Педагогический проект "Мир воды"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кулуева Анна Васильевна

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»

 

                               Подготовил: воспитатель Кулуева А.В.

 

Участники: дети  6 – 7 лет, родители

Авторы проекта: Кулуева А.В.

Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Предмет исследования: свойства воды.

 

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

 

Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

 

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к воде.

 

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки,  продуктивная деятельность.

 

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

 

Результат проекта:

 

Создание:  книжек-малышек «Всё о воде»;

- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;

- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;

- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;

- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)

 

План реализации проекта.

 

Этапы проекта.

 

Подготовительный этап:

 

Задачи:

1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека».  Диагностирование детей.

 

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы:                                                                                                                                        - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой;                                                                                                 - подбор дидактических, словесных и подвижных игр;                                                                           - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.

 

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей.                                                                               Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.                                                                                                      Формы работы: Беседы. Консультации.

 

 

Основной этап:

Познавательное развитие:

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

 

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».                                                                                     Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

 

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

настольная игра «Где живет вода».

 

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

 

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»;                                                                        игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

 

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Рыбки в аквариуме»,

Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,

Поделка «Рыбка»

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»;

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

 

Трудовая деятельность:                                                                                                                             мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

 

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

 

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Создание книжек – малышек «Все о воде»

 

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vody_1.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»

 

                               Подготовил: воспитатель Кулуева А.В.

Участники: дети  6 – 7 лет, родители

Авторы проекта: Кулуева А.В.

Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Предмет исследования: свойства воды.

 

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки,  продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта:

Создание:  книжек-малышек «Всё о воде»;

- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;

- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;

- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;

- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)

План реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

Задачи:

1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека».  Диагностирование детей.

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы:                                                                                                                                        - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой;                                                                                                 - подбор дидактических, словесных и подвижных игр;                                                                           - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей.                                                                               Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.                                                                                                      Формы работы: Беседы. Консультации.

Основной этап:

Познавательное развитие:

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».                                                                                     Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

настольная игра «Где живет вода».

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»;                                                                        игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Рыбки в аквариуме»,

Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,

Поделка «Рыбка»

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»;

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

Трудовая деятельность:                                                                                                                             мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Создание книжек – малышек «Все о воде»

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»

Проект носит социально-исследовательский характер.      В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с        окружающим, ознаком...

Педагогический проект "Водичка, водичка...."

Проектная деятельность во второй младшей группе.Проект «Водичка, водичка… »Цель проекта: Через различные виды деятельности дать детям элементарные представления о свойствах воды; о значении воды для п...

Педагогический проект «Вода, вода, кругом вода»

Актуальность. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «...

Педагогический проект «Вода-источник жизни»

Познавательно - исследовательский, краткосрочный проект. Данный проект может оказаться доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующей больших финансовых и мат...

Педагогический проект "Вода и водные ресурсы"

Цель: формирование личности, видящей красоту окружающего водного пространства, стремящейся сохранять и оберегать природный мир, умеющей взаимодействовать с природой, соблюдая экологические правила....

Педагогический проект Вода и ее свойства

Проект предусматривает исследование детьми от 3 до 7 лет пятнадцати свойств воды с постепенным расширением, уточнением и обобщением представлений в разных видах детской деятельности....

Педагогический проект «Вода – это жизнь»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой....