Проект "Лес-наш дом родной"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шашкова Светлана Александровна

Проект "Лес-наш дом родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЛЕС – наш дом родной»

                                       Разработал: Воспитатель Шашкова С.А,  

Бердск 2022г.

       Паспорт проекта

Берегите, ребята природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надёжный наш друг.

         Несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом», сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

        Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.

        Давайте, сохраним наши леса!                                          

  Название проекта: «Лес – это дом для многих жильцов»

  Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

  Срок реализации проекта: долгосрочный (в течение года)

  Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители.

  Цели:

  • формировать у детей представление о том, что лес – это  сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории;
  • жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга;
  • главные в лесу деревья, под ними растут теневыносливые кустарники,  травы, ягоды  и грибы,  в  лесу на земле  и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища;
  • что человек и природа не могут существовать друг без друга;
  • развитие познавательных и творческих способностей, навыков взаимодействия и сотрудничества.

  Задачи:

  • Организация соответствующей предметно-развивающей среды (создание «Уголка леса»);
  • Формировать у детей представление о лесе;
  • Развивать познавательные и творческие способности детей;
  • Развивать интерес и любовь к природе;
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

  Перечень форм и методов реализации проекта:

- игры – путешествия;

- подвижные, творческие и др. игры;

- занятия в игровой форме;

- экскурсии в природу;

- праздники, развлечения, досуги;

- рассматривание, беседы, чтение и т.д.

  Этапы реализации проекта:

  1 этап – подготовительный

  2 этап – основной (реализация проекта)

  3 этап – заключительный (презентация)

  1 этап: подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Примечание

Беседа с детьми о лесе (выявление  уровня знаний детей о лесе, как о сообществе  растений и животных).

Составление плана работы над проектом.

Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.

Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Изготовление дидактических игр, пособий и т.д.

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Проведение родительского собрания.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

На этом этапе формулируется проблема, цель  и задачи проекта

  2 этап: основной (реализация проекта)

         Для удобства реализации проекта, тематика проекта разбита на 3 блока: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек  и природа»

«Лес. Царство растений»

«Жители леса»

«Человек  и природа»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА

  • Беседы, занятия с детьми познавательного характера

- «Что такое лес?» (запуск темы)

- Какую пользу приносит лес?

 - Научитесь беречь лес!

- Растения – пища животных и человека.

- «Какие бывают леса?»

- «Деревья и кустарники наших лесов»

-«Деревья наши друзья»

- «Грибы»

- «Ягоды»

- «Лекарственные и ядовитые растения» или игра – путешествие в страну             « Полезных и вредных растений»

- «Охрана растений. Красная книга»

- «Кто живет в лесу?»

- «Зачем волкам нужны зайцы?»

- «Как дикие звери готовятся к зиме»

- Перелетные и зимующие птицы»

- «Хорошо ли жить в царстве пернатых»

«Почему появились редкие птицы. Красная книга»

-«Охрана животных.  Красная книга»

- «Насекомые» и др.

- «Знакомство с профессией лесника»

- «Мы друзья природы»

- «Охрана леса»

- «Как люди помогают лесным обитателям»

  • Организация предметно-развивающей среды по заданной теме

  • подготовка информации по темам: ««Лес. Царство растений», «Жители леса», «Человек  и природа», для родительских уголков

  • организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т.д.

  • создание презентаций для занятий с детьми («Ягоды», Грибы», Лес и его звуки» …. ) и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  • Игровая, двигательная деятельность

- Сюжетно-ролевые: «По грибы», «В лесу»

- Дидактическая игра: «Отгадайте, что за растение»; «Узнай и расскажи», "Загадай, мы отгадаем"

и др.

«Что растет в лесу»; «Кто живет в лесу»; «Третий лишний»

Подвижные игры:

- «Поймай листок»; «Листопад»; «К названному дереву беги»; «Узнай растение» и др.

Сюжетно-ролевые: «Зоопарк»

Дидактическая игра:

 «Кто что ест?»; Что это за птица?»; «Найди детеныша для мамы»; «Четвертый лишний», «Чей хвост, чья голова?» и др.

 Подвижные игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц» и др.

- Сюжетно-ролевые: «Лесник», «Охота»

- Дидактическая игра:

 « Отвечай одним словом»; Что было бы, если из леса исчезли…»; «Береги природу!» и др.

  • Продуктивная деятельность

- Коллективная работа «Грибная семейка»- картина из пластилина

- «Грибы» - создаем коллекцию грибов из соленного теста

- " Гроздь рябины»"

- «Елочка»

-«Ягодка»

Аппликация:

- декоративное панно "Орнамент из листьев" (на круге)

- «Во поле береза стояла»                                            

Рисование:

- создание тематического альбома «Почему нас так назвали? (детские рисунки грибов + описание) и др.

«Какие разные кусты» (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования

- «В грибном царстве, лесном государстве» и т.д.

Лепка:

- лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из рус. Народной сказки «Колобок»: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

- «Учимся лепить птиц»

Аппликация:

 - "Бабочка» - аппликация из пластилина

- «Медвежонок»

- «Царство диких зверей»

- « Трусишка зайка серенький»

Рисование: (нетрадиционные приемы рисования)

- «Летят перелетные птицы»- рисуем «крупами»

- «Синички» - тычком

- «Снегири на ветке рябины»

- «Кто живет в зимнем лесу»

- «Ежиха с ежатами в ельнике»- рисуем «веником»

- «Бабочки летают над лугом» и т.д.

  • Чтение художественной литературы

К.Ушинский «Спор деревьев»

А.Лопатина «Липкины дары», «Жизнь дерева», «Зеленая страна» и др.

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хвоста», «У страха глаза велики»; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной  «Какие звери в лесу?»

Е. Пермяк «Русские сказки о природе»

Н.Сладков « Сказки леса»

В.Бианки «Сказки» и др.

  • Коммуникативная деятельность

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек и природа»

  • Словотворчество: сочиняем стихи, сказки

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Вечер досуга «Люблю березку русскую»

-

- Информация в родительском  уголке  «Осень в лесу», « Лес зимой» и т.д.

- Работа над созданием «Паспорта деревьев»

- Оформление альбома «Эти интересные животные» (совместная работа детей и родителей)

- Проведение акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек из бросового материала

- Проведение игры-викторины совместно со взрослыми «Знатоки природы» 

- Проведение акции «Посади дерево»

  3 этап – заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Примечание

Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)

Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ

                      Праздничное открытие

«Уголка леса» в экологической комнате.

На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации

  Ресурсное обеспечение проекта:

  • Экологические уголки
  • Методический инструментарий (конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.)
  • Подборка художественной литературы, иллюстраций
  • Технические средства: компьютер, музыкальный центр, телевизор и др.

  Ожидаемые результаты

  Для детей: 

  • Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

  Для педагогов: 

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

  Для родителей: 

  • Повышение уровня экологического сознания.
  • Активное участие в жизнедеятельности ДОУ

   Выводы

       Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательной области «Познание» показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.

        Давайте, сохраним наши леса!                                          

Используемая литература:

  1. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры».
  2. Шорыгина, Т.А. «Беседа о лесе»
  3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –
  4. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.
  5. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  6. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.
  7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
  8. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  9. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
  10. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
  11. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  12. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
  13. Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

"Родной дом-родная деревня"

Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...