Познавательное развитие "Ознакомление с природой. Леса и луга нашей родины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: познакомить с многообразием растительного мира России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luga_i_lesa_nashey_rodiny.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Леса и луга нашей Родины».

Цель: познакомить с многообразием растительного мира России.

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края.
  2. Закрепить понятия «Лес», «Луг», «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешенный лес».
  3. Расширять представление о взаимосвязи растительного и животного мира.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность.
  2. Развивать чувство коллективизма

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, обручи, мольберты, наборы иллюстраций (деревья, цветы, животные и птицы), эмблемы правил поведения в лесу.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Летом я очень люблю ходить в лес за грибами, за ягодами, бродить между русскими березами, дышать свежим воздухом и слушать пение птиц. Недавно я получила письмо от моего друга – старичка Лесовичка. Вот что он пишет (слайд 1).

«Дорогие ребята, скоро наступит лето, и вы с родителями наверно пойдете в лес, погуляете по лугу. Я очень хочу узнать, а что вы знаете о лесе и луге, и умеете ли правильно там себя вести. Для этого я приготовил для вас небольшое испытание. Если все испытания вы пройдете, то милости прошу в мои владения. Ваш друг Лесовичок».

Воспитатель: Дети, вы согласны пройти испытания Лесовичка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну что ж, вот первое испытание. Нужно отгадать загадки.

  1. Цветами поле зарастает,

Над ними пчелы и шмели летают.

Все лето стадо там пасется.

Скажи, как поле то зовется.  (Луг) (слайд 2)

  1. Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес) (слайд 3)

Воспитатель: Чем отличаются «лес» и «луг»?  (на лугу растут травы и цветы, а в лесу деревья)

Воспитатель: С первым испытанием Лесовичка вы справились. Слушайте второе испытание.

На подносе лежат изображения различных деревьев. Вы должны взять по одной картинке внимательно посмотреть и определить дерево, которое на ней изображено (воспитатель спрашивает детей, какое дерево на картинке).

Воспитатель: Теперь все дети, у которых на деревьях вместо листьев растут иголки встанут в синий обруч, а дети, у которых на деревьях растут листочки встанут в зеленый обруч.

Воспитатель: Дети, скажите, как называются все ваши деревья одним словом (хвойные), значит лес у вас получился? – хвойный (слайд 4)

Как называются все ваши деревья одним словом (лиственные), значит лес у вас получился? – лиственный (слайд 5).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте выйдем из обручей, встаньте врассыпную, теперь в   лесу все деревья перемешались. Как можно назвать ваш лес? – смешанный (слайд 6).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с испытанием. Готовы, выполнить следующее?

Игра "Что, где растет"

Воспитатель: Лесовичок предлагает вам следующее испытание. В  лесах и на лугах России растет очень много разных цветов, но сегодня все  цветы  перепутались,  вам нужно взять по одному цветку и расселить их правильно, там, где они растут, в лесу или на лугу (изображения леса и луга на мольберте).  Дети рассматривают картинки с изображениями растений  леса и луга и отбирают те, которые подходят и прикрепляют на мольберт.

Воспитатель: Дети, какие цветы растут на лугу? (Дети называют растения, цветы.) (Слайд 7)

Воспитатель: Посмотрите на экран, Лесовичок задает нам вопрос: а какие еще луговые цветы вы знаете?

Воспитатель: Дети, а  какие цветы растут в лесу? (Дети называют растения.) (Слайд 8) 

Воспитатель:  А где же растут оставшиеся цветы? (в саду, в цветнике, на даче)

Воспитатель: Как вы думаете, где растет больше цветов в лесу или на лугу? Почему? (на лугу много света и насекомых, а в лесу свет загораживают большие деревья, луговым растениям нужно много света)

Воспитатель: Дети, в нашей роще весной тоже распускается много цветов, их еще называют первоцветами. Они цветут ранней весной, пока на деревьях не появились листья, и цветам достаточно света.

Динамическая  пауза «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Дети присядьте, пожалуйста, на стульчики, сядьте красиво, спинки у всех прямые. Дети, а на лугах и в лесах нашей Родины кроме растений еще кто-нибудь живет? Как вы думаете? (звери,  птицы, насекомые).

Воспитатель: Посмотрите на экран, Лесовичок просит вас назвать животных и расселить этих  животных по местам их обитания. (Слайд 9)  (Дети перечисляют животных, изображенных на слайде).

Игра "Кто, где живет?"

Воспитатель:- Дети, как вы думаете, какие из этих животных  живут на лугу? (Дети называют)(Слайд 10)

Воспитатель: - Почему насекомые живут на лугу? ( На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

Воспитатель:- Дети, а каких животных вы поместили бы в лес? (Дети называют) (Слайд 11)

Воспитатель: - Почему крупные  животные поселились в лесу? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу),  (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами) (слайд 12).

Воспитатель: Что было бы с животными, если бы весь лес люди вырубили? (ответы детей). Правильно, дети, лес защищает всех животных, дает им пищу и дом для выращивания детенышей.

Игра «Назови, чей домик»

Воспитатель: - Дети,  на лугу и в лесу  много животных.   А вы знаете, в каких домиках они живут? Следующее испытание Лесовичка, вам нужно сказать, как называется домик и кто в нем живет, смотрим на экран (слайды 13-17).

Воспитатель: - Чтобы не навредить животным,  сохранить красоту природы, как люди должны  вести себя  в лесу и на лугу? (ответы детей)

Игра «Да, нет»

Воспитатель: - Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если буду поступать плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет!)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет!)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да!)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да!)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет!)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет!)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да!)

Я люблю свой край родной,

Природу сберегаю! (Да!)

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились со всеми испытаниями Лесовичка.  Как вы считаете, какое испытание было для вас сегодня трудным? А какое испытание вам понравилось? Что нового вы узнали о лесе и луге? Теперь вы многое знаете, а чтобы вы не забывали, как правильно вести себя на природе, я вам подарю знаки, которые обозначают,  что можно и что нельзя делать в лесу и на лугу. (воспитатель дарит детям знаки правил поведения на природе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леса и луга нашей родины

Презентация позволяет закрепить знания о многообразии растительного мира России, формировать представления о растениях и животных леса и луга....

"Леса и луга нашей родины"

Данные презентации помогут интереснее провести занятие по ознакомлению с природой...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Презентация "Леса и луга нашей Родины"

Програмное содержание.Закрепить знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и жив...

Викторина "Леса и луга нашей Родины!"

Для этого предлагаю вам закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины».Старшая группа. Провела Седова О. А. 12.04.2021.Литература. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детск...