать нижнюю и верхнюю часть плода.

Но, стоит помнить, что во всем нужна мера – избыток овощей в питании ребенка на период лета не приведет к накоплению в организме дополнительных витаминных и минеральных веществ. Для полноценного роста и развития детишек им нужно стабильное и нормальное, не избыточное, но прерывистое количество витаминов. Поэтому, овощи нужно давать ребенку с умом, а в некоторых случаях от отдельных видов овощей и фруктов и вовсе стоит отказаться.

Приложение 2.

 Развлечение «В гостях у доктора Айболита».

Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я?

- Я доктор Айболит. Я пришел к вам не с пустыми руками, а с витаминами, не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках.

Достает из своей сумки овощи.

Айболит: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения.

Дети: морковь.

- Что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.

Дети: огурец

Айболит: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.

- Что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.

Дети: капуста.

Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за

овощ?

Дети: помидор.

Айболит: Какого он цвета? (Ответы детей). Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.

Айболит: У меня для вас, малыши, есть коробочка с сюрпризом.

Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из-под киндер-сюрприза).

Дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – лук!

Айболит: Где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?

Дети: на грядке.

Айболит: в этих полезных для нашего здоровья овощах содержится много витаминов.

Что можно приготовить из овощей?

Дети: суп, салат … (ответы детей).

Айболит: а мы приготовим капусту, посолим ее и будем кушать!

Пальчиковая гимнастика "Капуста"

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим

капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку .

Айболит: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!

Дидактическая игра "Разложи овощи в корзины"

Айболит: Ой, ребятки, посмотрите все овощи перемешались. Давайте разложим их по цвету и форме.

В одну тарелку положим все овощи округлой формы (картофель, помидор, лук, чеснок). А в другую тарелочку положим овощи зеленого цвета (капуста, огурец, кабачок, перец болгарский)

Айболит: Молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи - полезные продукты!

Где они растут?

Дети: на грядках.

Айболит: Чего много в овощах?

Дети: витаминов.

Айболит: правильно, витаминов! Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми и никогда не будете болеть!

Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей витаминами. Прощается с детьми и уходит.

«Сказка про овощи».

Поспорили однажды овощи на огороде – кто из них самый важный и полезный.

Капуста говорит: «Я самая важная! Посмотрите, какая я большая и красивая – у меня зеленые листья, я очень вкусная и сочная! Я расту на грядке, мне все видно вокруг, я первая утром приветствую солнышко, и оно меня очень любит!»

Морковь говорит: «А вот и нет! Я красная и тоже большая! У меня стройное вытянутое тело, и я сладкая, сочная и хрустящая! Я нравлюсь детям, потому что меня интересно вытаскивать из земли, потянув за ботву»

Свекла стала возражать: «Нет, я! Я очень сладкая, у меня большие круглые бока, и я тоже бордово-красная, а значит, очень красивая!»

Лук возмутился: «Какие вы все недалекие! Ну, конечно же, я важнее всех – без меня ни одно блюдо не может быть вкусным! Кто-то может подумать, что я некрасивый, потому что у меня коричневая кожура, но, если меня очистить – у меня очень красивая сочная белая кожица, и я острый на вкус!»

Картофель, который долго оставался невозмутимым, вдруг стал говорить раздраженно: «Ну, что за глупости, в самом деле! Очевидно же, что без меня люди не могут обойтись – я основа почти всех блюд! И я такой рассыпчатый, нежный на вкус! А уж какой красивый – белый и аппетитный!»

Чеснок аж подпрыгнул от гнева: «Ну как вы можете говорить, что вы важные! Если не будет меня, люди не узнают, что такое настоящее удовольствие – я такой ароматный, острый, каждому блюду придаю остроту и неповторимость!»

Помидор, который сонно-лениво слушал всю эту перебранку, греясь на своей ветке на солнышке, неторопливо вмешался в разговор: «Друзья! Что за спор, в самом деле! Ну, конечно же, я самый красивый и полезный – я красный, круглый, сладкий, сочный!»

