Волкова Н.А. Наблюдения за погодой осенью с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Картотека различных видов деятельности (наблюдения, исследования) для расширения знаний детей об осенних изменениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._2._nablyudeniya_za_pogodoy_osenyu_s_detmi_5-7_let.docx | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Удивительный мир природы.
Наблюдение за погодой. Осень.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам”.
Сократ
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой.
Задачи.
- Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями.
- Дать детям знания о том, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
- Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба.
- Показать детям связь между небом и погодой.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды.
- Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.
- Расширять знания детей о ветре.
- Показать детям связь между ветром и погодой.
- Показать зависимость одежды людей от погоды.
- Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды.
- Показать детям связь погоды и самочувствия человека.
- Поощрять интерес детей к наблюдениям за погодой.
- Развивать любознательность детей.
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать чувство ответственности.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Беседа «Как заполнять календарь природы». | Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями. Развивать интерес детей к наблюдениям за природой. Воспитывать чувство ответственности. |
Исследование «Что такое погода?» | Дать детям знания о том, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Вызвать желание наблюдать за погодой. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Осеннее небо». | Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между небом и погодой. Поощрять любознательность детей. |
Разговор – размышление «Какие бывают дожди». | Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Какая сегодня погода?» | Поощрять желание детей наблюдать за погодой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать наблюдательность. |
Наблюдение «Погода и человек». | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Поощрять интерес детей к наблюдениям за погодой. Формировать желание детей одеваться по погоде. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Осенний ветер». | Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между ветром и погодой. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Как одеваются люди осенью?» | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать зависимость одежды людей от погоды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Какой ветер в ноябре?» | Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Защита от мокрого снега». | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Ветер и здоровье». | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Как одеваются люди в ноябре?» | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Все ли люди защищают своё здоровье?» | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Погода и здоровье». | Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям связь погоды и самочувствия человека. Напомнить, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Беседа «Как заполнять календарь природы».
Задачи. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями. Развивать интерес детей к наблюдениям за природой. Воспитывать чувство ответственности.
Беседа.
— Дети, сегодня мы открываем клуб «Юного натуралиста». Натуралист – это человек, который изучает природу. Кто хочет вступить в этот клуб? Желающие дети подходят к педагогу.
— Основная задача юного натуралиста – это наблюдения за изменениями в природе: какая на улице погода, что происходит в мире растений и животных. Мы будем каждый день заполнять календарь природы. Посмотрите, как устроен наш календарь природы.
Педагог объясняет, как устроен календарь природы (на 1 неделю), договаривается с детьми, об условных обозначениях.
1 колонка – Погода (голубой цвет).
— Здесь мы специальными значками расскажем о погоде на улице.
Педагог показывает условные обозначения.
Температура воздуха: жарко, тепло, прохладно, холодно, мороз.
Облачность: солнечно (ясно), переменная облачность (солнышко и тучки), облачно.
Ветер: ветрено, безветренно.
Осадки: гроза, дождь, дождь со снегом, снег.
2 колонка – Растительный мир (зелёный цвет).
— В этой клеточке мы нарисуем растения, за которыми мы будем наблюдать.
3 колонка – Животный мир (коричневый цвет).
— В этой клеточке мы нарисуем животных (насекомых, птиц, зверей), которых увидим на прогулке.
Календарь природы заполняется ежедневно. В начале каждой недели педагог назначает двоих детей, ответственных за календарь природы. В сентябре по желанию, затем по очереди все дети. В понедельник педагог напоминает детям секреты заполнения календаря природы, условные обозначения.
Секреты заполнения календаря природы.
- Календарь природы заполняем ежедневно после дневной прогулки.
- Погоду отмечаем условными значками.
- Растения и животных рисуем.
Исследование «Что такое погода?»
Задачи. Дать детям знания о том, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Вызвать желание наблюдать за погодой. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, каждое утро ваши родители смотрят в интернете или в окно, какая на улице погода. Как вы думаете, что такое погода? (предположения детей).
— Погода зависит от температуры воздуха. Дети, как можно определить температуру воздуха? (предположения детей).
— Температуру воздуха определяют с помощью термометра. А если термометра нет, то с помощью ощущений. Скажите, что вы ощущаете, сегодня жарко, тепло, прохладно или холодно? (ответы детей).
— Погода зависит от облачности и от осадков. Дети, как определить облачность? (предположения детей).
— Нужно посмотреть на небо. Если на небе нет тучек, ярко светит солнце, то говорят, что сегодня ясная, солнечная погода. Если всё небо покрыто облаками, солнце не видно, то погода пасмурная, облачная. А если идёт дождь, то дождливая погода. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Погода может быть солнечной, ясной, а на улице холодно. Почему так? (предположения детей).
