Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития экологического сознания дошкольника
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Если рассматривать данный вопрос именно с позиции становления экологического сознания дошкольника, то необходимо отметить некоторые элементы РППС, безусловно способствующие этому. Сразу отметим, что их выбор не случаен. Анализ актуального состояния РППС в ДОО, позволяет сделать вывод либо о полном их отсутствии в образовательном пространстве детского сада, либо о недостаточной функциональности их организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития экологического сознания дошкольника
«Среда как третий педагог» - такое сравнение все чаще мы слышим на различных встречах педагогического сообщества. Действительно, роль среды трудно переоценить. Однако недооценить ее вполне возможно. И в подтверждении этому печальному тезису можно вспоминать достаточно большое количество примеров, когда развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) создается формально, по инерции, в основном для удобства педагогического персонала. Фразы «так легче убирать», «так легче сохранить игрушки целыми», «если они захотят, я им (детям) подам/принесу», «нам не разрешают так делать проверяющие» и т.п., которые педагоги вполне искренне произносят в ответ на вопрос об эффективности, целесообразности, полезности того или иного элемента среды, говорят о том, что понимание истинного предназначения РППС пока недостаточно очевидно для многих.
Таким образом, включение в среду элементов, которые даже в отсутствие сопровождения педагогом деятельности ребенка, может принести ему развитие и пользу, является важнейшей частью большой работы под названием «реализация ФГОС ДО».
Если рассматривать данный вопрос именно с позиции становления экологического сознания дошкольника, то необходимо отметить некоторые элементы РППС, безусловно способствующие этому. Сразу отметим, что их выбор не случаен. Анализ актуального состояния РППС в ДОО, позволяет сделать вывод либо о полном их отсутствии в образовательном пространстве детского сада, либо о недостаточной функциональности их организации.
- Естественные природные объекты на территории, предназначенные для наблюдения и соответствующим образом организованные. Речь идет, например, о лежащем на земле бревне или пне, который специально не убирается в целях «наведения порядка», а оставляется в среде как объект наблюдения. В эту же категорию можно отнести опавшие листья, фрукты, постепенно превращающиеся в перегной. Для того, что данные объекты не выглядели как беспорядок и неопрятность, нам кажется целесообразным специально организовать место их размещения с удобным подходом, возможно, огороженное небольшим заборчиком и информационной табличкой о целях и задачах данного элемента среды.
- «Домики для насекомых» - еще один элемент среды, который уже получил свое активное распространение за рубежом и постепенно проникает на территорию российских детских садов.
Актуальность его появления обусловлена чрезмерной урбанизацией территории детского сада: стремление заасфальтировать как можно больше площади, а на оставшейся - высадить искусственный газон, а иногда даже и постелить имитирующее траву синтетическое покрытие. В таких условиях, по мнению многих ученых, занимающихся экологическим воспитанием в системе дошкольного образования (Н.А. Рыжова и др.), насекомым очень трудно найти для себя комфортное место, и они просто исчезают с территории детских садов, тогда как наблюдение за ними в естественной среде является необыкновенно важным условием становления у дошкольников экологического сознания.
Варианты оформления «домиков для насекомых» представлены в рисунках 1-3.
Существуют также некоторые правила их создания:
Во-первых, домику необходима крыша и стенки, которые защитят его обитателей от разных погодных условий. Во-вторых, нецелесообразно использовать для каркаса таких сооружений синтетические материалы (пластик и т.д.), а также хвойную древесину. Также в качестве наполнителя домика не рекомендуется использовать листву: насекомым в ней понравится, но болезнетворным грибам — тоже, и их споры на лапках обитателей домика могут распространиться по саду. Важно помнить о том, что наполнитель нужно хорошо зафиксировать (например, крупной сеткой), чтобы он не выпал, не разлетелся на ветру.
В качестве наполнителя подойдут:
- сосновые или еловые шишки
- солома или сено
- обрезки веток
- мох
- куски древесной коры
- полые сухие побеги растений
- деревяшки, обрезки поленьев с просверленными в них отверстиями
- кирпичи
- кусочки керамики
- камешки разных размеров
Домик для насекомых нужно обязательно накрыть крышей, чтобы он не стал доступным для птиц. Кроме этого, не следует размещать рядом с таким домиком кормушки для пернатых, а, возможно, наоборот, даже поставить чучело, для их отпугивания.
Появление на территории детского сада подобных экологических элементов РППС с большой долей вероятности будет способствовать формированию экологического сознания у дошкольников при условии неформального и заинтересованного отношения педагогов к этому процессу.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3
Библиографический список:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении
B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...
Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.
В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...
Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста
Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....
Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...
Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...
Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития и коррекции речи в рамках экологического воспитания
Элементы развивающей предметно-пространственной среды для развития и коррекции речи в рамках экологического воспитания...