Проект "Лес-наш дом родной"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЛЕС – наш дом родной»
Разработал: Воспитатель Шашкова С.А,
Бердск 2022г.
Паспорт проекта
Берегите, ребята природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа - надёжный наш друг.
Несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом», сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.
Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.
Давайте, сохраним наши леса!
Название проекта: «Лес – это дом для многих жильцов»
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий
Срок реализации проекта: долгосрочный (в течение года)
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители.
Цели:
- формировать у детей представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории;
- жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга;
- главные в лесу деревья, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища;
- что человек и природа не могут существовать друг без друга;
- развитие познавательных и творческих способностей, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
- Организация соответствующей предметно-развивающей среды (создание «Уголка леса»);
- Формировать у детей представление о лесе;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Развивать интерес и любовь к природе;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.
Перечень форм и методов реализации проекта:
- игры – путешествия;
- подвижные, творческие и др. игры;
- занятия в игровой форме;
- экскурсии в природу;
- праздники, развлечения, досуги;
- рассматривание, беседы, чтение и т.д.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (реализация проекта)
3 этап – заключительный (презентация)
1 этап: подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с семьей | Примечание |
Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных). Составление плана работы над проектом. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. Изготовление дидактических игр, пособий и т.д. | Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. | Проведение родительского собрания. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. | На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи проекта |
2 этап: основной (реализация проекта)
Для удобства реализации проекта, тематика проекта разбита на 3 блока: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек и природа»
«Лес. Царство растений» | «Жители леса» | «Человек и природа» | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
| ||
- «Что такое лес?» (запуск темы) - Какую пользу приносит лес? - Научитесь беречь лес! - Растения – пища животных и человека. - «Какие бывают леса?» - «Деревья и кустарники наших лесов» -«Деревья наши друзья» - «Грибы» - «Ягоды» - «Лекарственные и ядовитые растения» или игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» - «Охрана растений. Красная книга» | - «Кто живет в лесу?» - «Зачем волкам нужны зайцы?» - «Как дикие звери готовятся к зиме» - Перелетные и зимующие птицы» - «Хорошо ли жить в царстве пернатых» «Почему появились редкие птицы. Красная книга» -«Охрана животных. Красная книга» - «Насекомые» и др. | - «Знакомство с профессией лесника» - «Мы друзья природы» - «Охрана леса» - «Как люди помогают лесным обитателям» | |
| |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
| ||
- Сюжетно-ролевые: «По грибы», «В лесу» - Дидактическая игра: «Отгадайте, что за растение»; «Узнай и расскажи», "Загадай, мы отгадаем" и др. «Что растет в лесу»; «Кто живет в лесу»; «Третий лишний» Подвижные игры: - «Поймай листок»; «Листопад»; «К названному дереву беги»; «Узнай растение» и др. | Сюжетно-ролевые: «Зоопарк» Дидактическая игра: «Кто что ест?»; Что это за птица?»; «Найди детеныша для мамы»; «Четвертый лишний», «Чей хвост, чья голова?» и др. Подвижные игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц» и др. | - Сюжетно-ролевые: «Лесник», «Охота» - Дидактическая игра: « Отвечай одним словом»; Что было бы, если из леса исчезли…»; «Береги природу!» и др. | |
| |||
- Коллективная работа «Грибная семейка»- картина из пластилина - «Грибы» - создаем коллекцию грибов из соленного теста - " Гроздь рябины»" - «Елочка» -«Ягодка» Аппликация: - декоративное панно "Орнамент из листьев" (на круге) - «Во поле береза стояла» Рисование: - создание тематического альбома «Почему нас так назвали? (детские рисунки грибов + описание) и др. «Какие разные кусты» (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования - «В грибном царстве, лесном государстве» и т.д. | Лепка: - лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из рус. Народной сказки «Колобок»: заяц, волк, медведь, лиса, колобок. - «Учимся лепить птиц» Аппликация: - "Бабочка» - аппликация из пластилина - «Медвежонок» - «Царство диких зверей» - « Трусишка зайка серенький» Рисование: (нетрадиционные приемы рисования) - «Летят перелетные птицы»- рисуем «крупами» - «Синички» - тычком - «Снегири на ветке рябины» - «Кто живет в зимнем лесу» - «Ежиха с ежатами в ельнике»- рисуем «веником» - «Бабочки летают над лугом» и т.д. | ||
| |||
К.Ушинский «Спор деревьев» А.Лопатина «Липкины дары», «Жизнь дерева», «Зеленая страна» и др. | Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хвоста», «У страха глаза велики»; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?» | Е. Пермяк «Русские сказки о природе» Н.Сладков « Сказки леса» В.Бианки «Сказки» и др. | |
| |||
| |||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | - Вечер досуга «Люблю березку русскую» - - Информация в родительском уголке «Осень в лесу», « Лес зимой» и т.д. - Работа над созданием «Паспорта деревьев» | - Оформление альбома «Эти интересные животные» (совместная работа детей и родителей) - Проведение акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек из бросового материала | - Проведение игры-викторины совместно со взрослыми «Знатоки природы» - Проведение акции «Посади дерево» |
3 этап – заключительный
Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с семьей | Примечание |
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе) Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ | Праздничное открытие «Уголка леса» в экологической комнате. | На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Экологические уголки
- Методический инструментарий (конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.)
- Подборка художественной литературы, иллюстраций
- Технические средства: компьютер, музыкальный центр, телевизор и др.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Активное участие в жизнедеятельности ДОУ
Выводы
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательной области «Познание» показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.
Давайте, сохраним наши леса!
Используемая литература:
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры».
- Шорыгина, Т.А. «Беседа о лесе»
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.
- Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.
- Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
- Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
- Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
- Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
- Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
- Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
- Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...
"Родной дом-родная деревня"
Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...