— Ветер влияет на погоду. Дети, как нам узнать, есть ветер или нет? (предположения детей).
— Нам помогут деревья. Если ветки деревьев качаются из стороны в стороны – сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся, слабый ветер. Дети, что мы узнали о погоде? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода – это тепло или холодно, облачно или дождь, солнечно или пасмурно, ветрено или безветренно. Сегодня у нас погода …. Педагог рассказывает о погоде.
Весёлые упражнения «В сентябре».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах. | Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. |
Помидоры и капуста Поспевают на полях. | Наклон вперёд, руки вниз Встаём прямо, руки на пояс. |
По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. | Обнимаем плечи руками. Покачаем головой влево, вправо. |
И ещё зелёной шапкой | Руки вверх, соединим пальцы рук. |
Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. Светлана Цокур | Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево. Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. Ловим капельки дождя. |
Наблюдение «Осеннее небо».
Задачи. Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между небом и погодой. Поощрять любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
Я люблю смотреть на небо,
Лазурью нежной любоваться!
Небо бывает разнообразное,
Так и хочется им восхищаться!
— Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо и скажите, какое оно? (Небо чистое, голубое, тёплое или серое, низкое, хмурое, холодное).
— Каждое утро многие люди, выходя на улицу, смотрят на небо. Как вы думаете, зачем они это делают? (ответы детей).
— Люди по небу определяют, какая сегодня погода. Если небо голубое, то погода ясная. Если небо серое, то погода пасмурная. Если по небу плывут тёмные чёрные тучи, то возможно будет дождь или снег. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо и расскажите, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о небе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что небо может рассказать о погоде.
Весёлые упражнения «Облако».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Беленькое облако, | Округлённые руки перед собой, пальцы в замок. |
Поднялось над крышей. | Не расцепляя пальцы рук, поднимаем руки над головой. |
Устремилось облако | Расцепив замок, руки вперёд. |
Выше, выше, выше. | Встаём на носочки, руки вверх. |
Ветер — это облако | Плавные покачивания рук над головой из стороны в сторону. |
Зацепил за кручу. | Соединим руки кончиками пальцев над головой. |
Превратилось облако В дождевую тучу. | Руками описать через стороны большой круг. |
Дождевая тучка Дождиком закапала. | Прыжки на месте на двух ногах. |
Долго, долго туча Над землёю плакала. | Наклон перёд, руки плавно вниз - в стороны. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Разговор – размышление «Какие бывают дожди».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Дождь по улице идёт, Мокрая дорога. Много капель на стекле, А тепла немного. | Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень. В. Семернин |
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: какие бывают дожди? (предположения детей).
— Если дождик льёт как из ведра, то это … (ливень).
— Ливневый дождь состоит из самых крупных и тяжёлых капель. Такой дождь начинается и заканчивается внезапно. Ливень не бывает долгим и часто сопровождается грозой, а иногда и градом. Ливень заканчивается быстро, а затяжной дождь идёт … (долго).
— Затяжной дождь – это дождь, когда с неба из туч целый день льётся вода. Дети, моросящий дождь что делает? (моросит).
— Моросящий дождь состоит из очень мелких капель, под которыми невозможно вымокнуть, которые даже не оставляют следов на лужах. А ещё есть ледяной дождь. Это, когда очень холодно и дождевые капли похожи на острые льдинки. Дети, какие дожди чаще всего идут этой осенью: ливень, затяжной, моросит или ледяной дождь? (ответы детей).
— Осенью часто идут затяжные дожди, моросящие дожди, а если погода холодная, то ледяной дождь. Дети, что бы вы хотели ещё узнать о дожде? Педагог отвечает на вопросы детей, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Дети, что мы узнали о дожде? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что дожди бывают разные: ливень, затяжной дождь, моросит, ледяной дождь.
Исследование «Какая сегодня погода?»
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за погодой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать наблюдательность.
Исследование.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Погоде Хорошей, Погода Плохая, Сказала: "Приветик", Лениво зевая. А та ей ответила Очень тепло: – Какими ветрами Сюда занесло? Довольна ли жизнью, Родная сестрица? Сегодня тебе Как и раньше Дождится? | – Живу я прекрасно, Дождю постоянно, Рассветы встречаю Довольно туманно. Ни птицы не любят меня, Ни коты, Зато обожают Плащи и Зонты. С вниманьем всегда Отношусь к детворе я И лужи для них наливаю Полнее. | – Ну что ж, оставайся, Плохая Погода, А я улетаю на юг На полгода. И. Кулиш. |
— Дети, как вы считаете, что такое погода? (ответы детей).
— Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. Дети, мы сегодня с вами играем в метеорологов. Метеорология – это наука предсказания погоды по небесным явлениям. Юные метеорологи, понаблюдайте, пожалуйста, за небом и предскажите, какая погода нас сегодня ожидает: хорошая или плохая? Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Дети наблюдают за погодой и делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, какая погода осенью? (ответы детей).