Огурцы, которые до этого резвились на грядке, укрываясь от солнышка под своими листочками, вдруг включились в спор: «Нет, мы! Мы самые вкусные и полезные! Мы тоже зеленые (как капуста, сочные (как помидор, сладкие (как свекла и морковь, полезные (как лук и чеснок, и без нас невозможно обойтись на кухне!»

В это время на огород пришли Маша и Миша. Услышав, как овощи ссорятся, они весело рассмеялись и сказали : «Не ссорьтесь, друзья! Вы все важны и полезны! Бабушка поручила нам набрать овощей для борща и для салата, и вы все пригодитесь сейчас!»

Хороводная игра "Есть у нас огород".

 Воспитатель поёт, а дети передвигаются по кругу и подпевают:

- Есть у нас огород, там зеленый лук растет. Вот такой ширины, вот такой вышины.  (В круг встает ребенок с маской лука и танцует).

-Есть у нас огород, там морковка растет… (в круг выходит ребенок в маске моркови) Там свеколка растет… (Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрение воспитателя).

 - В огород мы пойдем Хоровод заведем. Будем петь и плясать. Урожай наш собирать. (Дети наклоняются и собирают овощи с грядки).

Стихотворения про овощи.

Что за скрип, что за хруст? 

Это что еще за куст? 

Как же быть без хруста, 

Если я Капуста.

 

Я — румяная редиска. 

Поклонюсь вам низко-низко. 

А хвалить себя зачем? 

Я и так известна всем!

 

Про меня рассказ не длинный. 

Кто не знает витамины? 

Пей всегда морковный сок и грызи морковку — 

Будешь ты тогда, дружок, крепким, 

сильным, ловким!

  

Баклажан красив собою 

Он полезней каши вдвое 

С луком, чесноком и мясом 

Баклажаны есть согласен.

 

Если чаще есть морковку 

Не нужны и тренировки 

Каждый день пей сок морковный - 

Будешь сильным и здоровы

Свеклу знают все ребята 

Свеклу чаще кушать надо 

и вкусней салата нет 

Чем свекольный винегрет.

Наш домашний доктор - лук 

Исцелит любой недуг. 

Вместе взрослые и дети 

Ешьте лук и не болейте!

Художественно- творческая деятельность.

Рисование: «Раскрасим репку».

Цель: развитие творческих способностей.

Задачи: Учить рассматривать рисунки-иллюстрации.  Развивать мелкую моторику руки. Учить правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура. Узнавать и правильно называть желтый цвет, совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них. Обогащать словарь. Формировать правильную позу при рисовании.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Репка», игрушечная мышка кисточка, краски, мольберт, стакан с водой, лист бумаги с нарисованной репкой или вырезанное из бумаги ее изображение, игрушки разного цвета (кубики, машины и т. п.), 2 корзинки, натуральная репка или муляж, краска желтого цвета, кисточки, листы бумаги с нарисованной репкой салфетки.

Содержание организованной деятельности детей        

1. организационный момент.

Воспитатель. Наступила осень. Пришла пора собирать урожай. Помните сказку, герои которой   собрались в огороде?

2. Основная часть. Рассказывание сказки.

Воспитатель. Началась эта история еще весной. (Напоминает сказку «Репка», затем предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке и просит ответить на вопросы.) Что нарисовано на картинке? Какая выросла репка? Кто захотел вытянуть репку? Кто ему помог? так обрадовались, что смогли вырастить такую большую репку и вытянуть ее из земли, веселиться, танцевать.

Воспитатель. Репка очень полезна. Если вы будете ее есть, то вырастите большими и не будете болеть. Ну а пока надо вырастить этот замечательный овощ. Посмотрите, на моем огороде репка уже почти поспела. Только вот она еще не окрасилась в свой цвет. А знаете ли вы, в какой цвет окрашена репка? (В качестве подсказки показывает натуральную репку или ее муляж, рисунок; дети называют цвет.) Репка желтого цвета. Посмотрите, передо мной стоит корзинка с игрушками. Есть ли в ней игрушки желтого цвета? Сложите их в пустую корзинку.

