РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Давайте с природой дружить!» с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе. Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли ,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности, развивать психические процессы сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по разным моделям. Развивать речь, внимание , умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«Давайте с природой дружить!»
с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ
Ход образовательной деятельности:
Цель:
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.
Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли ,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности, развивать психические процессы сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по разным моделям. Развивать речь, внимание , умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.
Реализация образовательных областей:
Познание, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.
Оборудование:
Фонограмма пения птиц, карточки от д/и «Правила поведения в природе»( 9 штук), Красная книга растений РФ и Красная книга животных РФ, классификация объектов живой природы по методике ТРИЗ, физическая карта РФ, микрофон, ½ ватмана на мольберте для составления загадок, маркер, наборное полотно, картинки с изображением растений и животных (ландыш,клевер,шиповник,земляника,купальница,подорожник,ель,зубр,ги-малайский медведь, жаба камышовая, амурский тигр, филин, сёмга, чайка белая, черепаха дальневосточная, дельфин белобокий), мяч, изображения деревьев для оформления группового интерьера.
Воспитатель:
Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
-Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.
-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:
Загадка:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
В.- Почему вы так решили?
Дети: - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д. В.- Жизнь всех людей тесно связана с природой! Почему так говорят? Может ли человек жить без природы? А природа без человека?
Д.- Вода нужна , чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.
Звучит запись пения птиц.
В.- Ребята, а чьи это голоса? Где их можно услышать? Ребята, мы, оказывается, попали с вами на лесную полянку. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес?
Д.- Свежесть ,запах хвои, пение птиц, шум ветра…
В.- Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу?
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь: мы свои.
Входит Лесовичок.
Л. –Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете ,зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
В. –Лесовик, среди наших ребят ты найдёшь себе помощников .Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Л. –Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. В лес пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в природе. В моём волшебном лесу я расставил знаки . Найдите и объясните их правильно -это будет ваше задание.
Дети берут со стола карточки и объясняют их.
Правило 1 . Нельзя шуметь! (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)
Правило 2. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)
Правило 3. Не оставляйте надписи на природных объектах.
Правило 4. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)
Правило 5. Не оставлять не затушенные костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а ,уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)
Правило 6. Не оставляйте после себя мусор! (Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)
Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных. Не вырывать с корнями цветы.
Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город . (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)
Правило 9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом: в него может попасть молния!
Л. –Молодцы, ребята! Знаки вы знаете. А может кто-то хочет ещё дополнить «лесные правила»?
Дети читают стихи.
1.Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Л. –Запомните, ребята ,эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.
В. – Ребята, мы справились с заданием Лесовичка, а теперь давайте немного отдохнём. Разбейтесь на пары.
Этюд «Дрозды»
Я дрозд, и ты дрозд. (показывают в паре на себя и партнёра)
У меня нос и у тебя нос.
У меня щёчки гладенькие и у тебя щёчки гладенькие.
У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие.
Я твой друг, и ты мой друг. Я люблю тебя! ( обнимаются)
В.-Ребята, давайте присядем на нашей полянке.(садятся на стульчики)
-Ребята, а умеете ли вы дружить? Как вы думаете, кто такой друг?
-Если друг заболел, что мы делаем? А если другу грустно?
-Ребята, а с кем можно дружить? А вы знаете, что можно дружить с природой?
-В чём может проявляться наша дружба с природой?
Д.- Беречь, охранять, ухаживать.
В.-А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди .На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.
-Учёные заметили ,что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных ,тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли : если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.
-Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать .Хотите на неё посмотреть?(показ Красной книги растений РФ и Красной книги животных РФ)
-Ребята, а почему именно Красная книга?
Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»
В.- Хотите узнать о животных и растениях Красной книги?
-Я вам расскажу об одном растении из Красной книги. О каком ,вы узнаете с помощью игры «Да-нетка» ,угадав вот из этого ряда растений с помощью пространственных определений справа, слева, между.
Выставляется на наборном полотне ряд растений: ландыш, шиповник, земляника ,клевер, купальница, подорожник, ель. (дети угадывают ландыш)
В.- Послушайте про него загадку:
Белые фонарики на зелёной ножке я весною встретила на лесной дорожке. (Ландыш)
Рассказ воспитателя о ландыше.
Поздней весной в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они ядовиты.
-Ребята, а можно ли нарвать букет ландышей и принести его домой? Или оставить их в лесу?
-В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Тем более, что ландыши – цветочки, появляются не на всех листьях. Корень ландыша живёт примерно 21 год, а цветёт он в возрасте 7-13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей, придём через год на то место, где собирали цветы, а их там не будет. Так как нам поступать? Рвать ландыши или нет?
-А знаете, что ландыши - это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне им надо лечиться. Ландыш - ядовитое растение. Листья, а особенно плоды ландыша ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.
-Почему рядом с изображением ландыша красный кружок?
Д.- Охраняемое лекарственное растение - ядовитое).
В.-А теперь давайте ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.
Физкультминутка:
1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
2.Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
В.-Молодцы, ребята, присаживайтесь. (Выставляется на мольберте наборное полотно с изображениями зубра, тигра амурского, жабы камышовой, филина, сёмги, черепахи дальневосточной, чайки белой, гималайского медведя, дельфина белобокого.)
- Посмотрите внимательно на это полотно. Кого вы здесь видите? Что вы можете мне сказать об этих животных? Что их объединяет?
Д.-Они все из Красной книги.
В.-Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку. А о каком, вы попробуете отгадать по общим признакам при помощи игры «Да-нетка», используя все свои знания об этих животных. (хищник,травоядный,всеядный,летает, плавает, бегает, с рогами и т.д.)
В.-Правильно, ребята, это зубр. А что вы о нём знаете?
Рассказ детей о зубре.
Д.- Зубр - это красивое , крупное животное, которое живёт в стаде. У зубра есть рога и хвост. На голове растёт густая шерсть. Питаются зубры растительной пищей, поэтому они предпочитают места обитания, в которых имеется травянистая растительность. Маленькие зубрята могут питаться молоком в течение целого года. Живут зубры до 25 лет.
В.-А теперь давайте составим о зубре загадку, по нашей схеме. Что тут написано?
Д.- Какой ? и Кто такой же?
Какой ? | Кто такой же ? |
1.Большой. 2.Горбатый. 3.Рогатый. | 1.Шкаф. Дом. Слон. Дуб. 2.Верблюд. Гора. 3.Лось. Олень. Коза. Баран. |
В.-А теперь посмотрите на нашу загадку и попробуйте её прочитать.
Д.- Большой, но не слон. Горбатый, но не верблюд. Рогатый, но не олень.
Заслушивается 3 загадки.
В.- Молодцы! Загадки получились все разные и интересные.
-Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.
Дидактическая игра с мячом «Кто я?»
Дети становятся в круг, ведущий бросает мяч и задаёт вопрос:
-Я умею кусаться. Кто я? (комар, собака, змея, волк, лиса, акула)
-Я умею ползать. Кто я? (змея, гусеница, червяк, жук, муравей)
-Я умею нападать. Кто я? (лев, тигр, змея, медведь, волк, гепард)
-Я умею лететь. Кто я? (бабочка, птица, майский жук, комар, стрекоза)
-Я умею прыгать. Кто я? (кузнечик, заяц, антилопа, кенгуру, лягушка, воро- бей.
Дети садятся на стульчики.
В. -Ребята, а вы знаете, что ещё делают люди, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных?
Д.- Создают заповедники, Национальные парки.
-Отгадайте загадку:
Море есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя . (Географическая карта)
В.-А какие вы знаете заповедники и Национальные парки? Кто может показать, где они расположены на карте? ( Белогорье, Приокско-Террасный заповедник, Байкальский заповедник, Большой Арктический заповедник, Национальный парк «Лосиный остров»).
Дети отмечают на физической карте местонахождение заповедников.
Выставляется классификация объектов живой природы.
В.-Хорошо, ребята. А посмотрите внимательно на нашу классификацию. Что обозначают эти значки?
Д.-Живая природа. Т.е., всё живое может питаться, дышать, двигаться, чувствовать и размножаться.
В.-Я загадала объект живой природы. Попробуйте определить, что я загадала с помощью этой классификации (Белый аист - птица перелётная, крупная, клюв длинный, она белая).
-Правильно, это белый аист. Но сегодня я вам хочу рассказать про другого аиста. Этот аист необычный, он чёрный.
Рассказ воспитателя о чёрном аисте.
Чёрный аист - крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения чёрная с металлическим блеском. Белое только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные. Птица эта нелюдимая, предпочитает селиться подальше от деревень во влажных лесах, по соседству с болотами, реками или заболоченными лугами. А со своим белым собратом она видится обычно во время обеда. Питается преимущественно рыбой, реже – лягушками и змеями. Чёрные аисты в отличие от белых, улетают в тёплые края не стаями, а по - одиночке. В РФ они занесены в Красную книгу – список редких животных, которые охраняются.
-А теперь я вам предлагаю ещё немного поиграть с микрофоном в игру «Я знаю», где мы будем называть растения и животных, занесённых в Красную книгу. (Дети ,передавая микрофон друг другу, по очереди называют животных и растения ,занесённые в Красную книгу).
-Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)
Г. –У какого животного самая длинная шея? (жираф)
Д. – Какое самое крупное морское животное? (кит)
Г. – Какое животное спасает утопающих?
Д. –Какая трава растёт выше дерева? (бамбук)
Г. – Какое дерево – самый первый медонос? (ива)
Д. – Самое высокое дерево в мире? (эвкалипт)
Г. – Самый крупный хищник на земле? (белый медведь)
Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)
Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)
Д. – Самая маленькая птичка? (колибри)
Г. – Какая птица первой прилетает весной? (грач)
Д. – У какого дерева кора не нагревается даже в самую жаркую погоду? (берёза)
Г. –Кого называют «царём зверей»? (льва)
7:7 ничья! В викторине победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые живут на нашей планете.
Дети читают стихотворение Б. Заходера:
1реб.- Все ,все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
2 реб.- Нужны все на свете, нужны все подряд.
Кто делает мёд ,и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
3 реб.- Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны
И если нам кто-то лишним кажется, То это, конечно, ошибкой окажется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...
Непрерывная образовательная деятельность «Овощи как хороши!» с детьми младшей группы с использованием проблемного обучения и игровых технологий
Задачи:- закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д.- уточнить представления об обобщающем понятии овощи,- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность «Волк и Лиса» с детьми младшей группы с использованием проблемного обучения и мнемотехнических технологий
Цели: формировать умение отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; обучать новым способам работы с бумагой; развивать навыки полилогической речи: умени...
Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Для чего нужна одежда?» с использованием проблемного обучения и ТРИЗ технологий
Цель:· образовательные: расширение и закрепление знаний об одежде, цвете и других признаках;· ра...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Для чего нужна одежда?» с использованием проблемного обучения и ТРИЗ технологий
Цель:образовательные: расширение и закрепление знаний об одежде, цвете и других признаках; развивать и активизировать речь;воспитывать мотивацию к познавательной деятельности....
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в старшей группе «Животные Красной книги!»
Цель: Сформировать представления детей о Красной книге.Задачи:Систематизировать знания о животных, особенностях их внешнего вида, способах приспособления к условиям жизни.Воспитывать ответственное и б...