Вывод. Дети, погода осенью хитрая. Светит солнышко, кажется, что на улице тепло. Но дует холодный ветер, воздух прохладный, и нужно одеваться теплее.
Наблюдение «Погода и человек».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Поощрять интерес детей к наблюдениям за погодой. Формировать желание детей одеваться по погоде. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
Сеет дождик в октябре Лужи на дороге. В жёлтой кружатся листве Осени тревоги. Лес багряный за рекой В белой дымке скрылся | И тумана пеленой, Как плащом укрылся. Тучи по небу с утра Стаями летают. Дни листки календаря Октябрю считают. Г. Соренкова |
— Дети, что такое погода? (ответы детей).
— Погода бывает самая разная – солнечная или пасмурная, ветреная или безветренная, дождливая или снежная. Какая погода сегодня? (ответы детей).
— Дети, как погода влиять на жизнь человека? (ответы детей).
— В солнечную погоду у нас радостное, весёлое настроение, а когда пасмурно, мы иногда грустим. От погоды зависит, какую одежду мы сегодня оденем. Если мы неправильно подберём одежду, оденемся легко или очень тепло, то можем простудиться и заболеть. Дети, что мы узнали о влияние погоды на человека? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что человек жизнь человека зависит от погоды. О здоровье, дети, не забывайте, одежду по погоде выбирайте.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Осенний ветер».
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между ветром и погодой. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.
Беседа
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Он летит издалека, Гонит в небе облака, Гонит волны в океане, Кружит вихрем в урагане. | Может ласково подуть, Может стихнуть и уснуть. В каждом уголке на свете Очень разный дует… (ветер). |
— Дети, что такое ветер? (предположения детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (предположения детей).
— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).
Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.
— Ветер можно почувствовать. Осенью дуют холодные ветра, поэтому в ветреный день нам холодно. Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).
— Ветер любит забираться под куртки, рубашки и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Дети, что мы узнали об осеннем ветре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Осенний ветер холодный.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
Исследование «Как одеваются люди осенью?»
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать зависимость одежды людей от погоды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Георгий Ладонщиков
— Дети, но не только дома в октябре утепляют. Но и люди одеваются теплее. Дети, исследования начинаем, тайны города отгадаем. Задание исследования: выяснить, как одеваются люди осенью? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Дети наблюдают за людьми, делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, как одеваются люди осенью? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что осенью люди одевают тёплую, непромокаемую одежду: куртки, плащи, потому что погода холодная, дождливая. На голове шапки, платки; на ногах, ботинки, сапоги.
Весёлые упражнения «Осеняя песенка».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Миновало лето, Осень наступила. | Помашем рукой в прощальном жесте. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны. |
На полях и в рощах Пусто и уныло. | Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. |
Птички улетели, Стали дни короче, | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. |
Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи. Алексей Плещеев | Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Какой ветер в ноябре?»
(в холодный ветреный день).
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, прислушайтесь к своим ощущениям. Что воспринимает ваше лицо, какой сегодня воздух на улице, тёплый или холодный? (ответы детей).
Мёрзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей. Тучей неба синева От земли закрыта, | И осенняя трава Инеем покрыта. Лёд на лужице блестит, Лужа замерзает. Это к нам зима спешит, Осень провожает. Г. Соренкова |
— Дети, как в стихотворение описывается ветер в ноябре? (ответы детей).
— «Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен. Он на утренней заре встретился со стужей». Дети, как вы думаете, что такое стужа? (предположения детей).
— Стужа – это сильный холод. Дети, как вы думаете, где живёт стужа, на севере или на юге? (ответы детей).
— В холодной Арктике, на севере живёт стужа. Ветер, пролетая через север, встретился со стужей и принёс нам холодный воздух. Дети, так, какой ветер в ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер в ноябре холодный.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Защита от мокрого снега».
(в пасмурную погоду).
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, в ноябре часто идёт мокрый снег или холодный дождь. Юные исследователи, предлагаю вам выяснить, как люди защищаются от снега или дождя. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, вы правильно заметили, что защитой от мокрого снега служит специальная одежда: куртки с капюшоном, комбинезоны. Как вы считаете, почему нужно зачищать себя от мокрого снега? (ответы детей).
— Сухая одежда тепло сохраняет, здоровье наше охраняет. Дети, о здоровье не забываем, одежду по погоде выбираем. Дети, так что служит защитой от мокрого снега? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что защитой от мокрого снега служит специальная одежда.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Ветер и здоровье».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, в ноябре часто дуют холодные ветры. Как вы думаете, ветер может навредить нашему здоровью? (предположения детей).
