Леса и луга нашей Родины
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему:
«Леса и луга нашей Родины»
Цель: создание условий, проблемных и игровых ситуаций для формирования у детей представления о природе нашей Родины через знакомство с лесом и лугами родного края.
Задачи:
- Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края.
- Закрепить понятия «Лес», «Луг», «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешенный лес».
- Расширять представление о взаимосвязи растительного и животного мира.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Летом я очень люблю ходить в лес за грибами, за ягодами, бродить между березами, дышать свежим воздухом и слушать пение птиц. Недавно я получила письмо от моего друга – старичка Лесовичка. Вот что он пишет.
«Дорогие ребята, скоро наступит лето, и вы с родителями наверно пойдете в лес, погуляете по лугу. Я очень хочу узнать, а что вы знаете о лесе и луге, и умеете ли правильно там себя вести. Для этого я приготовил для вас небольшое испытание. Если все испытания вы пройдете, то милости прошу в мои владения. Ваш друг Лесовичок».
Воспитатель: Вот ребята, какое письмо. А вы согласны выполнить задание Лесовичка?
Воспитатель: Ну что ж, вот первое задание. Нужно отгадать загадки.
Ромашки, клевер, васильки,
В ковре зелёном у реки!
Где пчёлки шустрой стаей
Нектар с утра глотают? (Луг).
Воспитатель: Что же такое луг? (Ответы детей)
Луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Здесь очень много света.
Какие цветочки украшают луга?
Ярко-желтые лютики, белые соцветья тысячелистника, розовые круглые головки клевера, красные звездочки полевой гвоздики.
Очень красивы среди изумрудно-зеленой травы крупные золотые головки одуванчиков. Они раскрываются рано утром, сразу вслед за солнышком, часов в шесть утра, а часам к трем дня плотно закрываются. По ним можно определять время и даже предсказывать погоду: если день будет пасмурным и дождливым, соцветия одуванчиков не раскроются!
Луг - это дом для многих видов животных.
На лугу живут насекомые : бабочка, стрекоза, божья коровка, шмель, пчела, кузнечик, комар. Такие животные как: улитка, паук, суслик и крот
- Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес).
Воспитатель: Ребята, что же такое лес?
ЛЕС – это множество деревьев, кустарников, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
- В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их верхушки соприкасаются, а где-то даже смыкаются.
Лес – это дом для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь все обитатели леса живут рядом друг с другом, сообща и помогая, как будто соседи в большом многоэтажном доме.
Какие деревья растут в наших лесах? ( для подсказок детям на экране появляются картинки деревьев: ель, сосна, береза, липа, дуб, осина, лиственница, рябина, ива…)
Воспитатель: - Лес это дом еще и для птиц и зверей, а также насекомых.
Вспомните, какие птицы живут в лесу? (ответы детей с опорой на картинки на экране: синица, дятел, клест, сорока, сова, кукушка, зяблик…)
- А теперь давайте вспомним, какие звери живут в лесу?
Обитатели леса – медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, кабан, барсук, лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница… В лесу живет очень много зверей. Кто-то из них обитает в норах, кто-то в дуплах, другие прячутся под кустами или прячутся в глухой чаще леса, устраивая там логово. (просмотр картин на презентации)
Воспитатель: Чем же отличаются «лес» и «луг»? (на лугу растут травы и цветы, а в лесу деревья)
Воспитатель: С первым заданием Лесовичка вы справились. Слушайте второе задание.
На подносе лежат изображения различных деревьев. Вы должны взять по одной картинке внимательно посмотреть и определить дерево, которое на ней изображено. (воспитатель спрашивает детей, какое дерево на картинке)
Воспитатель: Теперь все ребята, у которых на деревьях вместо листьев растут иголки встанут вокруг синего кубика, а ребята, у которых на деревьях растут листочки встанут вокруг зелёного кубика.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называются все ваши деревья одним словом (хвойные), значит, лес у вас получился? – хвойный.
Как называются все ваши деревья одним словом (лиственные), значит, лес у вас получился? – лиственный.
Воспитатель: Ребята, а теперь, встаньте врассыпную и в лесу все деревья перемешались. Как можно назвать ваш лес? – смешанный.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Готовы выполнить следующее?
Игра «Что, где растет?»
Воспитатель: Лесовичок предлагает вам следующее задание. В лесах и на лугах России растет очень много растений, но сегодня все растения перепутались, вам нужно взять по одной картинке с растением и расселить их правильно, там, где они растут, в лесу или на лугу (изображения леса и луга на мольберте). Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят и прикрепляют на мольберт.
Воспитатель: Ребята, какие же растения растут на лугу? (Дети называют растения, цветы.)
Воспитатель: Ребята, а какие растения растут в лесу? (Дети называют растения.)
Воспитатель: Как вы думаете, где растет больше цветов в лесу или на лугу? Почему? (на лугу много света и насекомых, а в лесу свет загораживают большие деревья, луговым растениям нужно много света)
Динамическая пауза «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Ребята, присядьте, пожалуйста, на стульчики, сядьте красиво, спинки у всех прямые.
Воспитатель: Посмотрите на экран, Лесовичок просит вас назвать животных и расселить этих животных по местам их обитания. (Дети перечисляют животных, изображенных на слайде).
Игра "Кто, где живет?"
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие из этих животных живут на лугу? (Дети называют)
Воспитатель: Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).
Воспитатель: Ребята, а каких животных вы поместили бы в лес? (Дети называют)
Воспитатель: Почему крупные животные поселились в лесу? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу), (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).
Воспитатель: Что было бы с животными, если бы весь лес люди вырубили? (ответы детей). Правильно, ребята, лес защищает всех животных, дает им пищу и дом для выращивания детенышей.
Воспитатель: Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)
Игра «Да, нет»
Воспитатель: Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если буду поступать плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет!)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет!)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да!)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да!)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет!)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет!)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да!)
Я люблю свой край родной,
Природу сберегаю! (Да!)
Воспитатель: Ребята, давайте же вспомним о чем мы сегодня говорили.
С че мы сегодня познакомились ? ( лес и луг)
Чем же отличатся лес от луга?
Какие у нас бывают леса?
Какие растения и животные есть на лугу?
А какие в Лесу?
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Лесовичка. Как вы считаете, какое задание было для вас сегодня трудным? А какое задание вам понравилось?
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия №237 «Семицветик»
Конспект НОД
В старшей группе «Одуванчик» на тему:
«Леса и луга нашей родины»
Воспитатель:
Глаз Ольга Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леса и луга нашей родины
Презентация позволяет закрепить знания о многообразии растительного мира России, формировать представления о растениях и животных леса и луга....
"Леса и луга нашей родины"
Данные презентации помогут интереснее провести занятие по ознакомлению с природой...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»
Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....
Презентация "Леса и луга нашей Родины"
Програмное содержание.Закрепить знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и жив...
Викторина "Леса и луга нашей Родины!"
Для этого предлагаю вам закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины».
конспект...
Познавательное развитие "Ознакомление с природой. Леса и луга нашей родины"
Цель: познакомить с многообразием растительного мира России....