Конспект образовательной деятельности по теме: «Научное открытие лета» опытно-экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Все дети в группе приобщаются к экспериментированию, группа превращается в детскую научную лабораторию, в которой дошколята чувствуют себя волшебниками-первооткрывателями!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_letnee_eksperimentirovanie_senina_g.v.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска
Конспект образовательной деятельности по теме: «Научное открытие лета»
опытно-экспериментальная деятельность
для детей среднего и старшего возраста
Автор - составитель: Сенина Галина Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2023 г.
Конспект образовательной деятельности по теме: «Научное открытие лета»
опытно-экспериментальная деятельность
для детей среднего и старшего возраста
Дата проведения: 14.08.2023 г.
Актуальность. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
В нашем учреждении большое внимание уделяется детскому экспериментированию. Это совместная увлекательная работа педагога, ребенка и родителей.
Все дети в группе приобщаются к экспериментированию, группа превращается в детскую научную лабораторию, в которой дошколята чувствуют себя волшебниками-первооткрывателями!
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
1. На примере практической опытно-экспериментальной деятельности дать представление о профессии учёный – исследователь. 2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования. 3. Стимулировать желание исследовать окружающий мир.
Формировать представление об опытно-экспериментальной деятельности.
4. Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, потребность в творческом самовыражении, инициативность в воплощении замысла.
5. Познакомить с тем, что в результате химического опыта вступило два вещества: сода и уксус.
6. Показать значение соды и воды в детском экспериментировании.
7. Развивать пространственные представления детей, мышление, логику, воображение, сообразительность.
8. Расширять средства познания и естественный опыт детей, связанный с познанием мира
9. Способствовать осмыслению многообразных связей явлений природы и процессов окружающего мира (извержение вулкана можно сделать самим...).
10. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление, делать выводы).
Речевое развитие:
1. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Способствовать обогащению активного словаря;
3. Приобщать к культуре устного высказывания;
Физическое развитие:
1. Способствовать охране и укреплению здоровья детей;
2. Формировать представлений о ЗОЖ;
3. Формировать навыков выполнения основных движений;
Социально-коммуникативное развитие:
1. Способствовать возникновению игр-экспериментов на темы из окружающей жизни;
2. Способствовать обогащению игрового опыта посредством опытно-экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки, усидчивость, вежливость в совместной деятельности.
4. Способствовать формированию у детей важных качеств личности, таких как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Художественно-эстетическое развитие;
1. Познакомить детей с получением углекислого газа при смешивании уксуса и соды. 2. Выяснить что вещества смешиваются и происходит реакция (извержение вулканчика).
3. Способствовать самовыражению, раскрытию и совершенствованию творческих. способностей.
4. Способствовать развитию фантазии, творчества, воображения.
Используемые методы:
Приемы: наглядный, практический, словесный, игровой
Виды детской деятельности:
1.Игровая деятельность.
2.Познавательно-исследовательская деятельность.
3.Коммуникативная деятельность.
4.Двигательная деятельность.
5.Изобразительная деятельность.
6. Конструирование.
7. Музыкальная деятельность.
Материально-техническое обеспечение:
Для педагога: Сенсорный компьютер.
Для детей: Чтобы сделать извержение вулкана понадобятся: тёплая вода; сода; уксус; банка.
Для центра творчества: белая бумага, кисти №7, гуашь, пластилин, досточки, бумажные салфетки;
Для центра экспериментирования: белые халаты и шапочки, сода в тарелках, пластмассовые бутылочки с уксусом, влажные салфетки.
Предварительная работа: вопросы, беседа, показ, проведение опыта, экспериментирование.
Ход деятельности
Вводная часть
Игра для создания рабочего настроения «Здравствуй!»
Воспитатель:
Доброе утро, ребята!
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг:
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем, здоровья пожелайте,
Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)
Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с новой профессией. Посмотрите на слайд и скажите, кто этот человек? Как вы думаете, как называется эта профессия.
Ответы детей:
Эта профессия называется ученый – исследователь. Это человек, который, проводит различные опыты, работает он в исследовательской лаборатории. Ученый одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка, на руках перчатки. У него очень интересная работа. Он проводит различные опыты, ставит эксперименты, работает с микроскопом, пробирками, колбами и т.д. Его работа имеет огромное значение.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где работают учёные исследователи? Что такое лаборатория?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие вы умные ребята, лаборатория - это специальное помещение, где проводятся опыты и эксперименты.
Воспитатель: оказывается, проводить эксперименты можно и дома и в детском саду.
Для эксперимента понадобится: два стакана, ложка, вода, уксус, сода, красный краситель.
Чтобы слепить вулкан лучше всего воспользоваться пластилином, обычно он всегда в наличии в доме, или в саду. При этом совсем необязательно брать новый, вполне можно использовать старый пластилин, оставшийся после предыдущих лепок, превратившийся в массу непонятного цвета.
Воспитатель: Замечательно! Сегодня у нас работает два центра активности лаборатории:
В первом центре активности вы сможете узнать, как вызвать извержение вулкана из соды и уксуса.
Во втором центре активности вы научитесь рисовать вулкан по сырой бумаге. Или сможете вылепить вулкан из пластилина.
А чтобы вы были сильными и здоровыми, мы сделаем мультзарядку со смышлёными и активными Фиксиками (дети расходятся по группе и делают мульзарядку).
Воспитатель: Ребята, в первом центре активности вас встретит профессор «Всезнайка» (Мирослава).
Во втором центре активности вас встретит Художник (Лера).
Ребята, выберите, в каком центре вы будете работать (дети выбирают центр активности и расходятся по центрам).
Описание экспериментов в центрах активности:
Первый центр активности.
Опыт№1
Всезнайка: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть у себя в лаборатории. Но чтобы стать настоящими исследователями нам нужно одеть, специальную одежду.
Дети одевают на голову шапочки, халаты.
Готовы? Тогда приступим к опыту. 1. Сделайте жерло вулкана из пластилина (дети лепят вулкан).
В стакан с водой и красителем добавляем две ложки соды. Перемешиваем. Полученный раствор заливаем в жерло «вулканчика» на дне которого уксус. Также можно добавить туда немного оранжевой или красной краски.
Получается извержение. Чтобы продлить процесс извержения лавы, необходимо в воду с содой добавить немного средства для мытья посуды. В этом случае реакция замедлится, и красочное зрелище продлится по времени. Будет достаточно 1 столовой ложки.
Второй центр активности.
Опыт№2
Ребята, Кто знает, как выглядит вулкан? (ответы детей).
Мы сейчас с вами нарисуем вулкан. Показ.
Заключительная часть.
Педагог: ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу:
- Давайте вспомним как называется человек, который проводит опыты и эксперименты (учёный – исследователь). - Понравилось ли самому ребёнку быть в роли ученого?
Воспитатель просит детейрассказать о том, чем они занимались в центрах активности и показать вулкан (презентации детьми продуктов деятельности).
Итог. Молодцы ребята! Вы были внимательными, работали аккуратно, и всё у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, некоторые из вас станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.
Список литературы для педагогов
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
Для детей и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Мы стройные»
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с использованием (ЦОР)для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Мы стройные»...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Прогулка по осеннему лесу»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Прогулка по осеннему лесу»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Птицы»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Птицы»...
Конспект образовательно – игровой деятельности «Мышонок у нас в гостях» для детей среднего и старшего дошкольного возраста; приоритетная область: познавательное развитие.
Образовательно - игровая деятельность по формированию математических представлений....
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о...