— Дети, ветер хитёр, он любит забираться под куртки, рубашки и морозит людей. Как ветер может проникнуть под нашу одежду? (предположения детей).
— Чаще всего ветер дует в спину, задувает под куртку. А ещё ветер любит дуть в уши людей. Юные исследователи, предлагаю вам выяснить, как люди защищаются от холодного ветра. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, ветер холод под одежду запускает, тепло прогоняет. Чтоб здоровье сохранить, спинку нужно утеплить. Майки, рубашки в штаны заправляем, лучше комбинезоны выбираем. Шапку тёплую надеваем, уши свои закрываем. Дети, что мы узнали о влияние ветра на наше здоровье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что холодный ноябрьский ветер вреден для нашего здоровья.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Как одеваются люди в ноябре?»
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Нынче осень стала строже,
День всё чаще непогожий.
Ветер стылый, жутко злится.
Распрощались с нами птицы.
Натали Самоний
— Дети, погода в ноябре холодная, ветер стылый, часто идут дожди или мокрый снег. Дети, как люди одеваются в ноябре? (ответы детей).
— Ноябрь – предзимье, уже не осень, но ещё и не зима. На земле лёд или снег. Поэтому обувь лучше одевать утеплённую, сапоги, ботинки, чтобы ноги были в тепле. Но вот верхнюю одежду, головные уборы мы надеваем осенние: осенние комбинезоны, куртки, шапки. В предзимье часто идёт мокрый снег, поэтому верхняя одежда должна быть с капюшоном. Дети, как вы думаете, что произойдёт, если у вас замёрзнут ноги, или промокнет одежда? (предположения детей).
— Сухая одежда тепло сохраняет, здоровье наше охраняет. Дети, что мы узнали о том, как люди одеваются в ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в ноябре люди одевают утеплённую специальную одежду и обувь.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
Исследование «Все ли люди защищают своё здоровье?»
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям зависимость здоровья человека от правильно подобранной одежды. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Юные исследователи, предлагаю вам выяснить, все ли люди защищают своё здоровье от плохой погоды. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, если человек в ноябре не надевает шапку, то у него …. (заболят уши).
— Если человек в холодные дни не надевает перчаток, то у него … (заболят руки).
— Если человек в ноябре не застёгивает куртку, то у него … (заболит горло).
— Если человек в холодные дни надевает короткую куртку и не закрывает спину, то у него … (заболит спина).
— Дети, расскажите мне, пожалуйста, как нужно одеваться в холодные ноябрьские дни (ответы детей).
— В ноябре люди одевают утеплённую специальную одежду и обувь. Дети, все ли люди защищают своё здоровье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что есть люди, которые не оберегают своё здоровье, не правильно подбирают одежду для холодных дней. Одежду нужно по погоде выбирать, здоровье своё сохранять. Вы согласны со мной? (ответы детей).
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Погода и здоровье».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Показать детям связь погоды и самочувствия человека. Напомнить, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
Руки мёрзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
Анжела Берлова
— Дети, как вы думаете, чем опасна для здоровья людей плохая погода? (предположения детей).
— Плохая погода, холодная, ненастная на здоровье людей влияет, самочувствие их ухудшает. Дети, как от плохой погоды мы спасаемся? (ответы детей).
— Плохой погоды в ноябре не избежать, поэтому нужно одежду правильно подбирать. Дети, как мы одеваемся в ноябре? (ответы детей).
— Тёплые сапожки, чтобы не болели ножки. Спины закрываем, комбинезоны выбираем. Ушки прикрываем, шапочки надеваем. Варежки, перчатки ручки согревают, здоровье оберегают. Дети, а вы охраняете своё здоровье? (ответы детей).
— Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Чтоб не кашлять и не чихать, нужно правильно одежду выбирать. Дети, что мы узнали о погоде и здоровье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода влияет на наше здоровье и самочувствие.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за погодой поздней осенью.
Создавать условия для формирования представлений о погодных изменениях в конце осени по средствам наблюдения ...
Конспект прогулки с наблюдением за погодой для детей средней группы Тема: Осенняя погода
Конспект прогулки с наблюдением за погодой для детей средней группы Тема: Осенняя погода...
Наблюдение за погодой осенью.
Наблюдение за погодой осенью....
Памятка для родителей. Наблюдения на прогулке осенью с детьми 3-4 года.
Памятка для родителей. Наблюдения на прогулке осенью с детьми 3-4 года....
Картотека "Наблюдение за погодой осенью"
Наблюдение за осенью...
календарь наблюдений за погодой осень
шаблоны календаря наблюдений за погодой...
Методическая разработка "Наблюдение за погодой осенью"
Актуальность, система непрерывных наблюдений за природными обьектами осенью в течении месяца....