Дети выполняют задание. Воспитатель просит детей называть игрушку и ее цвет, например, желтый кубик, желтый мяч и т. п.

Воспитатель. Ну что ж, вы хорошо знаете желтый цвет. А сможете ли вы среди красок краску желтого цвета? (Дети выполняют задание.) Да, этой краской мы и будем раскрашивать нашу репку. Только нам, наверное, потребуется помощник. Посмотрите, что нам принесла Мышка. (Показывает игрушечную мышку, в лапках у которой кисточка.) Это кисточка - наша помощница. У нее есть мягкий хвостик и длинная ручка. Но кисточку надо уметь держать правильно. Иначе она обидится, и наш рисунок получится некрасивым, неаккуратным. Давайте научимся правильно брать кисточку в руку.

Показывает детям, как правильно надо держать кисточку: чуть выше железного наконечника. Дети берут кисточку, воспитатель направляет их действия.

Воспитатель. Вот теперь у нас все подготовлено, можно раскрашивать рисунок. Как же это сделать? Возьмем нашу помощницу-кисточку в руку и окунем ее в стаканчик с водой. Теперь на мокрую кисть наберем краску, обмакнув ее всем ворсом в баночку с краской. Посмотрите, если после этого сразу начну рисовать, то обязательно испорчу свой рисунок, так как на кончике ворса у нас висит капелька. Как это исправить? Я сниму лишнюю краску, прикоснувшись ворсом к краю баночки. Если я сейчас прикоснусь ворсом к бумаге, то на бумаге останется след от кисти. Вот так, проводя внутри рисунка линии, можно раскрасить репку в желтый цвет. (Воспитатель на мольберте показывает детям приемы раскрашивания рисунка, обращая их внимание на то, что при раскрашивании нельзя выходить за контур.) Вот и поспела моя репка. Она стала желтой. красивой. Не пора ли и вашим репкам пожелтеть?

Дети приступают к раскрашиванию. Воспитатель вкладывает каждому ребенку кисть в руку и показывает приемы раскрашивания.

Физкультминутка.

Воспитатель. Пока наши рисунки высыхают, мы отдохнем. (Проговаривает стихотворные строки и показывает движения, дети повторяют.)

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

 Мы потянемся-потянемся,

Маленьким не останемся!

Вот уже растем, растем, растем…

Выполненные рисунки воспитатель раскладывает на столе.

- посмотрите, сколько репок у нас выросло! Все репки желтые, спелые. Давайте полюбуемся ими. Я свою репку отдам мышке, а вы кому? (ответы детей).

Рисование тема «Мишкины запасы»

Задачи:

1. Учить детей узнавать и называть овощи, ввести в активный словарь детей обобщающее слово «овощи».

2. Учить рисовать предметы округлой формы (картофель) с помощью штампа.

3. Воспитывать у детей интерес к рисованию красками.

Материалы:

Игрушка медведь, краска гуашь коричневого цвета, листы белой бумаги со срезанными углами (в форме мешков), мольберт, на котором прикреплены нарисованные овощи, корзина с овощами – картофель, капуста, морковка, перец, чеснок и т.д.

Предварительная работа: рассматривание картофеля.

Ход занятия.

Дети сидят на коврике, на столике перед ними корзина с овощами,

-Ребята, кто-то стучится к нам в дверь, посмотрим кто это стучится. (воспитатель подходит к дверям и заходит с медведем-игрушкой)

-Посмотрите кто к нам пришел? (медведь)

-Посадим медведя, пусть он посмотрит, как мы играем (воспитатель сажает медведя на стульчик).

-Скажите мне, пожалуйста, какое время года сейчас? (осень)

Почему вы думаете, что осень? Какие приметы осени вы знаете?

-Правильно, наступила осень. На улице стало холодно.

-Что стало с листочками на деревьях? (они пожелтели и стали падать).

-Молодцы!

-С приходом осени мы стали одеваться теплее, скажите, что мы начали одевать? (шапки, курточки, штанишки, ботиночки)

-Правильно.

