Педагогический проект "Мир воды"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»
Подготовил: воспитатель Кулуева А.В.
Участники: дети 6 – 7 лет, родители
Авторы проекта: Кулуева А.В.
Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
- формировать представления о значении воды в жизни человека;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта:
Создание: книжек-малышек «Всё о воде»;
- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;
- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;
- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;
- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)
План реализации проекта.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
Задачи:
1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.
Беседа «Вода в жизни человека». Диагностирование детей.
2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.
Формы работы: - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой; - подбор дидактических, словесных и подвижных игр; - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.
3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы: Анкетирование родителей. Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.
4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей. Формы работы: Беседы. Консультации.
Основной этап:
Познавательное развитие:
Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».
Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». Наблюдение за погодой.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».
Исследовательская деятельность:
Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».
дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».
настольная игра «Где живет вода».
Речевое развитие:
Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»
игра «Подскажи словечко»;
беседы «Вся ли вода полезна?»;
рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;
придумывание рассказа «Путешествие на море»;
чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».
загадки о воде;
стихотворение «Шел по берегу туман»;
Беседа «Как беречь воду».
Физическое развитие:
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»; игры с водой.
Утренняя гимнастика «Морское путешествие».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Рыбки в аквариуме»,
Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,
Поделка «Рыбка»
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
Игра на металлофоне «Капельки дождя»;
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,
Создание книжек-малышек «Всё о воде».
Трудовая деятельность: мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Заключительный этап:
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.
Создание книжек – малышек «Все о воде»
Используемая литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.
2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vody_1.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»
Подготовил: воспитатель Кулуева А.В.
Участники: дети 6 – 7 лет, родители
Авторы проекта: Кулуева А.В.
Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
- формировать представления о значении воды в жизни человека;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта:
Создание: книжек-малышек «Всё о воде»;
- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;
- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;
- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;
- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)
План реализации проекта.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
Задачи:
1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.
Беседа «Вода в жизни человека». Диагностирование детей.
2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.
Формы работы: - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой; - подбор дидактических, словесных и подвижных игр; - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.
3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы: Анкетирование родителей. Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.
4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей. Формы работы: Беседы. Консультации.
Основной этап:
Познавательное развитие:
Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».
Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». Наблюдение за погодой.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».
Исследовательская деятельность:
Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».
дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».
настольная игра «Где живет вода».
Речевое развитие:
Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»
игра «Подскажи словечко»;
беседы «Вся ли вода полезна?»;
рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;
придумывание рассказа «Путешествие на море»;
чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».
загадки о воде;
стихотворение «Шел по берегу туман»;
Беседа «Как беречь воду».
Физическое развитие:
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»; игры с водой.
Утренняя гимнастика «Морское путешествие».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Рыбки в аквариуме»,
Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,
Поделка «Рыбка»
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
Игра на металлофоне «Капельки дождя»;
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,
Создание книжек-малышек «Всё о воде».
Трудовая деятельность: мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Заключительный этап:
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.
Создание книжек – малышек «Все о воде»
Используемая литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.
2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.
4. http://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda
5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»
Проект носит социально-исследовательский характер. В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с окружающим, ознаком...
Педагогический проект "Водичка, водичка...."
Проектная деятельность во второй младшей группе.Проект «Водичка, водичка… »Цель проекта: Через различные виды деятельности дать детям элементарные представления о свойствах воды; о значении воды для п...
Педагогический проект «Вода, вода, кругом вода»
Актуальность. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «...
Педагогический проект «Вода-источник жизни»
Познавательно - исследовательский, краткосрочный проект. Данный проект может оказаться доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующей больших финансовых и мат...
Педагогический проект "Вода и водные ресурсы"
Цель: формирование личности, видящей красоту окружающего водного пространства, стремящейся сохранять и оберегать природный мир, умеющей взаимодействовать с природой, соблюдая экологические правила....
Педагогический проект Вода и ее свойства
Проект предусматривает исследование детьми от 3 до 7 лет пятнадцати свойств воды с постепенным расширением, уточнением и обобщением представлений в разных видах детской деятельности....
Педагогический проект «Вода – это жизнь»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой....