огород на окне
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43
Инновационный проект на тему:
образовательная область «Познавательное развитие"
подготовительная к школе группа
Приготовила и провела
воспитатель
Прохоренкова А.А.
2021 год
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта:
-дети подготовительной к школе группе «Гномики», МБДОУ детский сад №7 «Радуга», Советская,43
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах (огурцах), зернобобовых культурах (горох): строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4.Формировать умение договариваться с помощником воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец, горох?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно - исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта:
«Огород на окне»
В подготовительной к школе группе «Гномики»
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались . На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно - развивающей среды
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы;
2-й этап: реализационный:
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
- этап: итоговый:
- выставка детских работ;
- создание альбома.
Перспективное планирование:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 этап – подготовительный. | ||||
1. | Беседа с родителями «Огород на окне» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители. |
2. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | 1-я неделя | Воспитатели, родители |
3. | Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» | Просвещать родителей по данной теме. | 1-я неделя | Воспитатели |
2 этап – основной. | ||||
4. | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. | Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. | 2-я неделя | Воспитатели, родители. |
5. | Занятие «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады» | Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. | 2-я неделя | Воспитатели |
6. | Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | 2-я неделя | Воспитатели |
7. | Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | 2-я неделя | Воспитатели |
8. | Занятие «Овощной суп» (рисование) | познакомить со значением овощи, фрукты в жизни человека. | 2-я неделя | Воспитатели |
9. | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. | 2-я неделя | Воспитатели |
10. | Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. | 3-я неделя | Воспитатели |
11. | Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) | Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). | 3-я неделя | Воспитатели |
12. | Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. | 3-я неделя | Воспитатели |
13. | Наблюдение за формированием цветка и плода | Про учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .должать | 3-я неделя | Воспитатели |
14 | Итоговая беседа Высадка в открытый грунт (Огород на окне переносится на участок детского сада) | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, гороха. | 3-я неделя | Воспитатели |
3 этап – заключительный. | ||||
15 | Обработка и оформление материалов проекта, фотографий | Создание презентации опыта работы | 4-я неделя | Воспитатели |
16 | Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, горохе. | Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний | 4-я неделя | Воспитатели, дети, родители |
Анализ результативности | 4-я неделя | Воспитатели |
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно - продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах (чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о горохе, огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут горох, огурцы. Где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева) , о огурцах (М. Борина , Н. Лебедева , Е. Груданов , Н. Маслей , С. Бахрушина ). Стихи про семена ( С.Ранджелович),загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.http://www.numama.ru/blogs/ko
11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
17.http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178
18.http://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080
19.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty
20.http://mir-vospitatelei.ru/news/konspekt_zanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279
21.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec
22.http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/
23.http://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/
24. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)
Экологическое воспитание детей. Проект "Огород на окне"....
Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»
Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...
Проект «Катюшин огород» (огород на окне)
Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны. «Давайте попробуем посадить косточк...
Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»
Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...
Презентация Огород на окне «Веселый огород»
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...
Огород на окне "Мышкин огород" 2 младшая группа
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412426","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412437","attributes":{"alt":"","class"...