-А еще с приходом осени ваши мамы, папы в огороде стали убирать овощи.

Какие овощи вы знаете? (воспитатель заслушивает ответы детей)

-А теперь посмотрите, какие овощи я собрала с огорода (воспитатель показывает корзину, в которой овощи).

 -Посмотрим, что тут у меня лежит в корзине? (воспитатель по одному достает из корзины овощи и показывает детям, если дети знают названия овощей, то похвалить, если нет, то назвать овощи).

-Молодцы, вы знаете овощи.

-Ребята давайте поиграем.

Физкультминутка.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Вам подарок принесли.

-Ой, ребята, а медведь хочет что-то сказать. (воспитатель как - будто выслушивает медведя).

-Ребята, медведь просит вас сделать для него подарки, приготовить запас на зиму мешки с картофелем.

- Давайте вспомним какого цвета и формы картофель? (круглый, коричневый).

Садитесь за столы. На столе у вас лежат мешочки, но они пустые. Нужно будет с помощью штампа заполнить мешочки картофелем.

Воспитатель показывает способ рисование.

Ребята самостоятельно приступают к работе (воспитатель при затруднении помогает каждому).

-Молодцы ребята, какие замечательные мешочки с картошкой у нас получились. Большой запас на зиму мы собрали. Теперь наш мишка будет сытым всю зиму.

Познание.  Тема «Путешествие на огород. Рассматривание моркови».

Цель: расширение представления об овощах.

Задачи: учить детей внимательно следить за ходом рассказа, добавлять нужное слово. Уточнить представления детей о моркови, обогатить их словарь (красная, твердая, хрустит, едят, трут на терке).

Материалы: морковка, терка, резиновые овощи.

Содержание образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную историю про девочку Олю и ее брата Диму. Садитесь поудобнее и слушайте.

2. Основная часть.

 «Мама послала Олю и Диму, - начинает рассказывать воспитатель, - в огород. В огороде росла морковка, репка, капуста. Сама морковка в земле сидит, а на грядке только зеленый хвостик. Оля потянула за хвостик и вытянула?..(морковку)
Морковка была?( показ морковки).. Морковка была большая, красная.

Оля и Дима отнесли ее маме. Мама морковь помыла, и Оля с Димой ее?.. (съели). Вкусная была морковка! Очень вкусная! Оля и Дима не всю морковку съели. Они и нам оставили.

Рассматривание моркови. Воспитатель показывает морковь, спрашивает, какая она?  Ответы детей (красная, большая).

-А еще какая? Потрогайте морковь. Ответы детей.

-Морковь твердая. Ее можно тереть на терке, - продолжает воспитатель и предлагает малышам подойти к столу, посмотреть терку. «Терку трогайте осторожно, можно руку поранить». Дети смотрят, как воспитатель трет морковь, отмечают, что она становится меньше, меньше, а вот уже и совсем нет морковки - получилась каша.

Воспитатель выкладывает тертую морковь на тарелку, добавляет туда морковь, заготовленную до занятия, и дети чайными ложечками пробуют ее.
Воспитатель  обращает внимание детей на то, что тертая морковь сладкая, сочная, мягкая. Дети повторяют за ним эти определения. 

3. Дидактическая игра.

Игра на изучение названий овощей и фруктов

(мы играем с резиновыми продуктами)

Маша шла, шла, шла

Огурец нашла (находим огурец)

Села, поела, опять пошла.

Т.д. со всеми фруктами и овощами.

4. Рефлексия.

Молодцы. Вот сколько овощей вы нашли. А какой овощ мы сегодня попробовали? (ответы детей).  Давайте еще раз все вместе повторим название. А кто из вас будет дома кушать морковку? Молодцы. Кушайте морковку, она очень полезная.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощ».

Задачи: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному». Повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи собирательное существительное овощи.)

Материалы: корзина с различными овощами, резиновые овощи.

Содержание организованной деятельности детей.

  Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.

-Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их», - говорит воспитатель и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.

-Дети, - продолжает воспитатель, - кукла Машенька (берет куклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту. (Выполняет названные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?

Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

-Иди, найди в корзине картошку, - приглашает воспитатель ребенка. - Что у тебя в руке?..  Отнеси, …, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку... Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь. Скажи, …, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».
пальчиковая гимнастика «Варим щи».

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки,

Две морковки,

Лука полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный корешок.

(Накладываем в кастрюльку овощи).

Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми («на, Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «Морковку можно натереть на терке».

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи». (Продолжение).

Задачи: учить детей узнавать овощи (в натуре и на картине), называть их (формировать способность к обобщению).  Учить понимать и правильно выполнять задания педагога. Активизировать, в речи детей слово много.
Материалы: овощи.

Содержание организованной деятельности детей.
  Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, воспитатель объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания.
 Воспитатель говорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли такие же овощи, как у меня? Да, Оля ошиблась. Она взяла с подноса лук, а не ?.. («Морковь».) Оля, положи лук и поищи морковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по одной морковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...» Завершая эту часть занятия, воспитатель повторно дает задания детям, которые в первый раз допустили ошибки. Воспитатель показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ.


Дидактическая игра «Узнай на вкус». На столе раскладываются разделенные на части овощи вареные и сырые. К столу вызывается ребенок. По просьбе воспитателя он закрывает глаза, а в это время воспитатель кладет ему в рот кусочек овоща (соблюдая все гигиенические требования). Ребенок должен на вкус определить и назвать этот овощ. Для того чтобы игра проходила интересно, можно сразу вызвать к столу 3—4 детей. Остальные дети группы внимательно наблюдают, правильно ли играющий определит этот овощ на вкус.


Игра малой подвижности "Огород у нас в порядке"

В корзине у воспитателя лежат овощи.

Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.

А давайте вспомним, как все начиналось.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой).

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола).

Поливали огород (показать, как поливали).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

А сейчас ей тесно бедной

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Лото "Овощи"

Цель: Активизировать словарный запас ребёнка. Расширять запас имён существительных в активном словаре детей. Закреплять обобщающие понятия.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с такими же картинками, карточки с пустыми окошками.

Описание игры: В игру могут играть от одного до пяти человек.

1 вариант: Ребёнку предлагается найти такие же картинки как на карточке и назвать предметы.

2 вариант: Ребёнок находит все картинки и классифицирует. Например, «Я собрал овощи» и т.д. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек" (овощи).

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Воспитатель прячет все овощи в мешочек, а дети по очереди на ощупь отгадывают и называют, что это за овощ.



Предварительный просмотр:

https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2021/11/vershki-i-koreshki-3-e1636041668385.jpg

https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2021/11/vershki-i-koreshki-2-e1636041592115.jpg

https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2021/11/vershki-i-koreshki-e1636041424973.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД "Здоровье растёт на грядках"

Уточнение, расширение и закрепление знаний по теме «Овощи»; значение овощей для растущего организма....

Интегрированная НОД "Здоровье растёт на грядках"

Уточнение, расширение и закрепление знаний по теме «Овощи»; значение овощей для растущего организма....

" Огурец растёт на грядке".

Название проекта: «Огурец  растет на грядке »Автор  проекта: воспитатель МБДОУ д/с № 6 Контарева Е.В.Продолжительность проекта: долгосрочный, с марта по май.Тип проекта: познавательно-исслед...

Исследовательский проект "Что растёт на грядке"

Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживать, чем они полезны.   Также ак...

Конспект интегрированной НОД во 2мл. группе на тему «Что растёт на грядке»

Занятие для детей младшего дошкольного возраста имеет интегрированный характер (развитие речи и апликация). Интегрированное занятие вызывает у детей интерес, способствует снятию перенапряжения, перегр...

Конспект занятия в младшей группе на тему: "Что растёт на грядке"

Специалисты рекомендуют давать детя пластилин с двух лет. Это оптимальное время для начала отработки мелкой моторики на стольинтенсивном уровне....